microbik.ru
1

Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот; продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием. сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе веществ от состава свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость  свойств веществ, их получением и применением, обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете.

Оборудование:  на демонстрационном столе: концентрированная серня кислота, колба, капельная воронка, вода, чашка Петри, лист бумаги, кусочек ткани, стеклянная палочка, растворы азотной, серной, фосфорной кислот, термометр;

на столах учащихся: индикаторы, пробирки, концентрированная серная и соляная кислоты, штатив, стеклянная палочка, лучина.

Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот.

Продолжительность 40 минут. Путешествие совершается по маршрутам:

станция "Информационная"

станция"Историческая"

станция"Дегустационная"

станция"Стоп"

станция"Экспериментльная"

станция"Индикаторная"

Ученики становятся пассажирами поезда, учитель- проводник этого поезда.

Один ученик-помощник проводника, он работает вместе с учителем и указывает маршрут следования. На каждом пункте путешествия идет своя работа по отработке триединой дидактической цели.

Ход работы.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы- пассажиры, я- проводник, и еще у нас будет помощник проводника- мой помощник. Он будет указывать маршрут нашего следования. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнем с путевых дневников.

Учитель обращается к доске. Она заранее оформлена и зашторена. Учитель открывает часть доски. На ней записи, которые учащиеся переписывают в тетради. Учитель просит записать в путевом дневнике: «Путешествие в мир кислот. Этапы путешествия».

Учитель. Мы находимся на Станции Информационная. Прежде чем отправиться, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.

Учитель обращается к таблице «Кислоты» и делает необходимые записи на доске под табличкой «Станция Информационная». На следующих станциях записи на доске также выполняются строго под соответствующими табличками, таким образом, к концу путешествия на доске будет собран материал урока в виде краткого конспекта. Аналогичные записи ученики делают в тетрадях.

Учитель. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно.

Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым 

раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней еще оказывается азотная кислота, которая получается из окиси азота, образующегося при горении воздуха вокруг пламенного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн. тонн азотной кислоты. Это немало.

Немало кислот содержится и в нашей пище- фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарство. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочная, щавелевая, уксусная, лимонная, аскорбиновая, винная, молочная, масляная. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками.

Так что ядрышками увлекаться не стоит, особенно если они взяты из недозрелых плодов.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если лето в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из- за этой кислоты также жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.

Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит- символ прочности- может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют- лишайниковые кислоты.

Важная роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая кислота- поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» у соляной кислоты- сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.

Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород- он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Следовательно, мы можем дать определение классу кислот.

Учащийся. Кислоты- сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Учитель. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие- нет. Классифицируем кислоты по двум признакам:

1) по числу атомов водорода:

а) одноосновные

б) двухосновные

в) трехосновные;

2) по наличию кислорода в кислотном остатке:

а)кислородные

б) бескислородные.

Пассажирам разложить карточки с формулами перед собой и приготовиться отвечать на мои вопросы.

( Работа по карточкам, на которых записаны формулы, например, таких кислот: с одной стороны соляная кислота, с другой стороны - серная кислота и т. д. Учащиеся должны показать карточку на которой изображены:

а) кислородсодержащая,

б) бескислородная,

в) одноосновная,

г) двухосновная кислота.

Помощник проводника. Мы прибываем на станцию Историческая (на доске открывается новый сектор «станция Историческая»).

Входит ученик- историк. На нем старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо, он заранее подготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения. Основные даты, фамилии ученых он прикрепляет на доске под соответствующей табличкой.

Историк. Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тыс. лет) Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота сказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди выращивали виноград и запасали впрок виноградный сок (из которого получали спирт для питья). При хранении в сосудах сок бродил, и получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель для красок. В России уксус, т. е. водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древесная кислота».

Серная кислота (X век).

С серной кислотой люди познакомились значительно позже, примерно в X веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов , например из железного купороса и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.

Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XV веке. Соляную кислоту назвали соляным спиртом, а азотную- селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот». 

Угольная кислота (XVIII век).

Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напито, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.

К концу XVIII века химики уже знали более десятка кислот.

Учащиеся отмечают, что общее в составе кислот - атомы водорода. Учитель приводит их к выводу о том, что общее в составе и строении кислот обуславливает и общее в свойствах кислот.

Именно это и предстоит выяснить на следующей станции - Дегустационной. Учащиеся могут убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус ( но встречаются и другие: горькие- никотиновая, сладкие- салициловая, безвкусные- стеариновая).

Учитель. Еще раз подчеркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это- грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым на кусочке фольги.

Учащиеся записывают первый вывод урока: «большинство кислот кислые на вкус».

Учитель. Мы продолжаем свое путешествие.

Помощник проводника. У нас на пути красный свет- проезда нет! Станция «Стоп! Красный свет!»

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью термометра. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества тепла при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя выливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую  плотность, окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо.

Учащиеся должны запомнить: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5%- ным раствором соды. Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается в том, что она «жадно» отнимает воду у органических веществ, при этом вещество обугливается (обугливание древесины хорошо демонстрирует опыт, в котором пипеткой с концентрированной серной кислотой делают надпись на свежеструганной деревянной доске. Бесцветная вначале надпись становится через несколько секунд черной, как сажа.

Станция Экспериментальная. Учитель обращает внимание учащихся на то, что наряду с общими свойствами кислот- вкусом, они отличаются друг от друга по ряду признаков. Проводится сравнение свойств соляной и серной кислот.

Вертикальные графы: серная кислота, соляная кислота.

Горизонтальные графы: 1. химическая формула, 2. физические свойства, 3.

действие на индикатор: а) лакмус; б) метилоранж.

Учащиеся под руководством учителя готовят растворы кислот, соблюдая правила техники безопасности, наблюдают выделение теплоты при растворении кислот в воде, заполняют графы 1,2( а,б,в).

Помощник проводника. Мы прибываем на конечную станцию Индикаторная.

Учитель. Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине- фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко- красными. Это явление удивило Бойля и он тут же провел сессию опытов с разными кислотами и цветками некоторых растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и лепестки других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового.

лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий Бойль назвал такие вещества индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот. Учащиеся проводят соответствующие опыты, заполняют горизонтальную графу 3(а, б) и самостоятельно делают вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот: это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями их строения.

Учитель сообщает, что серную и соляную кислоту производят искусственным путем на химических заводах, но кроме того многие кислоты встречаются в природе.

Затем учитель предлагает учащимся с помощью эксперимента выяснить, отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.

Учащиеся действуют на сок лимона, кефир индикатором и отмечают изменение окраски раствора лакмуса, что дает возможность сделать вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.

Учитель. Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что помогли мне осуществить его. И если оно вам понравилось, напишите для меня работу об этих веществах.

(Вопросы написаны на доске.)

•       Бывают ли кислоты жирными?

•      Как появилось название «лимонная кислота»?

•      Есть ли кислоты в янтаре и молоке?

•       Есть ли в яблоках яблочная кислота, а в вине- винная?

•      Отчего укусы муравьев так болезненны?