microbik.ru
1



УРОК ПО ПРАВУ


ТЕМА: «ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»


В 9 КЛАССЕ


УЧИТЕЛЬ: МОИСЕЕВА Н. В.


ГОУ СОШ №427 ЮАО г. МОСКВЫ.


Тема урока:

«Права несовершеннолетних»


Цель: познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка и правами ребёнка, закрепленными в Семейном и Гражданском кодексах РФ


Задачи:

  1. Научить распознавать свои права;

  2. Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;

  3. Развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;

  4. Научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать прав других людей;

  5. Развивать творческие способности учащихся.



Основные вопросы урока:

- права ребенка, закрепленные в Международных документах;

- личные и имущественные права ребенка;

- реализация и защита прав ребёнка.


Умения и навыки, отрабатываемые на уроках:

1.Работа с текстом учебника, словарем (над основными понятиями) и документами (Конвенция о защите прав ребенка, статьи СК РФ и ГК РФ)

2. Составление схем и таблиц ( личные и имущественные права ребенка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних)

3. Умение выделять главное и верно формулировать выводы;

4. Умение отстаивать свою точку зрения;

5. Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях( при выполнении практических заданий).


Основные понятия урока: декларация, конвенция, органы местного

самоуправления ,нотариус, наследование ,опека, попечительство, органы опеки и попечительства ,усыновление ,дееспособность ,эмансипация.


Оборудование: сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека(1 на парту), сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка (1 на парту);выборка статей СК РФ и ГК РФ ( на каждую парту).


Ход урока

1 Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока и определение задач урока- рассмотрение основных вопросов урока через изучение теоретического блока и практических заданий.

2. изучение нового материала. Знакомство учащихся с международными документами по правам ребенка (особое внимание уделить Конвенции о правах ребенка 1989 года)


^ Организация работы с документом


Вопросы: 1) Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важным для ребенка?

2) Какое право является самым значительным конкретно для каждого из вас?

3) Взять из Конвенции 1-2 права. Что могло бы произойти, если бы их у ребенка отняли?

2. Инсценировка учащимися конфликтной ситуации

Подарки Елены и Сергея

(конфликтная ситуация)


Елена и Сергей были довольны Новогодними подарками. Сергей, как и хотел получил новенький магнитофон, сразу же поставил диск с записью любимой группы. Лене подарили гитару, и она могла играть не только в любимой школьной группе, спрашивая разрешения у руководителя группы, но и дома. Лена тут же начала наигрывать любимую мелодию на гитаре. Сначала брат и сестра были очень довольны подарками, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не могут, Прекратив играть, Елена попросила Сергея сделать перерыв в прослушивании своих дисков, и дать ей возможность поиграть на гитаре. Сергей сказал, что её «Бренчание» ему не мешает и он может усилить звук. Его ответ рассердил Елену, она стала еще громче играть на гитаре. В ответ Сергей тоже усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители и в дверь стали звонить соседи.


Вопросы к ситуации:

1) Как произошел этот конфликт? Почему?

2) Что чувствовали действующие лица?

3) Счастливый ли был конец?

4) Как этот конфликт мог быть предотвращен?

5) Какие и чьи права были проигнорированы?

6) Как можно было бы избежать конфликта?


Вывод: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Выход из конфликтной ситуации -совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.


3. Знакомство учащихся с основными правами ребенка, закрепленными в СК РФ и ГК РФ


Организация работы со статьями кодексов (вместе с учителем составить в тетрадях таблицу)


Личные права детей СК РФ, ст. 54-59

Имущественные права ребенка СК РФ , ст.60

Право жить и воспитываться в своей семье

Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих

Право знать своих родителей

Право на имущество, полученное в дар

Право на их заботу, на совместное с ними проживание

Право на имущество, полученное в порядке наследования

Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие

Доходы, полученные ребенком

Право на общение с обоими родителями, бабушкой и дедушкой, братьями и сестрами и другими родственниками

Имущество, приобретенное на собственные средства ребенка

Право на защиту своих прав и законных интересов




Право выражать свое мнение




Право на имя, отчество и фамилию




Право на изменение имени и фамилии






Дееспособность

ГК РФ, ст.№ 26,27,28

Малолетних

Несовершеннолетних

С момента рождения и до 6 лет

С 6 до 14 лет

От 14 до 18 лет

  1. Полностью лишены гражданской дееспособности

  2. Все правовые действия от их имени могут совершать только их родители и опекуны

Вправе самостоятельно совершать:

  1. Мелкие бытовые сделки

  2. Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации

  3. Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц

Ответственность по сделкам несут родители, усыновители и опекуны. Они же отвечают за вред, причиненный малолетними

Вправе Самостоятельно совершать:

1.Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами

2. Авторское право

3.Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

4. С 16 лет- членство в кооперативе

Самостоятельно несут имущественную ответственность за причиненный вред

5.Полная дееспособность может наступать и до 18 лет- при вступлении в брак

Эмансипация ( ГК РФ, ст 27



2.Закрепление материала: практическая работа.

1) Родители обсуждали предстоящий летний отпуск. Сначала они хотели поехать на море, но подсчитав финансы семьи, решили остаться на даче. Светлана , их дочь, с грустью заметила, что дача, на которой она каждый год проводит летние каникулы , ей надоела. Мать, косо взглянув на нее, сказала: « Помолчи, не доросла ещё»

( Оцените данную ситуацию с точки зрения закона)


2) Восьмиклассница Ольга (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 500 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ольга обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит музыкальные диски.

( Оцените данную ситуацию с точки зрения закона)


3) Мать 15- летнего Антона потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она, лучше чем он, сможет ею распорядиться.

( правомерно ли требования матери?)


  1. Изучение вопроса- защита прав ребенка. Работа с текстом учебника, с.50.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу в тетрадях, применяя полученные знания.


Осуществление защиты

Семейное законодательство

Государственная защита

Международное право

Семья, родители

Дошкольные учреждения, школа, внешкольные учреждения

Конвенция о защите прав ребенка




Суды, прокуратура







Органы опеки и попечительства







Конституция РФ






  1. Обсуждение и закрепление изученной темы.

  2. Домашнее задание: составление Декларации прав учеников