microbik.ru
1

ЗАДАНИЕ С1


Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок

0

^ Максимальный балл

3

Итак, главный критерий ответов С1 и С3 – содержательный: точность ответа на вопрос и полнота аргументации определяют балл, который можно получить за эту часть экзаменационной работы.

^ С1. Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает своё развитие в данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова?

Чацкий

И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов

Ах! Боже мой! он карбонари!

^ Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

^ Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет...

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам...

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.


Обратим внимание на то, что в комедии Грибоедова несколько тем, в задании речь идет о той, которая «считается главной» в пьесе. Вот здесь уместно упомянуть о конфликте, с которым связана главная тема комедии, а также о том, какое «развитие получает» названная вами тема в предложенном эпизоде. Следовательно, во фрагменте надо найти признаки «главной темы» пьесы, доказать, что именно она получает развитие в эпизоде, сказать о том, как именно тема развивается.

^ Сочинения части С1 по данному фрагменту комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1) Основной темой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Она получает свое развитие в данном фрагменте пьесы, где Чацкий, как представитель нового, молодого поколения, противопоставлен Фамусову – человеку старых устоев. Но здесь прослеживается не только конфликт двух поколений, но и конфликт главного героя (Чацкого) со всеми окружающими его персонажами, с обществом, не принимающим его идеологию, характер, взгляд на мир и на окружающую действительность. Чацкий противопоставлен времени, в котором он живет. Его несвоевременное появление в обществе ознаменовало приход новых веяний и законов, всколыхнуло общественность, но не нашло отклика в душах и умах окружающих. Проблема одиночества и непризнанности также прослеживается на протяжении всей пьесы.

Тезис ответа абсолютно точен: Основной темой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». В данном случае слово конфликт употреблено в значении 'противостояние'. Тезис раскрывается во втором предложении сочинения: Она получает свое развитие в данном фрагменте пьесы, где Чацкий, как представитель нового, молодого поколения, противопоставлен Фамусову – человеку старых устоев.

Однако дальше ученик уходит от вопроса и обращается к общим рассуждениям о пьесе, допускает две фактических ошибки (здесь прослеживается… конфликт главного героя (Чацкого) со всеми окружающими его персонажами, с обществом… Чацкий противопоставлен времени, в котором он живет) - в эпизоде не обнаруживается ни конфликта со всеми окружающими - их во фрагменте нет, ни со временем.

Логически неуместным выглядит вывод, не имеющий отношения к осмысляемому вопросу: Проблема одиночества и непризнанности также прослеживается на протяжении всей пьесы.

^ Оценка задания – 1 балл: экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, допускает две фактические ошибки.

2) Основная тема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - полярные взгляды на жизнь представителей разных поколений, противостояние этих взглядов. Перед читателем предстает идейный конфликт между представителями «века нынешнего» (Чацкий) и «века минувшего» (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: «Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели», «Век покорности и страха», «Все под личиною усердия к царю». Чацкий не видит причин, по которым ему следовало бы уважать и ставить в пример старшее поколение: «Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», «Сужденья черпают из забытых газет», «Что старее, то хуже». В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: «Пускай из нас, из молодых, один найдется…», «Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…». Идеи главного героя возмущают и пугают Фамусова: «Опасный человек!», «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!»

Тезис ответа здесь также абсолютно точен: Основная тема комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - полярные взгляды на жизнь представителей разных поколений, противостояние этих взглядов. Развивающими доводами следует считать предложения: Перед читателем предстает идейный конфликт между представителями «века нынешнего» (Чацкий) и «века минувшего» (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: «Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели», «Век покорности и страха», «Все под личиною усердия к царю».

Однако и в этой работе ученик уходит от вопроса: довольно сумбурно и бессистемно обращается к различным сценам, цитируя то, что помнит из комедии, причем не всегда уместно и логично выбирая фрагменты цитат. В предложении: В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: «Пускай из нас, из молодых, один найдется…», «Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…» - допущены две фактические ошибки: В одном из своих последних монологов Чацкий указывает… - процитированный монолог отнюдь не последний; а вынутая из контекста цитата «Что старее, то хуже» («Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже») получает противоположный смысл.

Недостатком работы может считаться и отсутствие комментариев к цитируемому тексту. Хотя в завершение работы сделана попытка обозначить реакцию Фамусова на речи Чацкого, выводом последнее предложение считать нельзя.

^ Оценка задания – 1 балл: экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, допускает две фактические ошибки.

3) В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого «фамусовского общества» (богатство и чины), а также его отношение к службе. Таким образом, А.С. Грибоедов в своей комедии пытался достоверно отобразить нравы светского общества «века минувшего».

Тезис ответа в работе сформулирован неточно: В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Тема обличения пороков высшего общества в комедии есть, но она не может считаться главной. Считать предложения: Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого «фамусовского общества» (богатство и чины), а также его отношение к службе - развивающими доводами нельзя, так как они никак не соотносятся с предложенным для осмысления эпизодом.

