microbik.ru
1

Азбука дыхания

Знаем ли мы свой организм? Умеем ли пользоваться им во благо себе? Ответ на этот вопрос ясен. Плохо знаем или вовсе не знаем. А главное, не умеем использовать его безграничные возможности.

Красивый, звучный голос, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение-свидетельство интеллекта, психического и физического здоровья ребенка.

Здоровый голос-это, прежде всего, верно построенное дыхание. А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило - безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей, тихие голоса, «каша во рту», неуверенность в себе, робость - одним словом, целый комплекс проблем, которые мешают становлению и развитию личности.

Первое и важное условие правильного дыхания - дышать нужно через нос. Нос - своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в легкие микробов, этому способствует выделения слизистой оболочки носа, которые губительно действуют на микробы. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а холодный согревается.

Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным.

Дыхание через рот является более поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию - дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

^ Урок первый.

  1. 1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям, повторить 5 раз. На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по
    крыльям носа, выдох носом свободный. Повторить 5 раз.

  2. Поглаживать нос и его придаточные пазухи — вдох, выдох носом
    свободный, повторить 5 раз.

  3. Сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным
    пальцем — вдох. Выдох носом свободный, повторить 5 раз.

  4. Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через
    правую и наоборот, повторить 5 раз.

  5. Нормализовать носовое дыхание помогает массаж биологически
    активных точек.

^ Урок второй.

Учите детей смешанному дыханию.

Задачи упражнений: выявить лучшие качества голоса, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

«Трубач»

И.п. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх - вдох, на медленном выдохе произносить П-Ф-Ф-Ф-Ф, по окончании вдох. Повторить 3 раза.

«Каланча»

И.П. стоя, руки разведены — Вдох, опуская руки, произносить звуки С-С-С-С. Повторить 3 раза.

«Рубка дров»

И.п. стоя, руки над головой сложены в замок - вдох. На выдохе наклон вперед со звуком У-Х-х-х-х, как бы имитируя удар топором. Повторить 3 раза.

«Свисток»

И.п. сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой трубочка, сделать вдох, выдыхать в воду через трубочку со звуком у-у-у. Повторить 3 раза.

«Дышим животом»

Тренировка выдоха

С использованием рифмованного текста. Юра Гарин очень рад - вдох Юре нравится парад - вдох О ракетах на параде Он рассказывает Наде - вдох

^ Скороговорки для дыхательных упражнений:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Во мраке раки шумят в драке.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Жутко жуку жить на суку.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в

капюшоне он смешон.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

По семеро в сани уселись сами.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У елки иголки колки.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Игра на развитие дыхания «Бабочка»

Каждый берет бабочку прикрепленную к ниточке и дует на нее, наблюдая как она кружится в воздухе. Необходимо следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи.