microbik.ru
1



п/п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


Вид контро-ля

Домашнее задание

Дата проведения



1

Международное значение русского языка

1

Комби-ниро-ванный урок

Понятие «мировые языки». Русский язык – один из мировых языков.

Знать содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык — один из мировых языков. Уметь ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких

текстов.

Беседа по вопросам параграфа

Стр.3-7

Упр.3




^ Повторение изученного в V – VIII классах ( 5+2)

2

Р. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

1

Урок развития речи

Определение темы, основной мысли текста.Разно-видности речевого общения

Знать понятие устная и письменная речь.

Уметь создавать устное монологическое высказывание.

Устные сообщения на лингвис-тическую тему

§1-2

упр.12 напи-сать письмо другу




3

Р. Стили языка

1

Урок развития речи

Стили языка: научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.

Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.

Составить план учеб-

ной статьи.

§ 3 упр.27

Составить предложе-ния с данными словами




4

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Грамматичес-кая основа простого предложения

Знать виды предложений по наличию главных чле­нов виды односо­ставных предложений; виды ска­зуемого.

Уметь выделять грамматическую основу в предло­жениях; определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях; опре­делять вид сказуемого

Обяснитель-ный диктант

§4 упр.31

Устное сообщение об однородных членах




5

Предложения с обособленными членами

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Обособление определений и обстоятельств


Знать содержание понятия обособления, об интона­ции обособления; виды обособленных предложений; условия обособле-ния/необособления согласованных и несогласованных определений. Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении.

Фронта-льный опрос.

§ 5 упр.35




6

Предложения с обособленными членами.

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Виды обособленных приложений.

Знать содержание понятия обособления, об интона­ции обособления; виды обособленных приложений; условия обособле-ния/необособления согласованных и несогласованных определений. Уметь находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении.

Тест

Подговка к ГИА

Упр.36




7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

Комби-ниро-ванный урок

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Знать способы выражения обращения; группы вводных слов по значению; назначение вставных конструкций.

Уметь находить обращение в тексте, вводные слова и предложения, вставные конструкции.

Тест

Подговка к ГИА

§6 упр.39




8

Диагностическая контрольная работа

1

Урок контро-ля

Простое предложение, обособленные члены предл.




тест


Повторить сложное предложе-ние




^ Сложное предложение (4 +1)

9

Анализ контрольной работы

Понятие о сложном предложении

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Сложное предложение как единица синтаксиса

Знать типы предложений: простое и сложное.

Уметь разграничивать простые и сложные предложения.

Работа над ошибками

Составить таблицу «Основные виды сложных

§7 упр.44




10

Союзные и бессоюзные


сложные предложения

1

Урок


изуче-ния нового матери-ала

Союзные и


бессоюзные сложные предложения

Знать, что сложные


предложения делятся на союзные и бессоюзные; знать средства связи частей сложного предложения.

Уметь разграничивать союзные и бессоюзные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные;составлять схемы сложных предложений.

Фронталь-


ный опрос.

§8 упр.49




11

Союзные и бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания.

1

Урок закрепления изучен-ного

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Знать, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные; знать средства связи частей сложного предложения.

Уметь разграничивать союзные и бессоюзные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные;составлять схемы сложных предложений.

Тест

Подговка к ГИА

§8, упр.51




12

Р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

Урок развития речи

Описание местности. Городской пейзаж. Запись впечатлений от картины.

Знать определение пейзажа.

Уметь описывать собственные впечатления в форме дневниковых записей.

Сочинение

Упр.52 сочинение по картине




13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1

Урок закрепления изучен-ного

Разделитель-ные и выделитель-ные знаки препинания. Интонация.

Знать о назначении знаков препинания в сложном предложении; особенности интонации простого и сложного предложения.

Уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения.

Синтакси-ческий, пунктуационный разбор предложе-ния

§ 9-10

Упр.57




^ Сложносочиненные предложения (6ч)

14

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Сложносочи-ненное предложение.

Группы сочинитель-ных союзов по значению

Знать определение сложносочиненного предложения

Уметь различать простые и сложные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиченного предложения

Тест

Подговка к ГИА

§11-12 упр.62







15



Сложносочиненные предложения с соединительными.

1

Комби-ниро-ванный урок


Соединитель-ные союзы.

Знать перечень соединительных союзов.

Уметь определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.

Тестиро-вание


§13-15 упр.64,

67




16

Сложносочиненные предложения с разделите-льными и противительными союзами.