Вывод: Таким образом, А.С. Грибоедов в своей комедии пытался достоверно отобразить нравы светского общества «века минувшего» - не имеет отношения к вопросу, адресовавшему экзаменуемого к конкретному фрагменту текста комедии.

^ Оценка задания – 0 баллов: экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей.

4) Главная тема комедии «Горе от ума» - это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Как говорит сам Чацкий: «В Москву я больше не ездок!» И его можно понять. Ведь это общество, пропитанное ложью, для него не существует никаких моральных принципов; а самое важное то, «что скажет княгиня Марья Алексеевна!?» Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: «Служить бы рад // Прислуживаться тошно», а это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.

Тезис ответа в работе сформулирован точно, хотя излишне конкретно: Главная тема комедии «Горе от ума» - это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Указание на Чацкого как конкретного участника противостояния лучше заменить указанием на новое поколение, «век нынешний», тем более герой упоминает эту знаменитую формулу, ставшую крылатой фразой и обозначением главной темы пьесы, в тексте эпизода: «век нынешний и век минувший». Развивающие доводы вызывают сомнения, так как не соотнесены с текстом эпизода, к тому же в работе отсутствует логика: тезис не получает развития в аргументах.

Вывод: Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: «Служить бы рад // Прислуживаться тошно», а это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения - имеет к вопросу весьма косвенное отношение.

^ Оценка задания – 1 балл: экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ.

5) В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего», показано нарастание социального конфликта пьесы. Чацкий здесь – обличитель старых порядков, на деле – общепризнанных пороков, почитаемых в фамусовском обществе за достоинства. Фамусов (как и все общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит угрозу и опасность. В последней реплике Фамусов сулит «этим господам» удаление из столицы, что предвосхищает финал пьесы – отъезд Чацкого из дома Фамусова и из Москвы.

Тезис ответа сформулирован точно, при этом учащийся опирается на текст фрагмента пьесы, уместно используя цитату: В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего», показано нарастание социального конфликта пьесы. Логика развивающих тезис доводов безупречна: Чацкий здесь – обличитель старых порядков, на деле – общепризнанных пороков… Фамусов (как и все общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит угрозу и опасность. Аргументируя свое мнение о главной теме пьесы, ученик кратко и в то же время исчерпывающе представляет участников противостояния, персонифицированные стороны конфликта – Чацкого и Фамусова. Понят и комический смысл эпизода: в малейшем инакомыслии [Фамусов] видит угрозу и опасность. Действительно, ничего особенно крамольного Чацкий не сказал, однако в сознании представителя «века минувшего» малейшее проявление свободы мысли представляет опасность, поэтому реакция Фамусова столь «непропорциональна» словам Чацкого.

Уместным представляется и вывод. На первый взгляд может показаться, что он не имеет непосредственного отношения к поставленному вопросу, однако вывод соотнесен с развязкой социального конфликта и с итогом развития главной темы комедии Грибоедова, что свидетельствует о глубоких филологических знаниях экзаменуемого. Обратим внимание и на лексику ответа: очевидно, что экзаменуемый весьма уместно и грамотно использовал те литературоведческие термины, которые в связи с предложенным эпизодом фигурировали в заданиях В1 – В7 (конфликт, реплика, монолог).

^ Оценка задания – 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.

Задания С1 для самостоятельной работы

1. В чем «символ веры» Молчалина? (д. 3, явл. 3).
2. Можно ли утверждать, что Чацкий успел «задеть» и обидеть всех гостей Фамусова? (д. 3, явл. 21).
3. Почему Софья решилась назвать Чацкого сумасшедшим? (д. 3, явл. 13, 14).

С1 (см. пример).
В чем «символ веры» Молчалина?

У Молчалина есть свой «символ веры», свое жизненное кредо: оно заключается в стремлении «и награжденья брать и весело пожить». В диалоге с Чацким Молчалин проговаривается о своих «высоких» идеалах, о том, ради чего он готов «не сметь свое суждение иметь». Он стремится к высоким чинам, богатству, власти. Для достижения цели Молчалин ведет свою тайную игру, используя любые связи и возможности. Он преклоняется перед Татьяной Юрьевной, потому что «чиновные и должностные – ей все друзья и все родные»; уважает Фому Фомича за то, что тот «при трех министрах был начальник отделенья»; пресмыкается перед Хлёстовой – ведь она родственница Фамусова. Даже любовь Софьи, «дочери такого человека», герой намерен использовать для собственной выгоды.

Молчалин терпелив, руководствуясь заветом отца «угождать всем людям без изъятья», он с «умеренностью и аккуратностью» будет двигаться к своей цели, и, возможно, герой ее достигнет, так как молчалинские «таланты» могут позволить добраться до высших ступеней власти.

Таким образом, еще раз обратим внимание на то, что начать работу предпочтительнее сразу с ответа на вопрос, предложенный в задании, так как любые посторонние рассуждения, попытка создать вступление могут отвлечь, увести в сторону.

Следует учесть также, что если тезисов в ответе несколько, то вывод можно сделать как по каждому из них отдельно, так и сформулировав общий вывод-итог в заключении сочинения.