microbik.ru
1

БАТАЛЕНКО Н.Н.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ КРАСНОПУТЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МОДУЛЬНЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс


ТЕМА:


«ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XIX века»


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


РЕАЛИЗМ

Реализм – правдивое объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, а также направление в искусстве и литературе, основанное на таком изображении действительности.

В реалистических произведениях проявляется интерес к повседневному существованию обыкновенных людей.

Романтизм, сентиментализм, классицизм заранее давали писателю определенную систему устойчивых представлений о мире, человеке, его разуме и душе.

Писатель-реалист должен был сам отыскивать закономерности, управляющие действительностью и человеком.

Становилась очевидна сила исторических и социальных условий, влияющих на поведение человека.

^ Реализм исследовал, как соотносятся между собой давление внешних обстоятельств и внутренняя свобода человека.

Русский реализм активно использовал романтические традиции такие, как жажда изменить мир и человека, поиск путей для этого изменения.

Русский реализм XIX века отражал особенности творчества каждого из писателей, работавших в этом направлении.

^ XIX век – век реализма, который назван критическим.

Реализм изображает исторически конкретное общество.

Герой типичен для данной эпохи и среды. Жизнь и характеры изображаются в развитии.

^ Представители реализма.

В России реализм прошел несколько этапов развития.

Просветительский реализм – Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, молодой И.А.Крылов.

«Синкретический» реализм – сочетание реалистических и романтических мотивов (преобладает реалистический мотив) – А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Критический реализм – обличительная направленность произведений, разрыв с романтической традицией – И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский.

Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира – М.Горький.


^ МОДУЛЬНЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

ТЕМА: «ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX века»

Учитель: Баталенко Н.Н.


^ ЭТАП УРОКА

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

I

1-2мин

ЦЕЛЬ УРОКА: в процессе работы на каждом этапе урока вы

вспомните, расширите и углубите знания

- о реализме

в мировой и русской литературе


-потренируетесь в определении отличительных признаков реализма


-на конкретных примерах (текстах) отработаете эти учебные умения и навыки.



^ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ

ЦЕЛИ УРОКА

II

10-12 мин


ЦЕЛЬ: познакомиться с теоретическим материалом об особенностях и отличительных признаках реализма

1.Прочитайте теоретический материал о реализме

^ 2.Ответьте на вопросы по теории:

- назови истоки мирового реализма

дай определение понятию «реализм»

-назови характерные особенности реализма

-назовите представителей этого направления


^ 3. познакомьтесь с текстом произведения этого направления в литературе, найдите признаки реализма в тексте

(см. Приложение №2)

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЦЕЛЬ II ЭТАПА

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПРИЛОЖЕНИЯ №1 и УЧЕБНИКА по Литературе для 10 кл под ред. В.И.Коровина IIч. (стр.80-82)


РАБОТАЙ В ПАРЕ

РАБОТАЙ С ПРИЛОЖЕНИЕМ №1 И УЧЕБНИКОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ







III

25-30 мин


ЦЕЛЬ: ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИМЕНЯЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ


Реализм – ______________________________
__________________________________________


__________________________________________

В реалистических произведениях проявляется______________________________
__________________________________________


XIX век – век реализма, который назван___________________________________

Герой____________________________________

Жизнь и характеры изображаются _________________________________________

_________________________________________

В России реализм прошел несколько этапов развития:

__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________




^ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ

ЦЕЛЬ ЭТАПА


РАБОТАЙ ИНДИВИДУАЛЬНО


СДАЙ ТЕСТ

НА ПРОВЕРКУ УЧИТЕЛЮ


IV

2-3 мин


В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ подбери текст реалистического характера и отметь в нем особенности реализма


РАБОТАЙ ИНДИВИДУАЛЬНО




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА


Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне. Где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.

(А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»)