microbik.ru
1

Мастерская – это такая модель обучения школьников, которая позволяет развивать творческие способности учащихся. В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. Одна из основных идей мастерской: каждый человек должен развивать свои способности, возможности, а не копировать кого-то другого; никто ни у кого не должен учиться. Учитель стремиться создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдет по пути поиска истинного решения. В мастерской сочетаются индивидуальная и групповая работа, что позволяет решить еще одну проблему - проблему межличностного общения.

Основополагающие принципы мастерской:

  • Учитель не над учеником, а с учеником;

  • В работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка;

  • Всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; отсутствует оценка, соревнование, соперничество; их заменяют самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

  • Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;

  • Учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон, вызывая у учащихся информационный запрос.

Мастерская имеет свои этапы, отличительные от таковых традиционного урока [5. c.23-27; 27. c.38].


В своей педагогической практике я использую мастерские построения знаний. Их можно отнести к интегрированным урокам, так как для создания эмоционального настроя – наведения - применяются различные способы: художественные произведения, народные промыслы или, как в прилагаемом уроке пищевые продукты.

Тема урока: Растворы.

Цель: Формирование представлений о структуре, типах растворов, процессе растворения.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятия «раствор», «растворение», «Насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «перенасыщенный раствор» через организацию самостоятельной деятельности учащихся.

  2. Актуализировать субъективный опыт учащихся о процессе растворения.

  3. Способствовать повышению уровня коммуникативной культуры учащихся через создание атмосферы сотрудничества на уроке.

Методы: эвристическая (частично-поисковая) беседа, работа в малых группах.

Оборудование: банка маринованных огурцов, помидор, сахар-песок, колба с 50 мл воды, стеклянная палочка, ложка.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

II. Индукция («наведение»).

Перед учащимися ставится банка маринованных огурцов: Подумайте, что вы здесь видите? Ребята по-очереди высказывают свое мнение. Учитель по возможности фиксирует ответы на доске, но не комментирует их.


III. Деконструкция.

Без каких компонентов не могло бы быть этой банки? Без чего огурцы не сохранились бы такое длительное время? (Вода, соль, уксус.)

Учитель показывает следующую банку маринованных овощей.

Что есть в каждой банке? Какие продукты маринуются, солятся в вашей семье? Из каких компонентов состоит рассол-раствор?

IV. Реконструкция.

Каждый учащийся пробует на листочке записать определение понятия «раствор».

V. Социализация.

Работа в малых группах.

Задание:

  1. Обсудить составленные определения.

  2. Предложить наиболее удачное или конструктивно новое, сложенное из частных идей.

VI. Афиширование.

Представители каждой группы зачитывают свое определение. Обсуждение.

VII. Разрыв.

Сравнение предложенных определений с научным (записанным на обратной стороне доски), дополнение, исправление, запись в рабочую тетрадь с печатной основой (стр.111 упр.3).

Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

VIII. Работа в малых группах (практическая деятельность).

Класс делится на группы по 3-4 человека, которым выдается колба с 50 мл воды, стаканчик с сахаром-песком, стеклянная палочка, десертная ложка.

Задание:

  1. Насыпать в колбу с водой 1 десертную ложку сахара. Что наблюдаете?

  2. Насыпьте в эту же колбу еще 3 ложки сахара. Что наблюдаете?

  3. Насыпьте еще 3 ложки сахара. Что наблюдаете?

Первая ложка растворится почти мгновенно, как будто в стакане появился голодный «динозаврик-сладкоежка» (показать рисунок динозаврика, выполненного в формате А4)

«Голодный динозаврик» – это ненасыщенный раствор, который готов принять все новые и новые порции сахара.

Но с каждой новой ложкой растворение происходит все труднее. «Динозаврик» почти наелся, поэтому приходится подолгу размешивать сахар. Наступает момент, когда ложка едва движется в густом сахарном сиропе. Наш «динозаврик» насытился. Раствор стал насыщенным, он больше не может растворять вещество, которого и так уже «наелся досыта» (показать рисунок объевшегося динозаврика).

«Аппетит» растворителя по отношению к растворенному веществу имеет количественное выражение: это растворимость вещества, способность его растворяться в данном растворителе при данной температуре. В нашем примере в 50 мл воды может раствориться 102 г сахара. В этом случае раствор – «насыщенный». Если меньше – раствор «ненасыщенный». А какой раствор будет «перенасыщенным»?

В рабочей тетради с печатной основой на стр.112 в упр. 6 записать определения записать определения «насыщенный», «ненасыщенный», «перенасыщенный» растворы. Обсуждение.

IX. Разноуровневое домашнее задание.

§ 34 (читать), остальные варианты на выбор, подготовиться к тесту на основе домашнего задания.

  1. Рабочая тетрадь стр.110-111, № 1,2,4,7 (письменно)

  2. Сборник задач (Изучаем химию -8) стр. 161, № 1-6 (устно).

  3. Учебник стр. 141-142, № 3,4,6 (устно).

X. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. Какой момент урока мне понравился больше всего? Почему?

  2. Какой момент вызвал наибольшие затруднения? Почему?

  3. Я бы хотел предложить, изменить….

На предложенные вопросы отвечает каждый учащийся. Сообщается о том, что оценок на данном уроке нет. Это изучение новой темы. Оценки будут выставляться при проверке домашнего задания и на основе мини-теста после изучения второго часа темы.