microbik.ru
1

Управление образования и молодежной политики Администрации г. Новочебоксарска

Фестиваль методических идей


ТАЙНА ЛОМАНОЙ ЛИНИИ

(Один из приемов анализа литературного произведения)


Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Трофимова Светлана Валентиновна


Г.Новочебоксарск

2009 г.

ЦЕЛИ. 1. Обучение умению анализировать художественное произведение с помощью условных знаков.

  1. Развитие логического мышления на уроках литературы.

  2. Формирование ценностного отношения к литературным произведениям.

ЭПИГРАФЫ:

Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель.

М.Светлов


Как в нравственном, так и в математическом понимании прямая линия есть самая короткая.

П.Буаст


Кривая линия есть самая короткая дорога, чтобы идти от одной хитрости к другой.

А. Декурсель

Как известно, педагогических технологий существует много. В практической работе мы пользуемся порой сразу несколькими. Одна технология дополняет другую. Выбор ее зависит от темы, цели, задач урока. Одна из технологий – интенсификация обучения на основе знаковых моделей учебного материала – показалась мне на уроках литературы интереснее других. Применение этой технологии способствует достижению разных целей. Это может быть:

- объединение материала в единое целое;

- выделение идеи художественного произведения;

- работа над отдельным эпизодом текста;

- характеристика одного или группы литературных героев

Данный прием активизирует работу учащихся на уроке, заставляет размышлять над текстом.

В своей работе по анализу художественного произведения использую схемы. Схемы на разных этапах анализа: в начале изучения текста, при анализе отдельного эпизода, в трактовке образа героя и т.д.

Известно, что схемы, применяемые на уроках русского языка, могут быть разные:

- прямые линии со стрелками и без них;

- волнистые линии;

-геометрические фигуры: кружочки, треугольники, квадраты, прямоугольники.

Различное соединение этих условных знаков зависит от жанра произведения, замысла учителя в анализе его и т.д.

Особенно интересным мне кажется прием анализа некоторых произведений с помощью ^ ЛОМАНОЙ ЛИНИИ. В своей работе представляю анализ нескольких произведений, каждое из которых имеет свою проблематику, но одну идею – остаться человеком.


^ Л.Толстой «После бала»

Рассказ можно анализировать по-разному. Чаще всего в основе анализа лежит прием антитезы: полковник на балу и после бала, Иван Васильевич на балу и после бала и т.д. Однако в рассказе немало других проблем. Одну их них никак нельзя обойти: как остаться человеком с высокими моральными принципами, пережив страшную сцену, перевернувшую жизнь героя?

Слайд № 1

Жизнь Ивана Васильевича была прямой, ясной, открытой. (1 горизонтальная прямая) Был бал, чудесный, яркий, запомнившийся герою. Герой влюблен в Вареньку. Он переполнен чувствами, счастлив. (2 прямая, слева, идет вверх) Коротким оказалось это счастье. (3 горизонтальная прямая короткая) Наступает утро. Иван Васильевич выходит на улицу и … (4 прямая, справа, резко падает вниз) Герой растерян, он не может понять, что происходит, что делает полковник, как к этому отнестись … Жизнь продолжается, однако любовь исчезает, герой нигде не служит. (5 прямая идет горизонтально, но ниже первой прямой)

Сильное потрясение, которое он испытал. заставило его изменить жизнь, но не переменило его самого, его убеждений. Он остался верен себе, своей порядочности, честности. Всю дальнейшую жизнь он прожил уважаемым человеком. Он был искренен и правдив. Он остался человеком.

(вся работа на уроке ведется по схеме. Учитель последовательно вводит учащихся в тему, читая и комментируя цитаты и условные обозначения. Работа с текстом произведения при этом обязательна).


^ А.П.Чехов «Анна на шее»

Неравный брак Анны и Модеста Алексеича не является основой рассказа. В центре внимания Чехова – нравственное падение героини, опошление ее души. Как воспользоваться схемой для анализа?

Слайд № 2

Ломаная линия – русло реки в разрезе. «Правый» берег – семья Анны: отец, братья Петя и Андрюша. «Левый» берег – Модест Алексеич, к которому Анна уходит после венчания. Жизнь, казалось бы, должна наладиться. Но Анна переживает свое положение. Помочь отцу и братьям она не может: денег у нее еще меньше, чем раньше. Брать тайно у мужа или просить она не хочет. Наступил день, когда она, увидев себя в зеркале в полный рост, ощутила, что счастлива … Анна бросается в новую жизнь, как будто плывет на парусной лодке в сильную бурю.

(Стрелка на схеме идет от Анны к середине «реки»). Анна оказывается в этой ужасной стихии одна, но ей совсем не страшно. Анна забывает обо всех: о муже, которого боялась, об отце и братьях, которых любила и жалела … Она вся была в другой жизни. Но эта жизнь увлекает ее в бездну.

