microbik.ru
1

Тема «Основные направления модернизации

общего образования в Красноармейском районе»


Уважаемый Александр Игоревич! Юрий Александрович! Уважаемые коллеги!


Тема моего выступления в течение всего 2011 года является актуальной: она обсуждалась на августовском совещании педагогических работников. Вопросы модернизации образования регулярно обсуждались на совещаниях директоров школ, аппаратных совещаниях управления образования, Главы района, освещались в районных СМИ и на школьных сайтах.



В образовательную систему Красноармейского муниципального района входят 62 образовательных учреждения. Из них 27 школ, 33 детских сада и 2 учреждения дополнительного образования. Общее образование получают 3966 учащихся. Из них 70 – в очно-заочной форме. В этом году впервые за последние 10 лет наметился небольшой рост (на 69 человек) количества учащихся. Средняя наполняемость классов 14,1 человек. Образовательный процесс осуществляют 477 педагогических работников, из них учителей 402 основных и 44 совместителя. Из общего количества основных работников 102 (23,6%) – люди пенсионного возраста (старше 55 лет), и только 26 (6%) моложе 25 лет.

С целью реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» разработан муниципальный план действий по модернизации общего образования Красноармейского района на 2010-2015 годы. В соответствии с планом во всех образовательных учреждениях перешли на ФГОС начального общего образования.

Одним из важнейших мероприятий по модернизации общего образования стал переход на НСОТ. Начат он в 2010 году и проходил поэтапно, а с первого сентября все 62 образовательных учреждения ввели отраслевую систему оплаты труда. Мы сознательно не форсировали этот процесс, так как прекрасно понимали, что увеличение фонда оплаты труда на 10% не позволяет достичь целей НСОТ. В июне-сентябре поступили областные субвенции на 30-типроцентное увеличение заработной платы, и переход на НСОТ закончен.



Каковы результаты начисления заработной платы? В целом в сентябре заработная плата в ОУ района выросла на 132,12% и составила 13 тыс. руб.45 коп. В первом квартале она составляла 9839 руб. 70 коп. Т.о. в целом по муниципалитету картина вполне благополучная. Заработная плата по учреждениям неодинакова. И это вполне логично. Сравнительный анализ уровня заработной платы в школах с различной наполняемостью представлен на слайде:



Но тревожит то, что лишь в 11 школах повышение зарплаты составило 30%, при этом уже в сентябре начислены все стимулирующие надбавки. Самая серьезная причина, отрицательно повлиявшая на реальное увеличение заработной платы – низкий коэффициент доведения до МРОТ. При увеличении численности учащихся на начало учебного года на 69 человек в результате изменений, внесенных в Закон Челябинской области №264-ЗО от 24.04.2011 года «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений» в части введения новых коэффициентов при расчете фонда оплаты труда, а именно коэффициента на доведение уровня МРОТ, произошло снижение месячного фонда заработной платы во всех школах района на 252, 8 тыс. рублей. При введении в 2009 году МРОТ в размере 4330 руб. управлению образования было выделено 11 979 600 руб., что полностью обеспечивало выплату заработной платы по госгарантиям в сфере образования. В 2011 году по новым коэффициентам на эти цели предусматривается доплата 4 637 555 руб, т.е. дефицит составил 7 294 672 руб. Поэтому 1 сентября практически во всех школах, а особенно с малым количеством учащихся, наблюдается значительное снижение фонда оплаты труда, что делает невозможным повышение заработной платы на 30% . Предлагаем на законодательном уровне базовую ставку или должностной оклад сотрудников первой группы установить на уровне МРОТ, увеличив коэффициент. Деньги на образовательный процесс в районе есть. Но у нас нет права их использовать при существующей нормативно-правовой базе. Со своей стороны ответственно заявляю, что в наших ОУ оптимизация должностей, получающих доплату до МРОТ, проведена, что нашло отражение в штатных расписаниях. (пример - Бродокалмакская школа. Для решения вопроса введения НСОТ этой школы выведены за штат ОУ 4 должности истопников с фондом зарплаты 32 тыс. руб. в месяц. Еще вопрос организации питания. В 11 ОУ из штатов выведены работники школьных столовых. В остальных 16 этот вопрос не решен из-за удаленности, отсутствия интереса у бизнеса и, что немаловажно, из-за неминуемого удорожания. А это социальный вопрос. Очень серьезно анализировали возможность выведения за штаты водителей школьных автобусов. Но из-за протяженных маршрутов и большого подвоза эта мера неэффективна прежде всего с экономической точки зрения. Тем не менее, проблема очень затратная. Для оплаты труда водителей и двух сопровождающих на каждый автобус необходимы значительные средства. В 2011 году эти расходы составят 5880 тыс. руб. Кроме как из образовательного процесса, взять их негде. Средняя зарплата водителей невелика и составляет от 5 до 9 тысяч. Хочу поблагодарить МОиН за внимание к данной проблеме: на доплату водителям за сверхурочную работу в рамках нашей программы были выделены средства. В противном случае мы могли потерять водителей. (Теренкульская СОШ). Таким образом, в районе сделано все возможное для максимального увеличения заработной платы именно учителей. Есть и внешние резервы повышения ФОТ – поступление средств на оплату третьего часа физкультуры и на снижение нормы часов на ставку учителей начальных классов. Медицинские работники школ тоже получат более высокую зарплату.

