microbik.ru
1



КУДА ТЕКУТ РЕКИ?

Урок окружающего мира в 1 классе

Задачи урока: уточнить и расширить представления детей о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде; учить работать с простейшим лабораторным оборудованием.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что река может впадать в другую реку или в море; что в реке вода пресная, а в море — соленая.

Оборудование. У учителя — морская соль (приобретается в аптеке). У учащихся — цветные фишки; оборудование для практической работы: стаканы с пресной и соленой водой, пищевая соль, чайная ложка, стеклянная палочка.

Ход урока

      В начале урока выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 18, по вариантам).

      Затем проводится работа со с. 40—41 учебника. Учитель просит по рисованному оглавлению назвать некоторые из вопросов, на которые мы искали ответы. Например: «Что у нас над головой?», «Что у нас под ногами?» и т. д. Затем дети находят название изученного раздела («Что и кто?») в столбике справа; можно закрасить эти слова или относящийся к ним знак вопроса цветным карандашом. Учитель: «Какие же новые вопросы нас ждут?» Дети находят их в столбике, а затем на с. 41 («Как, откуда и куда?»). Так осуществляется переход к изучению новой темы.

      От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Вы узнаете, о чем будет мой первый вопрос по новой теме, если отгадаете загадку:

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
      (Река)

      „Куда текут реки?“ — вот мой вопрос, ребята».

      После свободных ответов детей учитель предлагает открыть учебник на с. 42—43 и послушать рассказ автора «Вода-путешественница». Учитель читает рассказ. Затем проводится работа с рисунком. Дети находят реку Осётр и кладут фишку возле изображения города, отмечая начало пути. Другая фишка служит корабликом, ее передвигают по ходу путешествия. Учитель: «Плывем по реке Осётр. Куда впадает эта река? Отметим это место фишкой другого цвета и поплывем по реке Оке. Вот мы проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в реку Оку. (Река Москва.) Плывем дальше. Куда впадает река Ока? (В Волгу.) Отметим это место другой фишкой. Теперь поплывем по реке Волге. Вспомните, что мы узнали о Волге из рассказа. Что вы знаете сами? Кто бывал на этой реке? Что мы видим на Волге? (Баржу, которая перевозит грузы, катер, теплоход.) Что видим по берегам? (Города, леса, поля, большой порт, куда привозят грузы; отсюда их отправляют на поездах.) Куда впадает Волга? Отметим это место фишкой. Опишите, что мы видим на море. (Волны, чайки над водой, рыбы, рыболовные суда.) А теперь посмотрим еще раз, какое большое путешествие мы совершили — от маленькой реки до большого моря. Расскажите коротко, как мы плыли. (Дети рассказывают, опираясь на расставленные фишки.)»

      Затем выполняется задание в рабочей тетради (с. 17, № 1). Детали мозаики могут быть вырезаны заранее.

      После этого проводится работа по краеведческому материалу. Обсуждаются вопросы: «Какая река протекает в нашей местности? Куда она впадает?» Под руководством учителя выполняется задание в рабочей тетради (с. 18, № 2).

      По окончании этой работы учитель предлагает рассмотреть в учебнике фотографии реки и моря. Учитель: «Чем различаются река и море? (Дети отмечают, что у реки видны оба берега, а у моря другого берега не видно, потому что оно очень большое.) А вода в реке и море одинаковая или нет?»

      Дети высказываются, после чего читают слова Черепахи (с. 43). Далее проводится практическая работа.

      1. Определить, в каком стакане речная вода, а в каком — морская. (Дети пробуют воду на вкус; в одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом — питьевая вода, подсоленная пищевой солью.)

      2. Приготовить морскую воду. (Дети насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают стеклянной палочкой, пробуют на вкус.)

      Учитель поясняет, что использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке; ее используют для лечебных ванн. Учитель демонстрирует морскую соль. После этого учащиеся по рисунку учебника (с. 43) коллективно сочиняют сказку о том, как Муравьишка устроил у себя дома море.

      В конце урока учитель может загадать загадки:

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
      (Река)

Кругом вода, а с питьем — беда.
      (Море)

      Муравей повторяет свой вопрос: «Куда текут реки?» Дети отвечают, что реки могут течь (впадать) в другую реку, в море, в озеро (последнее может быть известно детям из краеведческого материала).

Физкультминутки

Петляет речка
На лугу:
Колечко сделала,
Дугу…
И вдруг стрелой
Вонзилась в лес
Большой реке
Наперерез.
      В. Мусатов

Море, море, я твой гость,
Подари камней мне горсть!
Сколько их на берегу —
Сосчитать я не могу —
Белых, серых, голубых,
Гладких, маленьких,
больших —
Все обкатаны волной,
Чистой, сильной, голубой!
      В. Суворова

Рекомендации для занятий в семье

      Приобретите в аптеке морскую соль. Вместе с ребенком приготовьте ванну с морской солью. Пусть ребенок искупается и представит себе, что оказался в море. На упаковке с морской солью прочитайте, для каких целей она используется.

Учитель: Лашманова Е.А.