microbik.ru
1

Три поры осени.


Живопись – это поэзия, которую видят,

а поэзия - это живопись, которую

слышат.

Леонардо да Винчи


Сегодня необычный урок. Как же его обозначить?

Будут звучать стихи, значит, урок-концерт. Но на вот репродукции картин выдающихся художников: Левитана. Поленова, Нестерова, Коро,- значит, урок-любование. Все мы откроем для себя что-то новое. Значит, урок-открытие, познание, а для кого-то, может быть, откровение. Но для всех нас это будет соприкосновение с прекрасным, урок-праздник.

В природе тоже есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после сильных и затяжных морозов. И есть в году пора, когда земля надевает самые дорогие свои наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу-свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Вдруг видишь никем не сорванный гриб, заросли ежевики, огонь рябин, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски. Не случайно художник Леонардо да Винчи заметил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат».

Попробуем и мы увидеть и услышать осень, ее незримые шаги. Понаблюдаем, какой художники и поэты видят осень, поучимся у них умению видеть красоту, казалось бы, в обыденном. А о том, насколько мы наблюдательны, скажут нам в конце урока ваши эссе на заданную тему. А тема эта – осень.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждому из нас знакома такая картина:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы

Сливаются в одно и небо, и земля.

Дождь, слякоть и настроение на нуле. И мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой…Может быть, мы правы? Ведь осенью короче становятся дни, потому что «почуяв горький привкус осени, сгорает лета карнавал».

То ли дело волшебница – зима: все чистое, белое, снег блестит, искрится. Хочешь, вмиг с горы на лыжах слетишь, как на крыльях; хочешь, съедешь на санках, хочешь, пойдешь на каток…

Или лето: тепло, вольготно. И в речке искупаться, и позагорать, и по лесу побродить, и полакомиться ягодками, и …

Весной хоть и грязно, но зато солнце! И так удивительно, когда деревья, вчера еще голые сегодня в один миг вспыхивают нежной зеленью…

Ну а осень? «Что в ней хорошего?» - думают обычно. А как думаете вы? Осень для вас – слово со знаком + или - ? Попробуйте ответить, с чего для вас начинается осень, какие преображения несет она природе, как изменяет ее облик? Что хорошего в осени?

Художники и поэты, как известно, - искатели красоты. Они умет видеть прекрасное в том, к чему мы обычно равнодушны. Именно они нам помогут понять прелесть осени. Ведь каждый из них находит для осени свои неповторимые краски. Да и сама осень разнообразна!

^ Это осень красок! Осень ветров! Осень дождей! Каждая пора осени прекрасна по-своему.

-Как вы думаете можно ли четко разграничить осенние этапы? Почему?

Действительно, в мирную осень, полную вспыхнувших красок, вдруг врываются дожди и ветры, но золото красок не тускнеет. И после дождя осенний лес, осеннее поле полны свежести и сияния. Даже лужи праздничны.

- А могут ли лужи быть праздничными? И что или кто устраивает им этот праздник?

( Листья: кленовый лист – звездочка золотая; березовый – кораблик; много листьев – гирлянды).

Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости. Дни ясные, светлые.

- А как в народе называют такие дни?

( «Бабье лето»: солнечно, тепло, паутинки летают в воздухе. Как правило, это 1-я неделя сентября).

И все же мы можем сказать, что есть три поры осени: осень красок, осень ветров, осень дождей.

Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко. Природа отдыхает, отдыхает от весны, от лета, от августовских гроз…

Такая задумчивость, тишина осени была близка поэту Алексею Константиновичу Толстому. В одном из стихотворений он пишет:

Прозрачных облаков спокойное движенье,

Как дымкой солнечной перенимая свет,

То бледным золотом, то мягкой синей тенью

Окрашивает даль. Нам тихий свой привет

Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,

Ни ярких красок нет…

Природа вся полна последней теплоты…

Стихотворение А.К.Толстого как будто списано с картин Левитана и Поленова. Рассмотрим внимательно эти картины. ( И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»)

- Что объединяет эти полотна? ( Общая тема – осенний пейзаж ).

- Что такое пейзаж?

- Какие краски используют художники? ( Яркие, теплые. Палитра разнообразна: от ярко-желтого до насыщенно бирюзового).

- В чем разница? ( В композиции. У Левитана на переднем плане и река, и березки, просторная поляна. У Поленова река отступает на второй план, ее обрамляет лес. Облака легкие, перистые у Левитана, у Поленова небо затянуто тучами).

Глядя на картину Левитана невольно вспоминаешь строки из стихотворения Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,-

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле…

Стихотворение не повторяет левитановскую осень ( да это и невозможно: близнецов в искусстве не бывает ),но так близко ей по настроению.

Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки, скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди но какие это озорные и даже милые по началу. Они не утомляют нас, не угнетают, они быстры и стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей. Вот как о этом пишет Н.Заболоцкий:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль не чиста

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревцо, зыбкую,

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

- Какие чувства охватывают поэта и нас в начале стихотворения ( холодно, неуютно, тоскливо, хочется спрятаться, укрыться ) и в конце (оптимизм, надежда на лучшее )?

- Зачем дана метафора «сыплет дождик большие горошины»? ( Она украшает, рисует крупные капли дожди).

- Как бы мы сказали это предложение на языке прозы? ( Идет сильный дождь ).

- Что случилось? ( Красота, яркость, образность пропали ).

- Где и почему совершается перелом в стихотворении? ( со 2-й строфы, зачитать )

- Какой союз говорит нам об этом? ( Противительный союз Но говорит о перемене погоды, а значит, и настроения ).

- Почему вначале тополь взъерошенный = как воробышек ( холодно, неуютно, хочется спрятаться ),а потом засиявшая орешина? ( На смену дождю и ветру пришло ласковое солнышко, и под его лучами все ожило, засияло, снова стало злотым ).

- Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? ( Золотой, как огонь, и гранатовой ).

- Обратите внимание на глагол «выхватывай»; кистью за кистью что делай? Торопись. Спеши, лови, запечатлевай «чудное мгновение».

Поймал такое мгновение и И.Бунин в поэме «Листопад».

^ Лес, словно терем расписной, (сравнение )

Лиловый, золотой, багряный, ( эпитет )

Веселой, пестрою стеной

Стоит над темною поляной. ( как стена стоит – сравнение )

Березы желтою резьбой ( резьба берез – метафора )

Блестят в лазури голубой ( инверсия )

Как вышки елочки темнеют ( сравнение )

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. ( сравнение )

Лес пахнет дубом и сосной ( сравнение )

За лето высох он от солнца…

^ Лес, словно терем расписной, (сравнение )

Лиловый, золотой, багряный, ( эпитет )

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.


- Найдите в этом отрывке эпитеты, сравнения, метафоры. В чем разница между ними?

- Какие строки вам кажутся более выразительными: ^ Лес, словно терем расписной, или

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой?

- Бунин сравнил осенний лес с «расписным теремом», а с чем вы можете сравнить деревья в осеннем лесу?

(Березки – девчонки в бело-желтых платьицах

Дуб – воин в золотых доспехах

Рябина – пылающий костер ( «В саду горит костер рябины красной» )

Кленовые листья – порхающие бабочки

Букет осенних листьев будет нам напоминать оранжевое солнце, теплое и ласковое.

Хоровод красок (карнавал )

Осень-кокетка

Листья, как ковер.)

Все это золотая осень. Но уже какая-то тревога витает в воздухе, ведь праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Осень изменчива, и это позволило М.Алигер сравнить ее с художницей, ищущей все новой и новой красоты:

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кой-где уронила багрец

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

…А она все собой недовольна:

Мол , не то получилось опять.

^ И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет.

Так кончается осень красок и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Но вот приходит ветер. Все, что было чистым,

Пространственным, светящимся, сухим,-

Все стало серым, неприятным, мглистым,

Неразличимым. Ветер гонит дым,

Вращает воздух, листья валит ворохом

И верх земли взрывает порохом.

Н.Заболоцкий

Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замиранием летит на звезду,- написал С.Есенин.

- Что позволило Есенину сравнить осенние листья со стаей бабочек, и почему они летят с замиранием? ( стая бабочек – легкость воздушность; с замиранием – неизвестность ).

Иногда кажется: листья радостно подчиняются ветру, будто надеются, что он поможет им догнать тепло и свет. В одном из своих стихотворений Ф.Тютчев дал этим листьям голос, позволивший им спеть стремительную, как ветер, песню:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

- В каких смысловых отношениях находятся первые две строфы стихотворения? ( В контрастных. Художник слова воспользовался такой стилистической фигурой, как антитеза.)

- Как называют себя листья? ( Легкое племя ),

- Каким глаголом они определят свою земную жизнь? ( Гостим ),

- Назовите переломный момент в стихотворении.

- Какой вопрос задают листья себе и нам читателям?

- Как называется такой вопрос в литературе?

- Какой эпитет применяют листья к ветру, ветвям?

- Как выражено нетерпение листьев? ( Через глаголы повелительного наклонения «сорвите, умчите»).

- Чем листья в стихотворении Ф.Тютчева не похожи на бабочек легкую стаю из стихотворения С.Есенина?

- Можно ли о стихотворении Ф.Тютчева сказать, что это монолог, исповедь листьев?

Антитеза – противопоставление.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

^ Зефиры – легкий освежающий ветерок.

Докучных – скучных, неинтересных, наводящих скуку.

Буйные – порывистые, сильные.

В осенней красоте есть сумрачное упорство. Осень не хочет отдать времени свои краски сразу. Эта неустойчивость осенней красоты отмечена многими поэтами. «Кисти ярко-красные вянущих рябин» еще ярче среди блеклых осенних красок. Огненный куст георгин в пустующем саду, пылающие астры – последний взлет осенней красоты. Вот как об этом пишет А.Фет:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза,

Между погибшими одна,

Лишь ты одна , царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю. Именно это мы и видим в стихотворении А Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

Это пришла, как вы уже догадались, осень дождей. И мы порой начинаем себя чувствовать беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью вздорно мечущихся ветров. Именно об этом стихотворение Н.Некрасова «Перед дождем»:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой,

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

- Обратите внимание на краски, использованные в этом стихотворении. Какие они?

- какое существительное передает цветовую гамму? Подберите к нему синонимы.

- Сопоставьте с картиной К.Коро «Вечер. Порыв ветра».

Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего яркие краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали.

Может быть, отчетливее всего эта свобода осени, ее последнее умиротворение переданы в «Осеннем пейзаже» М.Нестерова, художника, особенно любившего тишину. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она глубоко задумалась, то ли вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг совершенной ясности, н

незамутненности никакими заботами, миг полной свободы.

Мы, современные люди, большей частью живем в городах и редко встречаемся с природой один на один. Надеюсь, что сегодня нам удалось, благодаря художникам и поэтам, вступить в круг природы и наполниться ее силами. Вы увидели, что природа – это

^ Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Убедились, что «живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».


Домашнее задание:


Напишите эссе на одну из тем: «О чем шепчутся листья…», «Язык природы», «Дни поздней осени бранят обыкновенно…», «Унылая пора! Очей очарованье!» или


попробуйте создать свой образ осени, используя форму синквейна.

1. Осень.

2. Золотая, унылая.

3. Блещут, падают, пустеют.

4. Прощальная краса осени удивительна.

5. Очарование.