microbik.ru
1

Трудные дети


Ребята, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребёнок не владеет привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо в первую очередь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребёнок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся.

Анализируя и оценивания причины трудностей ребёнка, я отвечаю на следующие вопросы:

- Какие особенности характера ребёнка влияют на неадекватность его поведения?

- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика.

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребёнок может преодолеть самостоятельно?

- Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью семейной ситуации?

- Какую помощь может оказать общественность?

- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании каждого ребёнка?

- Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьёй?

В работе с трудными учениками применяла методы, которые помогают в преодолении трудности в воспитании взаимодействия с учащимися.


Метод переубеждения.

Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения.

Приёмы:

  • Создание положительного общественного мнения;

  • Переубеждение ребёнка словом и конкретной деятельностью;

  • Создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта.


Метод переучивания.

Преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий ученика, изменение его жизненного опыта.

Приёмы:

  • Включение ребёнка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.

  • Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося.

  • Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.

  • Предъявление четких запретов на негативные проявления учащегося.


Метод взрыва.

Стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка.

Приёмы:

  • Доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребёнка.

  • Создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.


Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребёнок адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении. Целью метода является внесение определенных корректив в духовный мир ребёнка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребёнка.

Приёмы:

  • Создание положительных перспектив.

  • Использование ведущих положительных качеств ребёнка в воспитательной деятельности.

  • Ведение дневников самонаблюдения и саморазвития.

  • Составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка.


Метод поощрения и наказания ребёнка.

Стимулирование положительного поведения учащихся, сдерживание отрицательного поведения.

Приёмы:

  • Грамоты

  • Благодарственные письма

  • Поощрительные записи в дневнике

  • Неожиданные сюрпризы для учащихся

  • Подарки

  • Поощрения в виде поездок, путёвок, участие в праздничных мероприятиях.


Метод самоисправления.

Для младшего школьника очень важно, чтобы учитель заметил и оценил усилия ребёнка. Целью этого метода является развитие активности ребёнка и приручение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Приёмы:

  • Самоуправление

  • Самоприучение

  • Самооценка


Каждый педагог, работая с трудным ребёнком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок.