microbik.ru
1

Обобщающий урок по теме

«Музыкальные образы»


Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Музыкальные образы»: знать основные виды музыкальных образов в классической музыке и песнях; уметь привести примеры; определять на слух изученные музыкальные темы; применять знания музыкальной грамоты в проблемно-творческих заданиях.

- знать общность тем, сюжетов, образов между различными видами искусства, их значением и роль в нравственно-эстетическом развитии человека.

- работать над развитием: певческих навыков; ладогармонического слуха, выразительностью исполнения, музыкальной памяти, основ музыкального анализа.

Задача: научить эмоционально воспринимать и откликаться н6а услышанные классические музыкальные произведения, расширять музыкальный кругозор учащихся, видеть взаимодействие музыки с другими видами искусства.

Оборудование: пианино, магнитофон (аудиокассеты), телевизор, видеомагни-тофон, компьютер, мультимедийный проектор (слайды).

Дидактический раздаточный материал: тесты, карточки с заданиями и ответами.


^ Номер и название учебного элемента.

Учебный материал, цели

Указания учителя

УЭ №1 Сообщение

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Музыкальные образы»: знать основные виды музыкальных образов в классической музыке, видеть общность тем, сюжетов, образов в ИЗО, музыке, литературе.

После просмотра слайдов с изображением творений выдающихся художников, связанных с каждым видом музыкальных образов, подготовить сообщение о любимом музыкальном образе в изученных произведениях.

Работа в группах.

Оценивается учителем по пятибалльной системе.

Полученную оценку занесите в оценочный лист.

УЭ №2 Исполнение песен

Цель: уметь привести пример и исполнить песню с преобладанием определенного вида музыкального образа. Работать над развитием певческих навыков, ладогармонического слуха, выразительностью исполнения.

После распевки исполнить группой песню, где присутствовал бы один из видов музыкальных образов (по выбору).

Оценивается другой группой учащихся по пятибалльной системе.

Полученную оценку занесите в оценочный лист.

УЭ №3 Угадай оперу

Цель: знать слова и авторов арий и хоров из известных опер.


№1 «Славься, славься, Русь моя!»

№2 «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный»

№3 «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

№4 «Чуют правду…»

№5 «О скалы грозные дробятся с ревом волны»

Прочтите начальные слова популярных арий и хоровых эпизодов из известных вам опер, укажите автора и название оперы (работа проводится в тетради).

Сверьте ваши ответы с верными ответами в карточках.

Один верный ответ = 1 баллу.

Поставьте сумму баллов за верные ответы в оценочный лист (максимум 5 баллов).

УЭ №4 Музыкальная викторина

Цель: уметь определять на слух изученные музыкальные темы композиторов-классиков, развитие музыкальной памяти.

Прослушав музыкальную тему, запишите фамилию написавшего её композитора и название произведения (в тетради). Например:

№1 И.С.Бах «Шутка» и т.д.

Всего 10 номеров. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте ответ учащегося с верными ответами в карточке.

Один верный ответ = 1 баллу.

Поставьте сумму баллов за верные ответы в оценочный лист (максимум 10 баллов).

УЭ №5

Тест по музыкальной грамоте

Цель: повторить знания музыкальной грамоты, определений, которые понадобятся при выполнении проблемно-творческого задания в УЭ №6.

Вопросы теста:

1. «Аккорд – это:

а) жанр музыки;

в) созвучие из трех или более нот;

с) название лада в музыке.

2. «Ансамбль – это:

а) фамилия композитора;

в) название инструмента;

с) группа певцов или музыкантов.

3. Нота ля пишется:

а) между второй или третьей линейкой;

в) на второй линейке;

с) на первой линейке.

4. Валторна относится к группе:

а) струнных инструментов;

в) медно-духовых инструментов;

с) деревянно-духовых инструментов.

5. «Мелодия» - это:

а) музыкальное сопровождение;

в) название длительности ноты;

с) основной запоминающийся мотив.

6. Какого инструмента нет в симфоническом оркестре?

а) контрабаса;

в) гитары;

с) гобоя.

7. Как называется высокий мужской голос?

а) сопрано;

в) баритон;

с) тенор.

8. «Динамика» - это:

а) сила звука;

в) жанр музыки;

с) обозначение темпа.

9. Как называется высокий женский голос?

а) альт;

в) сопрано;

с) меццо-сопрано.

10. Какого регистра не существует?

а) высокого;

в) среднего;

с) медленного.

Прочтите и ответьте на вопросы теста в тетради, выбрав один верный ответ из трех перечисленных.

Сравните ваш ответ с полученными верными ответами в карточке.

Один верный ответ =1 баллу.

Поставьте сумму баллов за верные ответы в оценочный лист (максимум 10 баллов).

УЭ №6 Играем в композитора

Цель: уметь применять знания музыкальной грамоты при выполнении проблемно-творческих заданий, опираясь на полученные представления о закономерностях развития музыкальных образов, полученные при изучении блока Музыкального образа.

Работа в группах.

Ознакомьтесь с лежащей перед вами таблицей.

Представьте себя композитором, участвующим в экранизации сказки «Золушка». Каждая группа работает с музыкальным оформлением только одного кадра. Посовещавшись заполните таблицу.

Один человек от каждой группы зачитывает результаты работы перед классом.

Оценивается учителем по 10-балльной системе.

УЭ №7 Подведение итогов урока

Цель: оценить знания каждого учащегося по изученной теме

Прочтите ещё раз цели урока (индивидуально).

В какой степени считаете цели достигнутыми (обсуждение с классом). Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общую сумму баллов. Если по итогам урока вы набрали:

38-45 баллов- оценка «5»

30-37 баллов – оценка «4»

22-29 баллов – оценка «3»

21 балл и ниже – оценка «2»

УЭ №8

РК

Цель: исполнить любимую песню учащимися, связанную с образами родного края.

Не оценивается.



Спасибо за работу!


^ Песня о Симе


Слова Л. Лебедевой

Музыка В. Ярова


1. Прекрасна наша жизнь в родном краю,

Про город Сим я песню вам пою.

В ней вера в несгибаемый народ,

Что на Урале среди гор живет.


Припев:

Давайте ж вместе запоем,

Прекрасен край, где мы живем.

Величье гор и шум лесов

Подхватят эхо голосов.

И лебедь белый в вышине

Махнет крылом тебе и мне,

С подругой песню разнесет

По все стране.


2. Наш город Сим, хоть невелик собой,

Напоминает всюду нам с тобой,

Что место, где родился ты на свет

Прекрасней и дороже в мире нет.


3. Я верю, люди, верю так и будет,

Наш милый край о нас не позабудет,

Создаст народ не мало новых песен,

Для этих песен мир не будет тесен.


Морская песенка


Слова В. Левина
^

Музыка Г. Гладкова



Один моряк, покинув порт,

На лодке в море вышел,

У лодки был высокий борт,

Но волны были выше.

Его швырял девятый вал,

Как шлюпку в поднебесье,

Но мореход не унывал,

Во всю горланя песню:


Припев:

Пускай бросает нас вода,

То вверх, то ОП! И вниз.

Когда со всех сторон беда –

Спасает ОПтимизм!


Другой на месте моряка

Ко дну пошел бы вскоре,

Ведь как на грех без черпака

Отправился он в море,

Но наш моряк находчив был

И не терялся сроду.

Он дырку в лодке прорубил

И выпустил всю воду!


Припев:

Пускай бросает нас вода,

То вверх, то ОП! И вниз.

Когда со всех сторон беда –

Спасает ОПтимизм!


^ Спящая принцесса


Слова А. Тимофеевского

Музыка Г. Гладкова


1. Дремучим бором,

Темной чащею,

Старинный замок окружен,

Там принца ждет

Принцесса спящая,

Погружена в покой и сон.


Припев:

Принцесса спит сто лет, сто лет,

А храбреца все нет и нет,

И если рыцарь не найдется,

Принцесса так и не проснется.

И если рыцарь не найдется,

Принцесса так и не проснется.


2. Наступит день за ночью лунною

И солнца луч блеснет в окне,

Но крепко спит принцесса юная

И улыбается во сне.


Припев


3. Я в дальний путь решил отправиться,

Затем, чтоб принца убедить,

Что должен он свою красавицу,

Поцеловать и разбудить.


Припев