1

Комби-ниро-ванный урок


Разделитель-ные, противитель-ные союзы.

Знать перечень разделительных, противительных союзов.

Уметь определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.

Схемы предложе-ний

§13-15 упр.

67




17

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

1

Урок закрепления изученного

Разделитель-ные знаки препинания

Знать, что части сложносочиненного предложения разделяются запятой, реже-тире.

Уметь различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.

Синтаксичес кий, пунктуационный разбор

§16 упр.72




18

Контрольный работа (тест) по теме «Сложносочиненное предложение»

1

Урок оцени-вания знаний по теме

Сложное предложение




Тестирова-ние

Повторить синт.разбор предложе-ний




19

Анализ контрольной работы. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

1

Повтори

тельно-обобщающий урок


План синтак-сического и пунктуацион-ного разбора сложносочи-ненного предложения

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложно-сочиненного предложения .

Уметь производить устный и письменный разбор.

Работа над ошибками.

Фронталь-ная проверка. Устные ответы.

Вопр. стр.47




^ Сложноподчиненные предложения (19+6 )

20

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Комби-ниро-ванный урок


Сложноподчиненное предложение. Придаточное предложение.

Знать определение сложноподчиненного предложения.

Уметь находить главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении; определять средства связи придаточного с главным предложением

Фронталь-ная проверка

Составить план параграфа

§18 упр.84




21

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Урок усвое-ния нового матери-ала

Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи частей СПП.

Знать, что придаточное предложение может занимать различное положение по отношению к главному.

Уметь находить главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении; уметь находить границы придаточного предложения; редактировать неверно построенные сложноподчиненные предложения.

Работа со схемами

§ 19 упр.89







22

Р. Сочинение-отзыв ( по картине И.Тихого «Аисты»)

1

Урок развития речи

Отзыв в классный альбом.

Уметь выразить отклик на увиденное, оценить его, выразить свое отношение.

Сочинение

Стр.52 упр.92




23

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

Урок усвое-ния нового матери-ала

Союзы и союзные слова

Знать, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов или союзных слов; знать приемы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.

Уметь правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений.

Конструи-рование СПП

§20 упр.96




24

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1

Урок закрепления изученного

Указательные слова в сложноподчиненном предложении

Знать, что в главной части сложноподчиненного предложения могут использоваться указательные слова;

Уметь находить главное предложение с указательным словом и без него; определять, каким членом предложения является указ.слово.

Тест

Подготовка к ГИА

§ 21 упр.99




25

Р. Сжатое изложение. Подготовка к ГИА.

1

Урок развития речи







Изложение


Упр.106




^ Основные группы сложноподчиненных предложений

26

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

Урок усвое-ния новых знаний.


Придаточные определите-льные

Знать основные группы сложноподчиненных предложений и их признаки.

Уметь определять значение придаточных определительных; правильно употреблять их в речи.

Синонимичная замена СПП с придаточ-ными определи-тельными на простые с обособлен-ным опреде-лением.

§ 22 упр.110, 115




27

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Урок закрепления изученного.

Придаточные определите-льные

Знать основные группы сложноподчиненных предложений и их признаки.

Уметь определять значение придаточных определительных; правильно употреблять их в речи.

Синонимичная замена СПП с придаточ-ными определи-тельными на простые с обособлен-ным опреде-лением.

упр. 116




28

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

Урок усвое-ния нового матери-ала


Придаточные изъяснитель-ные

Знать признаки придаточных изъяснительных.

Уметь определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы

Конструирование предложе-ний по схемам.


§ 23 упр.119, 121




29

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок закрепления изученного.

Придаточные изъяснитель-ные

Знать признаки придаточных изъяснительных.

Уметь определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы

Конструирование предложе-ний по схемам.

Составить повествова-тельную миниатюру с изъясните-льной кон-струкцией

§ 23 упр.121




30

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Урок усвое-ния нового матери-ала.


Придаточныеобстоятельст-венные

Знать виды обстоятельственных придаточных предложений; три основные группы придаточных обстоятельственных.

Уметь определять значение придаточных времени, места и ставить к ним вопросы.

Объяснитель

ный диктант

§24,25 упр.126, 129




31

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Урок закрепления изученного

Придаточныеобстоятельст-венные

Знать виды обстоятельственных придаточных предложений; три основные группы придаточных обстоятельственных.

Уметь определять значение придаточных времени, места и ставить к ним вопросы.

