microbik.ru
1



Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.

Учитель русского языка и литературы КСОШ №1 Фёдорова Лидия Богдановна.


Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)


Цель урока.

  1. Используя художественный текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.

  2. Усвоив смысл жизненно-важных слов-понятий (язык, речь, слово, чувство, настроение, дружба, мудрость, гуманный и др.), обращаем мысль маленького человека внутрь себя: «Я – человек! НО…какой?»

  3. Проанализировав текст, «породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».

  4. Через анализ текста учить детей выражать своё мнение, используя выражения, речевые конструкции с эмоционально-оценочной лексикой.

  5. Развивать речь и творческое воображение детей.




  1. Вступление. Флэш-ролик ко Дню Матери.

  2. Подготовительная работа. Вопросы:

- Ребята, какой замечательный праздник отмечает наша страна в конце ноября?

(День Матери.)

- Да, действительно, в конце ноября стало традицией отмечать день Матери – праздник всех мам. А какие они, наши мамы? На что они способны ради своих детей? (Дети дают определения.)

^ Учитель обобщает ответы детей:

- Да, мамы – это воплощение безграничной любви, доброты, ласки, душевной щедрости, способности пожертвовать своей жизнью ради своего ребёнка. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рассказ-сказку английского писателя Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево». Тексты у вас на партах. Вы позволите мне прочесть вам текст самой? (СЛАЙД 1)

Чтение текста учителем.

  1. ^ Первичное осмысление текста.

Учитель предлагает обменяться своими мыслями и чувствами, полученными от услышанного текста. (Можно использовать заготовки-распечатки с эмоционально-оценочной лексикой).

^ YI. Работа со словарным материалом. Слова-карточки разложены на партах. Они должны помочь описать характер героев и их действия (поступки).

Задание. Внимательно рассмотрите все слова на карточке. Постарайтесь определить, отталкиваясь от семантики слова, их знак (+ или -). А теперь представьте, что каждое из этих слов превратилось в «слово-магнит», имеющее способность притягивать, присоединять. Исходим из того, что слово – живое, очеловеченное, по принципу «доброе к доброму, т. е. + к +, а – к -. Все ли из данных слов способны притянуть к себе слово «яблоня» и слово «мальчик». Письменно в тетрадях расписать слова в 2 столбика. (Эту работу можно делать в парах, можно воспользоваться «Добрым толковым словариком», который есть у каждого в тетради.)

ВОПРОСЫ.

- Какие из данных слов-понятий можно отнести к характеристике только яблони, а какие – только мальчика? Объясните свой вывод.

- Какие слова-понятия объединяют и яблоню, и мальчика? Докажите.

^ V. Работа с текстом. Составление плана рассказа.

Задание. Посмотрите внимательно на текст. Подумайте, на сколько частей-эпизодов можно было бы разделить этот текст? Как это легко сделать даже по внешнему виду текста? (Каждая часть заканчивается словами «И яблоня была счастлива…»)

Вопрос. О чём повествует каждый эпизод? (Этапы взросления мальчика: детство, юность, зрелость, старость.)

Здесь уместно было бы вспомнить стихотворение Евгения Евтушенко «Метаморфозы» (читает заранее подготовленный ученик.)

Задание. Обратите внимание на заголовок рассказа. Что он выражает: тему или основную мысль, а может быть то и другое. (Повторить: что такое тема и основная мысль произведения.)

Вопрос. –Так какова же основная мысль текста? Что автор хочет нам сказать? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, ещё раз напоминаю, что такое «щедрость». (СЛАЙД 2)

- Есть ли в тексте предложения, в которых формулируется основная мысль? (Нет.)

- Значит, надо попробовать самим сформулировать, что же автор хотел сказать нам, читателям.

- Кто же истинный счастливец в этом рассказе?

- Чьё счастье оказывалось сиюминутным, а чьё было постоянным?

- Пусть вам помогут ответить на вопросы мудрые цитаты-высказывания великих людей. (СЛАЙД 3)

ВЫВОД (по основной мысли текста). Автор показал нам возможность верности и бескорыстия в дружбе. Умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного «я».

Обратите внимание на ещё одно высказывание Л. Мартынова. (СЛАЙД 4)

Подходит ли оно к идее нашего рассказа?


^ VI. Творческое задание: сочинение- миниатюра. «Какие советы-пожелания вы хотели бы дать мальчику?». (Слайд 5)

VII. Итог урока (рефлексия). (Слайд 6)

Сегодня на уроке я понял…..

почувствовал….

узнал……

VIII. Домашнее задание: (Слайд 7)


Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за сегодняшний урок. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. (Слайд 8) А в заключение урока я хотела бы вам пожелать найти в жизни настоящего друга, ту руку, на которую можно было бы опереться всегда, которая стала бы поддержкой и опорой для вас. Но я бы очень хотела, чтобы и ваша рука была готова всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается!