microbik.ru
1

Интегрированный урок

(литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство).


Тема урока: Работа по развитию речи «Скоро весна!»


Цель урока: развитие устной и письменной речи учащихся, воображения.


План урока.


1. Организационная часть. (Слайд 3)

- Сегодня нас ждет необычный урок. На этом уроке у нас будет и урок чтения, и урок русского языка и даже урок рисования.

- Какое время года сейчас?

- Как вам кажется, скоро ли придет к нам весна? (Слайд 3)+

Ответы детей. (Слайд 4)

- Работать мы будем на листах бумаги, которые лежат перед вами. (Слайд 5) В левом верхнем углу нарисуйте солнышко, если у вас сейчас хорошее настроение.


2. Чистописание.

- А теперь разминка для пальчиков. Возьмите любой фломастер и обведите рамку на листе по образцу. (Сначала рисование в воздухе, а потом на листах).


^ 3. Вводная беседа.

Под музыку чтение стихотворения учителем. (Слайд 6)

Я вылепил Снегурочку,
Поставил на виду.
Снегурочку – девчурочку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под голым деревцом,
Царевна – королевна
пригожая лицом.
Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечет,
Расплещется, растает,
С ручьями утечет.


- Когда автор вылепил Снегурочку? А когда она начала таять? (Слайд 7)


4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы поговорим о весне. (Слайд 8). Весна - любимое время года многих поэтов, поэтому стихов о весне написано очень много. Вспомним некоторые из них. (Выступление учащихся).

- А я хотела бы вспомнить стихотворение, которое написал Ф.Тютчев. Называется это стихотворение «Весна»


Зима недаром злится,

^ Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та её в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила убегая

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало.

Умылася в снегу.

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.


5. Словесное описание.

- Какой вы представили себе Зиму? (Ответы детей).

- А какая Весна? (Описание Зимы и Весны).

- А вот какими увидел Зиму и Весну художник Ю.Федин. (Слайд 9).

- Почему поэт и художник изобразили Зиму в виде старухи, а весну как ребенка?


6. Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем. Я буду называть слова. Если слово подходит к описанию Зимы в феврале и марте, то вы топаете. А если слово подходит к описанию Весны, то вы хлопаете в ладоши.

Веселая, сердитая, злая, ясная, радостная


7. Расширение словарного запаса.

- Вы, наверное, заметили, что при описании каждого времени года мы используем свои, присущие только этому времени года, слова и выражения. (Слайд 10).

Из данных слов выберите только те слова, которые мы используем при описании весны. (^ Грачи, снег, сугробы, солнце, земляника, ледоход, ручейки, подснежник, кораблик.)

Запись слов на листах. Проверка. (Слайд 10)+


8. Работа с деформированным текстом. (Слайд 11)

Зажурчат весёлые ручейки.

С юга прилетят грачи.

Появятся первые подснежники.

Скоро наступит весна.

- Как вам кажется, какое предложение будет первым? Проверяем. (Слайд 11)+

Аналогичная работа с остальными предложениями.

- Придумайте продолжение рассказа.

Запишите ещё 2 предложения.

- Кто хочет прочитать свой рассказ? (Заслушивание работ учащихся). Кто закончил работу, тот встает.


9. Физкультминутка.


^ 10. Развитие речи.

(Чтение учителем стихотворения). (Слайд 12)

Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники – Снегурочкины слезы.



- Почему цветок так называется – подснежник?

(Ответы детей, затем рассказ учителя).

Под лучами весеннего солнца начинает таять сугроб. Доберется весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.

Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые…
Тот цветок, который расцветет по весне первым, и есть подснежник.
Подснежник – травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега. (Словарь Ожегова)


- Вспомните сказку С.Маршака «12 месяцев». Там есть такие слова: (Слайд 13)

Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.


- Вспомним, какие цветы распускаются в нашей местности первыми.

(Слайды 15-20)

- Нарисуйте свои подснежники на листах.


11. Рисование цветов. (Звучит музыка).


12. Подведение итогов.

- В правом верхнем углу нарисуйте такое солнышко, какое у вас сейчас настроение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Покажите свои работы другим учащимся.


- Спасибо за урок!