microbik.ru
1

Тренинг «Моя социальная компетентность»

Цель: учить участников тренинга чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

Задачи:

    1. Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.

    2. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

    3. Формирование умения говорить и думать о себе.


Содержание тренинга:


1. Правила нашей группы

Мы активные и равноправные партнеры. Мы активно слушаем партнёра и группу в целом, мы всё время в группе, готовы поделиться своим опытом, внимательны к опыту других участ­ников.

^ Мы используем только «Я-высказывания». Для более откровенного общения мы отказываемся от безличной речи, поэтому заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что …».

Мы говорим о том, что происходит в группе, т.е. общаемся по принципу «здесь и те­перь».

Мы оцениваем не человека, а его поступки.

^ Мы стремимся к разнообразным контактам. У каждого из нас есть определённые симпа­тии, кто-то нам нравится больше, с кем-то бо­лее приятно общаться. Но во время занятия мы общаемся со всеми членами группы, и осо­бенно с теми, кого меньше всего знаем.

^ Мы уважаем говорящего и высказываемся по очереди.

Мы постоянно анализируем себя, свои мыс­ли и действия. В конце каждого упражнения обсуждаются трудности, с которыми столкнулись участники тренинга. Каждый может поделиться с другими своими впечатлениями и мыслями, которые воз­никли во время работы.

^ Мы сосредоточены на происходящем, поэтому выключаем мобильные теле­фоны, что­бы не потерять «рабочий настрой».


2. Беседа – знакомство

Каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя, которым бы хотел, чтобы его называли. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть имя.


3.Упражнение «Приветственное письмо»

Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече. Обсуждение вопросов: «Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали когда зачитывали ваше приветствие?


4. Основная часть:

^ ЛИДЕР - …

Психологи считают, что самое важное для успешной реализации личности в жизни и деятельности – способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать всё это в процессе взаимодействия.

Все эти способности составляют социальную компетентность индивида.

Концепцию социальной компетентности можно представить в виде трех групп критериев.

^ Когнитивные – относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта

Регуляторные – критерии, приводящие в такое состояние, которое обеспечивает нормальную работу чего-либо

^ Поведенческие – критерии, отвечающие за образ жизни и действий

Способность адекватно выражать эмоции – залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

Цель нашего тренинганаучиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя.


5. Игра «Почетный караул»

Цель: сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы, создание непринужденной рабочей атмосферы.

Содержание:

для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка. Перед началом игры скатерть кладется на пол по середине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит за край правой рукой, а левая рука свободна). Tpенер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол.

Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держит длинную веревку, одну на всех. Если участники устали держать скатерть, то они могут положить её, но так, чтобы шары не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти.

Обсуждение происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлением об этой игре.

  • Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению заданий?

  • Что можно было бы сделать лучше?

  • Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?


6. Упражнение «Тропа эмоций»

Цель: отработка навыка определения эмоционального состояния группы собеседников.

Для выполнения данного упражнения необходимо подготовить следующие раздаточные материалы.

1. Составить список некоторых эмоций и состояний, которые, по мнению тренера, могут быть присущи участникам семинаров (количество перечисленных эмоций зависит от резерва времени, имеющегося для выполнения упражнения).

2. Заготовить листы А-4, на каждом из которых крупно и четко должно быть написано название одной из перечисленных в списке Эмоций (примерный список дается в приложении 20).

После этого тренер раскладывает на полу листы А-4 с названием эмоций.

Содержание:

Каждый участник получает список эмоций и состояний и по своему усмотрению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного тренером перечня от трех до шести эмоций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в сторону. После этого тренер раскладывает на полу заранее заготовленные листы А-4 с названиями эмоций. Первый участник проходит путь от одной эмоции к другой, останавливаясь возле каждого листа, и расписывается только под названиями тех эмоций и состояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы половину пути.

Когда все участники преодолеют «тропу», они возвращаются в круг, а тренер составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается слушателям. Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем этапе выполнения упражнения) и полученные тренером результаты.

Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы по кругу в свободной форме:

  • Легко ли было оценить собственное эмоциональное состояние?

  • Насколько Точным оказался ваш прогноз общего эмоционального состояния группы?

  • Что помогало и что мешало вашей оценке?

  • Что было труднее: оценить свое состояние или эмоциональный фон группы? Почему?

Участники обсуждают, насколько важна оценка педагогом эмоционального состояния класса; легко ли это осуществлять в педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.

Удовольствие

Интерес

Радость

Удивление

Печаль

Гнев

Тревога

Скука

Вина

Раздражение

Апатия

Ожидание

Утомление

Энтузиазм

Разочарование

Творческий подъем


7. Игра «Рисунок в два этапа»

- Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. Положите между собой лист ватмана и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закройте глаза. В течение двух минут (пока звучит музыка) будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана... А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картину из того нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (7—10 минут.)

У Вас осталась еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.

Далее рисунок демонстрируется всей группе.

Вопросы для обсуждения:

  • Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?

  • Каким образом Вы находили общий язык со своим партнером когда были закрыты глаза? Разговаривали Вы в это время?

  • Как в Вашей паре происходило дорисовывание картины?

  • Как Вы сотрудничали со своим партнером?

Работая вместе мы можем добиться больших результатов, чем поодиночке. Ведь не зря в русском языке существует поговорка «Одна голова — хорошо, а две головы — лучше»


8. Упражнение «Мы хотим сказать...»

— Разделитесь на микрогруппы (по 3—4 человека), сформулируйте впечатление от сегодняшнего занятия. Расскажите, что нового Вы узнали, что не было для Вас Неожиданной информацией.


9. Анкета «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

  1. Дата занятия_____________________________________

  2. Степень включенности членов группы: 0 1 2 З 4 5 б 7 8 9 10

  3. Что понравилось на занятии? _______________________________________________

  4. Что не понравилось, показалось сложным?____________________________________ _________________________________________________________________________Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий)

____________________________________________________________________


Далее один из представителей группы озвучивает общее мнение, начиная со слов «Мы хотим сказать...».


10. Прощание

На данном этапе наша работа завершается и мы предлагаем вам попрощаться друг с другом. Для этого, пожалуйста, встаньте. И теперь, когда заиграет музыка, молча, только глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и спасибо.

На это отводится 10 минут. После этого отключается музыка.

И теперь, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И теперь давайте попрощаемся все вместе, со всей группой. Крикнем как можно громче: “До свидания”.

После этого дается 5-10 минут на свободное прощание участников.

Жаркова Ирина Валерьевна,

педагог-психолог

МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»

г. Шахунья Нижегородской области