(Стрелка идет вниз) И уже нет ни отца, ни братьев, ни мужа, а есть только она, красивая, стройная, привлекательная! анна одержала победу над мужем, но ценой потери души.

Чехов тонко, ненавязчиво осуждает героиню. «Удивительная перемена» происходит в Анне, говорит автор. В его словах звучит интонация сожаления, хотя прямых оценок у него нет. Автор напоминает: нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. За простотой языка, ясностью речи – осуждение героини. Чехов тревожит совесть, уснувшую в людях, заставляет задуматься над жизнью, над тем, чтобы оставаться человеком.

(Можно предложить учащимся самим построить схему рассказа, имея в виду какую-либо другую форму ломаной линии).


^ Б.Васильев «Великолепная шестерка»

Рассказ заставляет задуматься о многом. Шестеро ребят из лагеря погубили колхозных коней, привязав их к деревьям так высоко, что животные погибли от голода и жажды. Эти ребята были гордостью лагеря. Каждый из них обладал каким-нибудь талантом: один был отличным математиком, другой слыл хорошим шахматистом, третий – полиглотом … Называли они себя иностранными именами: Вит. Вэл, Роки, Эдди, Стас, Дэн. А звали их так: Андрей, Валера, Игорь, Денис, Слова, Стасик. И ничего плохого в иностранных именах не было бы, если бы … Ребята много знали, больше, чем их сверстники. Но не знали главного: что такое человечность? Когда жизнь преподнесла им испытание на человечность, они переступили черту, за которой – пропасть, отделяющая человечность от бесчеловечности.

Слайд № 3

На схеме все герои показаны в виде 6-ти горизонтальных линий, линии идут ровно, строго, уверенно. Далее все 6 линий сближаются – шестерка подходит к испытанию человечностью. Мы не видим в рассказе эту великолепную шестерку, только слышим о ней. Один поступок перечеркивает все их таланты. У них нет главного таланта: способности сопереживать. (Анализируя рассказ, спрашиваю у ребят: почему линии все прямые, почему нельзя по-другому начертить?) Мы не можем сказать, как сложится жизнь этих ребят дальше. Автор ничего не говорит об этом. Вероятно, они узнают от кого-либо о том, что случилось с лошадьми …

На схеме это прерывистые линии. Они означают, что жизнь уже не кажется им «ночной скачкой без дорог», когда ничего нет «лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда».

Хочется верить, что кто-то из них задумается над случившимся, ведь все они достаточно умные ребята. Автор верит в это, хотя прямых оценок в рассказе нет. Остаться человеком прежде всего, при прочих других талантах, - вот что хочет сказать автор.


^ Н.С.Лесков «Зверь»

Рассказ Лескова поражает пронзительностью, как, впрочем, любое произведение этого писателя. Тема праведничества раскрывается и в этом рассказе.

Люди как звери – так тематически звучит начало рассказа, где говорится о человеке, не знающем милосердия и человечности. Глазами пятилетнего ребенка мы читаем об удивительном превращении жестокого помещика (дяди рассказчика) в человека, которого перевернуло страшное развлечение, устроенное им самим.

Слайд № 4

Схема состоит из 3-х частей. Центральная ее часть – правильная восьмиконечная звезда. Слева и справа – неправильные многоугольники произвольной формы. Левый многоугольник «Люди как звери» содержит список героев, более похожих на зверей, чем на людей. Это дядя, его семья, гувернер Кольберг, Ферапонт. В правой части «Звери как люди» – медведь по кличке Сганарель и две выразительные цитаты: «зверь был слишком понятлив», «сберег этот дружеский дар». Левый и правый многоугольники соединяются с центральным вершинами острых углов.

На уроке разбирается главный эпизод – травля Сганареля. Внимание учащихся обращается на жестокость этого развлечения, на противопоставление повадок зверей характерам людей, на отсутствие милосердия. Кульминация наступает тогда, когда впервые за много лет медведь сумел противостоять людям в их жестокой забаве. Все это происходило в сочельник. Устами священника, собравшего вокруг себя детей, автор обращается к героям этой истории со словами: «Дар – наш – наше сердце, исправленное по Его учению». И происходит чудо: помещик плачет! Слова о любви, о прощении, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово» заставили главного героя измениться внутренне. Это изменение стало решающим в его жизни. Он понял, как важно быть милосердным, добрым, участливым, как важно оставаться человеком.

(Правильный многоугольник символизирует учение Христа. Неправильные многоугольники – это наша грешная жизнь. Все три фигуры соприкасаются друг с другом, ведь все мы стараемся жить по законам Божьим, но иногда забываем о них).


^ Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

При изучении повести можно использовать разные схемы на разных этапах изучения, не перегружая ими уроки по обсуждению произведения. Например, тема «Из чего складывается чувство Родины у героев повести» может быть представлена в виде схемы:

Отец Запорожская Сечь Остап

Мать Бой под Дубно

Родная степь Товарищество Андрий - - - - - - - -


Можно, используя ломаную линию, сопоставить двух героев в другом ракурсе – подвиг и предательство, построить при этом совсем простые линии, но весьма выразительные.