Тест

Подготвка к ГИА

§24,25 упр. 129




32

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Придаточныепричины, условия, уступки, цели, следствия.

Знать, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности; знать признаки этих предложений.

Уметь определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.

Конструирование предложе-ний по схемам.


§ 26 упр.132





33

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

Урок закрепления изученного

Придаточныепричины, условия, уступки, цели, следствия.

Знать, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности; знать признаки этих предложений.

Уметь определять значение придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия.

Тест

Подготовка к ГИА

Упр.155




34

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Придаточные образа действия, меры, степени и сравнитель-ными

Знать признаки придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных; ставить к ним вопросы; составлять схемы с указанными видами придаточных; правильно ставить необходимые знаки препинания.

Конструиро-вание предложе-ний

§27 упр.157 упр.165 (устно)




35

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Урок закреп-ления изучен-ного


Придаточные образа действия, меры, степени и сравнитель-ными

Знать признаки придаточных образа действия, меры, степени и сравнительных; ставить к ним вопросы; составлять схемы с указанными видами придаточных; правильно ставить необходимые знаки препинания.

Тест

Подготовка к ГИА

Упр.160




36

Контрольныя работа по теме «Сложноподчиненное предложение»(тестирование)

1

Урок оцени-вания знаний по теме

СПП

Знать признаки различных видов придаточных предложений

Уметь правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений

Тестирова-ние

Повторить СПП




37

Анализ контрольной работы


1

Урок анализа




Уметь делать работу над ошибками

Работа над ошибками


Упр.166




38


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

Урок изуче-ния нового матери-ала

Однородное подчинение, неоднородное подчинение

Знать, какие предложения называются многочленными; знать виды связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Фронталь-ная проверка. Устные ответы.

§28 упр.167 упр.172







39

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

Урок закреп-ления изучен-ного


Однородное подчинение, неоднородное подчинение

Знать, какие предложения называются многочленными; знать виды связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Тест Подготовка к ГИА

Подготовить сообщение о СПП с несколькими придаточными




40

Р. Сообщение о происхождении псевдонимов ( на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»)

1

Урок развития речи




Уметь высказывать собственное мнение на основе прочитанного

Краткое сообщение

Упр.175




41

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1

Урок обобще-ния и система-тизации знаний

Синтаксичес-кий и пункту-ационный разбор сложнопод-чиненного предложения.

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Разбор предложе-ний

§29 упр.179




42

Урок повторения СПП.

1

Урок повторения знаний и умений

Сложносочи-ненное и сложнопод-чиненное предложение; средства связи

Знать признаки СПП, виды придаточных.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Тест

Подготовка к ГИА

Стр.118 вопросы упр.181




43

Р.Подробное изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

1

Уроки развития речи

Тема, основная мысль. Выразитель-ные средства языка. Использова-ние изу-ченных синтаксиче-ских конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы.

Изложение с элементами сочинения

Составить план изложения




44

Р.Подробное изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

1

Уроки развития речи

Тема, основная мысль. Выразитель-ные средства языка. Использова-ние изу-ченных синтаксиче-ских конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы.

Изложение с элементами сочинения

Повторить ССП и СПП




^ Бессоюзные сложные предложения (6ч.)

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

Урок усвое-ния нового матери-ала

Бессоюзное сложное предложение

Знать определение бессоюзного сложного предложения; знать особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления.

Уметь произносить указанные бессоюзные сложные предложения.

Составление предложе-ний по схемам

§31-32 упр.189




46

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Комби-ниро-ванный урок


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.


Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП.

Осложнен-ное списывание.

§33 упр.193




47

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Урок усвое-ния новых знаний

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Знать условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; выявлять смысловые отношения ( причины, пояснения, дополнения).

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Объяснить постановку двоеточия

§ 34, упр.198




48

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвое-ния новых знаний

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях; знать, что в некоторых случаях значение 1-й части можно определить и как условное, и как временное

Уметь произносить указанные бессоюзные сложные предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией; составлять интонационные схемы; обосновывать условия выбора знака препинания между частями БСП.

Тезисный план параграфа со своими примерами

§35 Из 1 действия комедии «Недоросль» выписать БСП и объяснить знаки препинания




49

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

1

Повторительно- обобща-ющий урок

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксичес-кого и пунктуацион-ного разбора

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы.

Диктант «Проверяю себя»

Стр.139 контр.воп-росы и задания




50

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» (тест)

1

Урок контро-ля

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксичес-кого и пунктуацион-ного разбора

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы.

