microbik.ru
1

Тема урока: Проектирование орнамента.


Цели урока:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;

  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;

  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;

  • закрепить навыки работы с  командой Отразить/Повернуть.

  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения

  • наличие межпредметных связей с уроком истории родного края

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

Воспитательная:



Задачи урока:

  • продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;

  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;

  • Расширение знаний об орнаменте и его видах.

Тип урока: комбинированный.


План урока:

    1. Орг. момент (1-2мин)

    2. Постановка цели (2 мин)

    3. Повторение (5 мин)

    4. Новый материал (5мин)

    5. Практическая работа (12 мин)

    6. Подведение итогов. (3мин)



Ход урока.


      1. Орг.момент.

      2. Постановка цели.

Сегодня на уроке мы будем заниматься созданием орнамента с помощью программы, которую вы должны сейчас отгадать. (2 слайд)

Вы познакомитесь с некоторыми орнаментами Урала, а затем попытаетесь создать свой орнамент.

      1. Повторение

А сейчас давайте немного повторим, что мы знаем о этой программе.

1. Для чего она предназначена?

2. Назовите элементы окна, которые показаны стрелочкой. (слайд 3)

3. Назовите инструменты, которые используются в данной программе. (слайд 4)

IV. Новый материал

Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

- Любой ли узор можно назвать орнаментом?

- ^ Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служили не только для красоты, но и несли в себе какую – то информацию.

Орнаменты, как правило, делят на такие виды:

  • Геометрический

  • Растительный

  • Животный

  • Предметный

  • Смешанный.

Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.

Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

В зооморфных мотивах больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества.

И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.

В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.

Самые ранние по происхождению геометрические мотивы.
В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные).

Давайте посмотрим некоторые орнаменты Урала. Т.к. на Урале живут разные национальности, то и орнаменты тоже отличаются. (слайды 5,6).

^ V Практическая работа

А теперь попытаемся создать сами свой орнамент. Т.к. орнамент состоит из повторяющихся элементов, то нам достаточно создать один такой элемент. А затем с помощью команд «копировать», «повернуть/отразить» составляем полностью орнамент.

Те, кто не сможет придумать свой орнамент, составьте его по следующему образцу.



    1. Подведение итогов

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать.

Закончим урок такой пословицей:

Ремесло за плечами не висит!

Как вы думаете, что она означает? (что любые знания и умения всегда пригодятся, а не будут висеть грузом за плечами).