Более позитивная картина – по зарплате работников дошкольных образовательных учреждений. В среднем повышение заработной платы по дошкольным образовательным учреждениям составило 32%, зарплата воспитателей на 30%, младших воспитателей на 43% и представлена на слайде.



Если же говорить об объективном показателе уровня заработной платы учителя, то таким показателем, на наш взгляд, является расчет в переводе на ставку педагогической нагрузки. Сегодня в ряде школ часть учителей работает на неполной нагрузке, что вполне устраивает участников образовательного процесса, но ведет к снижению показателя.

Несколько слов о заработной плате руководителей. Ни в одном ОУ не нарушены положения по НСОТ, и зарплата директоров находится в диапазоне от 10 до 40 тыс. руб в зависимости от группы школ, что нормально, а кое-где могла быть и больше, учитывая объем ответственности и труда директора.

^ О модернизации.

Комплекс мер по модернизации общего образования, разработанный в районе и утвержденный соответствующими распоряжениями Главы и руководителя Управления образования, направлен на повышение доступности качественного образования, формирование современной модели образования и обеспечение комплексного решения задачи модернизации образования в муниципалитете.

На реализацию комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году предусмотрено 16 200 000 руб. из муниципального бюджета. Из них 6 млн. направлено на приобретение транспорта, так как в наших условиях обеспечение подвоза и создание безопасных условий является одной из приоритетных задач: 22 автобуса осуществляют подвоз 647 учащихся из 36 населенных пунктов в 15 ОУ. А также, что очень важно для нас, из 12 населенных пунктов 40 дошкольников подвозятся в детские сады. Из общего количества автобусов 7 выпущены до 2004 года. Изменяется и структура подвоза:

Остальные средства распределены следующим образом



Как видно, 5,5 млн. израсходованы на текущий ремонт. В первую очередь это связано с ужесточением требований надзорных органов.

Следующая важная статья расхода – приобретение оборудования.



Обратите внимание: впервые за последние годы почти 1 млн. руб. потрачено на технологическое оборудование, свыше 700 тыс. - на спортивное, 375 тыс. - на учебно-производственное. Пополнилось и учебно-лабораторное оборудование. Но пока все проблемы нами не решены.

На начало учебного года 42% наших школьников обучались в современных условиях (^ Бродокалмакская, Миасская СОШ №1, Миасская СОШ №2, Октябрьская СОШ).

В течение года доведена до требуемых показателей МОУ Канашевская СОШ, и процент учеников возрос до 51%.

Приведение в соответствие с современными требованиями Донгузловской, Лазурненской, Дубровской, Козыревской средних школ позволит нам поднять показатель до уровня 70 %. На эти цели были направлены финансовые средства в 2011 году и будут направляться в 2012 году.

Александр Игоревич, мы ожидаем, что в будущем году сумма средств на модернизацию будет не меньше. На следующие 2 года нами определены как главные следующие направления модернизации: развитие инфраструктуры ОУ, приобретение учебно-лабораторного оборудования. Ремонт образовательных учреждений, как приоритетное направление определяется не столько состоянием зданий, сколько повышенными требованиями к безопасности ОУ и санитарно-бытовым условиям в свете новых СанПинов. Эта сфера на селе традиционно отставала, поэтому в настоящее время требует особого внимания. Большинство работ, необходимых для выполнения ряда параметров, попадают под понятие «капитальный ремонт» (например, замена окон или ремонт системы отопления для обеспечения температурного режима), а одним из направлений модернизации является текущий ремонт. Таким образом, средства, потраченные на эти цели, потом не идут в зачет по модернизации. Было бы правильно либо финансировать эти работы отдельно, либо включать их в раздел «Модернизация». В районе разработана программа «Капитальный ремонт зданий ОУ». Хочется большей ясности, возможно ли финансирование мероприятий этой программы из средств, направляемых в муниципалитет на модернизацию. Этот вопрос нам постоянно задают финансисты. То же можно сказать и о транспорте для подвоза учащихся. Финансовые затраты на комплекс мер по обеспечению безопасности подвоза тоже предлагаем включать в модернизацию. Что касается оборудования, то качественный анализ этого параметра показал необходимость его серьезного обновления. Серьезные средства уже в этом году были направлены на приобретение оборудования, сохраняем этот приоритет и на следующий год. Будем развивать лего-движение, что позитивно скажется на организации внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС. Пока у нас нет спортплощадок, соответствующих современным требованиям. Словом, куда потратить деньги, мы знаем.



Что касается реализации ФЗ-83, то на основании постановления главы определены образовательные учреждения, переходящие в разряд автономных. Это МСОШ №1, МДОУ №30 «Детский сад «Улыбка», Центр дополнительного образования для детей. Сейчас ведется работа по подготовке нормативной базы. Остальные ОУ переходят в разряд бюджетных. Вопросов пока много. Надеемся, что работа в новых условиях позитивно скажется на результатах деятельности ОУ.

В заключение хочу отметить, что средства, вкладываемые в систему образования района, заметно меняют ситуацию в лучшую сторону, и мы надеемся, что такая политика государства, правительства Челябинской области и администрации района позволит довести все наши ОУ до современных требований, и каждый ребенок, согласно Конституции и Закону об образовании, получит качественное образование в сельской школе.