Тест

Не задано




^ Сложные предложения с различными видами связи (4+2)

51

Анализ контрольной работы. Сложные предложения с различными видами связи

1

Урок усвое-ния новых знаний

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной ( сочинитель-ной и подчи-нительной) в БСП.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Уметь находить многочленные сложные предложения; определять виды синтаксической связи между частями многочленного сложного предложения.

Работа над ошибками

Составление предложе-ний по схемам

§37 упр.212




52

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

Урок закрепления изу- ченного

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.

Сочинитель-ные и подчини-тельные союзы







§38 упр.217




53

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять.

Предупредительный диктант

Подготовить сообщение по темам ( на выбор) «Все народы меняются словами»

«Устаревшие слова как живые свидетели истории»

«Русский язык может, как жизнь, обогащаться ежеминутно




54


Р. Изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

Работа с текстами сборника для подготовки к ГИА: анализ текста, воспроизведение отдельных фрагментов

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, сохранять структуру текста при воспоизведении; приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

Написать сочинение к одному из текстов




55

Р. Изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

Работа с текстами сборника для подготовки к ГИА: анализ текста, воспроизведение отдельных фрагментов

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, сохранять структуру текста при воспоизведении; приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

Не задано




56

Повторение. Тестирование. Подготовка к ГИА

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Сложное предложение с различными видами связи

Уметь производить структурно-семантический анализ сложного предложения с различными видами связи

Тест

Сообщение о звуках и буквах русского языка




^ Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (8+ 2)

57

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Звуки русского языка, их классифика-ция.Орфоэпи-ческие нормы и нормы письма.

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; характеристику звуков; порядок фонетического разбора слов.

Уметь составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я, уметь соблюдать основные правила литературного произношения.

Зачет

§ 41 упр.230




58

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

Повтори

тельно-обобщающие уроки

Морфемы, передающие информацию о слове. Основные способы объяснения лексического значения. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы

Комплекс-ный анализ текста

§ 42-44 упр.234




59

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

Повтори

тельно-обобщающие уроки

Морфемы, передающие информацию о слове. Основные способы объяснения лексического значения. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы

Комплекс-ный анализ текста

§ 42-44 упр.234




60

Морфология

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Употребление частей речи. Орфограммы.

Знать определение морфологии как раздела науки о языке; общие признаки частей речи.

Уметь определять принадлежность слова к части речи; группировать слова по частям речи; производить морфологический разбор слов

Объяснитель

ный диктант

§ 45 упр. 246




61

Р. Изложение с элементами сочинения. Подготовка к ГИА

1

Уроки развития речи

Работа с текстами сборника для подготовки к ГИА: анализ текста, воспроизведение отдельных фрагментов

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, сохранять структуру текста при воспоизведении; приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

Написать сочинение к одному из текстов




62

Р. Изложение с элементами сочинения. Подготовка к ГИА

1

Уроки развития речи

Работа с текстами сборника для подготовки к ГИА: анализ текста, воспроизведение отдельных фрагментов

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, сохранять структуру текста при воспоизведении; приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения


Написать сочинение к одному из текстов




63

Синтаксис. Подготовка к ГИА

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Единицы синтаксиса

Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений; основные признаки текста строение словосочетаний.

Уметь находить словосочетания и предложения, определять виды синтаксической связи в словосочетании; находить различные виды предложений.

Синтаксиче-

ский разбор предложе-ний

Разобрать 3 предложе-ния из текста




64

Орфография и пунктуация

1

Повтори

тельно-обобщающий урок

Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания.

Знать определение орфографии и пунктуации; о связи между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; определять их вид; правильно расставлять знаки препинания.

Устное сообщение «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?»

§ 46,47 упр.278




65


Итоговая контрольная работа

1

Урок контро-ля

тест

Уметь выполнять тесты части А и В

Подготовка к ГИА







66

Анализ контрольной работы. Тренировочное заполнение бланков ГИА

1

Итого-вый урок




Уметь заполнять бланк ГИА

Подготовка к ГИА







67-70

Резервные уроки ( подготовка к ГИА)

4





















^ 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта образования (2004), программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2007).

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение с целей:

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий; речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официального стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

^ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ;

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально- культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие те основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка
ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

^ ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

^ МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

^ ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы,

основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

  • ^ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
-устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о( значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации



Виды и формы контроля:

- диктант ( объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинение по картине;

- изложение с элементами сочинения;

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему


Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них на развитие речи – 15 часов