Слайд № 5

Каждый герой проживает жизнь по-своему. Остап жил честно, открыто, так и погиб. Его жизненный путь хотя и короткий, но прямой. Андрий же уже в бурсе был другим человеком: мог подвести товарищей, увернуться от наказания. Это привело его к предательству. Его жизненный путь тоже короткий, но он изменяет Родине, отцу, семье, товарищам и поэтому падает в бездну – его путь не прям. Линия Остапа на схеме не прерывистая, а линия Андрия прерывается. В памяти людей короткая жизнь обоих героев останется по-разному: будут помнить героические поступки одного и предательство другого.


^ М.Шолохов «Донские рассказы»

Страницы произведений о гражданской войне полны сцен боев, расправ, насилия, проявления жестокости и беспощадности с обеих сторон. Как будто сбились люди с пути, как будто «мчит их в караване» неведомо куда. Как будто остановилось время. Это время слышали чуткие люди – писатели и поэты. По-разному оценили его. По-разному и тогда, в 20-е годы, и позже, в 30-е, 40-е, … 90-е …

Слайд № 6

Обращаемся к схеме. Она представляет собою ломаную линию, похожую на «взрыв». Каждая стрелка этого «взрыва» заканчивается словами, дающими оценку революции, гражданской войне – происходящим событиям. М.Шолохов был очевидцем и участником войны, видел, что она несет страшное зло в человеческий мир. На уроке обсуждаются рассказы «Родинка», «Шибалково семя», «Чужая кровь». Обращаясь к схеме при обсуждении, приходим к выводам, которые венчают каждую стрелку. В конце урока соотносим начало схемы (внизу) – революция, гражданская война – и конец (вверху) – трагедия, общая беда нации.


^ В. Распутин «Вечером»

Рассказ потрясает удивительно трепетным отношением автора к земле, к природе и осуждением людей, живущих на ней. Урок называется «Земля и люди». Автор не противопоставляет людей земле, а размышляет о месте человека под солнцем. И делает это на обыкновенном материале, рассказывая об одном вечере начала августа. Обычные деревенские заботы: сенокос, а тут дожди зарядили, «да так некстати, посреди сенокоса, что деревня ахала в каждом доме». Все живут только одним: как не остаться в зиму без сена? Время, изображенное в рассказе, очень короткое. Автор говорит о земле как о живом существе, которое работает, «томится», «жадно отдается солнцу», приветливо с миром, с людьми… О людях же В.Распутин говорит по-другому. Для работы на уроке по обсуждению рассказа необходима схема, которая помогает сгруппировать материал, выделить главное, объяснить поведение и состояние героев.

Слайд № 7

Схему для анализа рассказа показываю сразу и прошу учащихся объяснить, что означают ломаные линии на ней. В процессе работы над текстом выясняем, почему одни герои написаны слева, а другие справа - одни связаны с землей кровно, а другие нет. Все герои живут в одной деревне много лет, всю жизнь. Неровная ломаная линия означает, что жизнь этих людей не была гладкой: тяжелый труд, неурожайные годы, иногда бескормица, были и радостные минуты в их жизни. Но современная жизнь развела их. Люди не принимают Зуиху и «крепостных», хотя они живут на этой же земле, рядом с другими. И любуются летним вечером не Зуиха с «крепостными», потому что они нарушили нравственный закон: слияние с природой, глубокое понимание ее может быть только у тех, кто знает землю, радость труда на ней; может быть, не умеет выразить словами, но чувствует сердцем. Объясняем, почему связь с землей не у всех героев. «Крепостные» живут одним днем, им все равно, где и у кого работать – была бы выпивка. Таким образом, работая по схеме, «оэвучивая ее», мы понимаем замысел автора.


Выводы:

Нет универсальной технологии для анализа художественного произведения. Каждая хороша по-своему. В каждой имеются и плюсы, и минусы. Работа с художественными произведениями на уроке литературы не может быть одинаковой. Это зависит от целей, задач урока.

Любая схема на уроке литературы – не самоцель, а лишь помощник. Возможности компьютера таковы, что позволяют построить любую схему, сделать ее в цвете, объяснить эти цвета, которые порой имеют немаловажное значение. Технология использования условных знаков на уроках литературы важна еще и потому, что будит мысль ученика, заставляет обращаться к тексту еще и еще, чтобы выяснить истину. Иногда сами учащиеся составляют подобные схемы, которые порой бывают интересными, необычными. Наверное, в определенной степени есть связь с другими предметами, например, с математикой, физикой…

Мне думается, данная технология (схемы-опоры: черточки, линии, треугольники и т.д. и т.п.), появившись когда-то, в 80-е годы, будет «жить», но уже в новых, «компьютерных» условиях.