microbik.ru
1

Библиотечный урок

«Культура речи» (5-7-е классы)


Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.


Оборудование: мультимедиа, плакаты с цитатами, высказываниями, подборка книг «О культуре поведения и общения», карточки: слова – сорняки, правильное ударение.


Ход занятия


Библиотекарь: Здравствуйте ребята! У нас сегодня библиотечный урок «Культура речи». Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

^ А что значит, быть культурным человеком?

Что нужно делать для этого? (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

Дети: ответы


Библиотекарь: Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?

Дети: Они овладели культурой речи.


Библиотекарь: ^ Что же такое культура речи?

Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.


Библиотекарь: ^ Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык?


Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Ученик: Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)

Ученик: Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

(М.Горький)

Ученик: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)


Ученик: На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Стихотворение « Наш язык»

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком,

Ты говоришь всегда

На языке своем.


Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.


А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже 13 лет.


Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.


Суворов одобрял солдат

На русском языке,

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!


И Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!


Библиотекарь: Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.


^ Что значит любить, «беречь» свой язык?


Ученик: Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

Родной язык – это оружие в борьбе за знание. Будешь хорошо владеть русским языком – будешь правильно и ясно отвечать на уроках.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.


Ученик: Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстаётся на протяжении всей жизни. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

Ученик: стихотворение Эли Куклиной «Родное слово».


Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомниться наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло,

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Пред тобою – сразу вся Россия!

Библиотекарь: В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».


Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.

Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который

не ставит ударений в словах.


Знакомьтесь: Петя мой сосед.

Ему уже 12 лет

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет..»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу… Пекёт блины…»

И до меня дошел черед

Портфель он «портфелем » зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя...

- Петя! – несется со двора -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша «Петя»,

Ведь ты большой, а не дитя!

«Петя» обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?


Ребята! Кто из вас не прочь

Несчастному «Пете» помочь,

Чтобы мальчишка смог опять

Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)


Библиотекарь: Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.

Как же помочь Пете, ребята?

Дети: Да, во всех словах нужно правильно ставить ударения.

Библиотекарь: На моем плакате трудные по произношению слова. В них надо правильно поставить ударение. Кто расставит?


^ Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.

Хорошо, а теперь давайте проверим у всех ли правильно поставлено ударение.


^ Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.


Запомните!

Библиотекарь: Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях. И у вас было домашнее задание: вы должны били дать объяснение значений таких слов:

А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.


АТЛА'С Шелковая гладкая блестящая ткань…


И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.

ИРИ'С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…


МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.

МУ'КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…


ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).

ХЛОПО'К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.


О'РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…


ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.


ПАРИ'ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ'СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.


ТРУСИ'ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…


Хорошо! С заданием вы справились.

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.

Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии.

^ Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его?


Дети: (не сквернословить, правильно говорить, быть вежливым, не произносить вульгарных слов, почтительно относится к другим языкам).


Библиотекарь: Да, ребята, выжить русскому языку очень сложно. И особенно приятно, что у нас в Республике проходила просветительская акция «Чистое слово», призванная объединить усилия взрослых и детей в противостоянии засорению и порче родного языка, в решении проблемы сохранении культуры и богатства речи. Надо стараться всегда говорить просто и правильно, не употребляя в разговоре грубых слов и выражений. Ведь доброе слово – бальзам для души, дурное яд.

(Фото) У нашего татарского просветителя, языковеда и писателя Каюма Насыри (1825-1902) есть замечательные наставления.

  • Наставление 89: О сын мой, не произноси слов, способных огорчит людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинять обиды.

  • Наставление 67: Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже слова его – чистейшая правда. Соврёшь один только раз – а доверия на всю жизнь лишишься.

  • Наставление69: О сын мой, слово – что стрела, пущенная тетива, хорошо подумай, прежде чем сказать. Сказанного не вернёшь.



Библиотекарь: Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова- сорняки: значит, так сказать, это….


Посмотрим сценку, как некоторые ученики засоряют свою речь пустыми, бессмысленными словами.


Витя: Ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит…, о строительстве, так сказать, Петербурга. Ну вот, я и говорю. Строительство, значит, затеял это самый король, фу …. царь, ну как его…, аха, вспомнил: Петр I . Строительство, так сказать, длилось, понимаете, 7 лет, да нет, много лет. Ну и раз затеял строить Петр I, то, значит, ясное дело, потом город стал называться Петроградом. Ну вот, понимаешь, вроде, здорово, значит, я так отвечал, а поставили, понимаешь двойку… Ну, а у тебя, значит, того…, что нового?


Вася: Ну, а я понимаешь, на футболе был. Ну и классно всыпали, понимаешь наши, значит, этим самым, мировецки вкатали…, вмазали колосеально…, фактически, понимаешь! Ну, а после обеда, знаешь, в киношку ходил.


Витя: Ну, как картина?


Вася: Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу… Сначала, значит, он вдруг узнает, где партизаны, потом убегает, а потом… Ну, понимаешь, одним словом, так здорово. Потом, кажется, он все-таки прибежал и пошел действовать, значит, так здорово. В общем, здорово было…


Библиотекарь: Вы, ребята, что-нибудь поняли из того, что Вася тут рассказывал? Я ни слова. Очень печально, когда в разговоре не находят нужных слов. Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин. Инсценировка «Рецепт».


Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В пятом «Бы»

Доктор: В пятом «бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко и весело. Гм. А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

Доктор: Порядочек… Железно… (берет у Пети градусник). Ну-ка, открой рот.


Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.


Библиотекарь: Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.

Прочти, Сережа.

«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».


1 вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.

Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.

Миша: Ну, как контрольная прошла?

Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!

2 вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.


1. вед. Как вы думаете, правильно поступает Сережа?

2 вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.

А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.

О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.


Как его зовут.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы…мы скажем вам – спасибо!

Библиотекарь: Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. Поднимите руки, кто когда-либо употреблял грубые слова, только честно. Думаю, после сегодняшнего урока о культуре речи такого больше не повториться. Как много разных слов, приятных нашему слуху, добрых, умных, мудрых слов, а сердце русское любит нежность и сердечность.


^ Давайте с вами повторим: основные правила по культуре речи.


Основные правила по культуре речи:


  1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

  2. Говори только о том, что знаешь.

  3. Не спеши высказывать свои мысли.

Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.

4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5. При разговоре не размахивай руками.

Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

^ Запомни эти правила и выполняй их.

Итог урока:


Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.


На этом наш библиотечный урок «О культуре речи» заканчивается, и я хотела бы ещё раз вам пожелать любить свой родной язык, учиться думать, анализировать свою речь, учится красиво говорить. Всем спасибо!


Библиография:

1.