microbik.ru
1



Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное


Задачи:


1. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.

2.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.

3. Воспитывать любовь к родному краю и языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вы растете и с каждым днем узнаете что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определенной последовательности. С сегодняшнего дня на уроках русского языка вы сможете расширить свои знания о том, что вы уже знаете.

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»?


^ II. Постановка цели урока.

Учитель читает стихотворение А. Косоговского "Имя существительное", учащиеся договаривают слова.

Кто спешит так рано в школу?

  • Все спешат ... (ученики)!
    Что несут они в портфелях?


  • Книги, ручки, ... (дневники).
    Как вы сделали открытие
    Это удивительное?
    Помогло нам всем ответить.
    Имя ... (существительное).


  • Итак, какую часть речи мы начинаем изучать? (Имя существительное.)

  • Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

  • Как вы полагаете, все вы уже знаете о существительном?

Через несколько уроков я вновь задам вам этот же вопрос, а вы либо под­твердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергнете.

- Сегодня мы начнём более подробно изучать имя существительное.


^ III. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

1.Прочитайте стихотворение на доске.

Села ... на ... ,

Опустила ... .

Прилетает к ней ... :

- Что ты ищешь там?

- ... !

-А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят ... ,

Просто некогда скучать!

(Г.Ладонщиков)

-О чём говорится в стихотворении? Вставьте нужные слова. Прочитайте.

Слова для справок: комар, нектар, пчелка, цветок, делом, хоботок.

-Можно ли понять его без имён существительных?

- Какова же роль имён существительных в речи? (Ответы детей)

- Что вам уже известно об имени существительном? (Имя существитель­ное часть речи, которая называет предметы, действия, исторические события, явления природы, абстрактные предметы, отвечает на вопросы кто? или что?)

-Что еще помните об именах существительных? (Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственного числа и множественного, бывают трёх родов.)

  • Что это значит? (Бывают женского, мужского и среднего рода.)


Открывается книжка «Здравствуй, имя существительное!»

(повторяют все, что не назвали.)

  • А какие еще части речи вы помните?

  • Найдите в тексте глаголы.

  • На какие вопросы отвечают глаголы?

Какие еще части речи встречаются в тексте? (Прилагательные, частица не, предлоги, союз а.)

—Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении мы используем предлоги.)

Все слова в русской речи являются какой-либо частью речи. Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

Всему название дано — и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные сло­ва являются существительными.


^ 2. Словарная работа.

А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? и что?

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это?...

(Стрекоза)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница)

Не огонь — а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой.

Звать ее...

(Крапивой)

Подрастала —

Хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла —

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

(Лягушка)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек.

(Одуванчик)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(Береза)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах!—

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)


- Что объединяет существительные первого столбика? (Эти имена сущес­твительные обозначают одушевленные предметы, лексическое значение данных слов - животные.)

  • Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Имена сущест­вительные, которые называют неодушевленные предметы, относятся к теме «Растения».)

  • Что объединяет эти две группы существительных? (Насекомые не могут существовать без растительного мира.)



Упр. 3. Заменить имена существительные словами-синонимами: темно­та сумрак, дремучий лес густой, непроходимый, заросли кустарники, густая растительность (устно).

  • Какие имена существительные, обозначающие явления природы вы можете назвать? (Буря, гром, дождь, молния, ветер.) Запишите в тетрадь.



3.Физиминутка

Упражнение на релаксацию (мышечное расслабление).

^ Стряхиваем воду с пальцев.

Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.


4. Игра.

- Поиграем в группы слов,

^ Кто из вас играть готов?

(Как назвать одним словом?)

Пёс, петух, корова, кошка - ?

Кукла, мячик и гармошка - ?

Лук, редиска, огурцы - ?

Молоток, топор, щипцы - ?

Платье, юбка и рубашка -?

Бак, стакан, кастрюля, чашка - ?


^ 5. Работа по учебнику.

Упр. 4. .(Работа в тетрадях и у доски с последующей проверкой).

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Выборочное письмо:

Предметы — снег, помидор, ягоды, осина.

Явления природы — ненастье, половодье.

(Самостоятельно.)

Действие — езда, бег, косьба, рисование. Дополните каждую группу еще 3—4 словами.

Упр. 5

Устно, словообразование. От глаголов образовать существительные.

Прыгать – прыжок, ездить -..., петь - ..., бегать - ..., косить -..., резать -... .

— Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от гла­голов? (Указывают на действия имен существительных.)

Упр 6. Самостоятельно. Выделите группами и запишите существительные, которые обозначают предметы (девочки) и явления природы (мальчики).


^ 6. Работа в парах.

  • Почему имена существительные написаны с заглавной буквы? (Данное задание выполнить устно.) К каким лексическим группам вы можете отнести данные слова.

Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой — Пишут с буквы прописной.

  • Какие новые лексические группы имен существительных вам встрети­лись в этом тексте?

  • Попробуйте ответить еще раз на вопрос: «Все ли вам было до сегодняш­него урока известно об имени существительном?»


^ 7. Домашнее задание

Упр. 7 на стр. 54.

Запишите данные слова группами. Даша, Вася, Лиза, Коля добавят в эти группы 2-3 слова.

А желающие могут составить кроссворд с одной из лексических групп (5-6 слов).


^ 8. Итог урока

1. Обобщение

  • Что мы называем именем существительным?

  • Что могут обозначать имена существительные?

  • Какие существительные называем одушевленными или неодушевлен­ными? Собственными или нарицательными?

  • Как могут изменяться имена существительные?

2. Рефлексия

  • Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все имена су­ществительные?

  • А кто из вас сможет самостоятельно находить имена существительные в тексте и определять, к какой лексической группе они относятся?