microbik.ru
1

«Приключения в Стране дорожных знаков»

(Динамическая пауза или нетрадиционный урок чтения)

Цели и задачи классного часа (динамической паузы, урока):

  • образовательная — познакомить первоклассников с дорожными знаками;

  • развивающая — расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении бе­зопасности жизни;

  • воспитательная — через игровую деятельность учить ребят культуре поведения на улицах города (села).

Приглашенные. Ученица пятого класса, играющая роль Бабы-Яги, ученик пятого класса в роли Светофора.

^ Ход классного часа (динамической паузы, урока)

Непонятливая Баба-Яга

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путе­шествие по Стране дорожных знаков. Выходят два ученика.

^ 1-й ученик: В той Стране дорожных знаков

Много знать должны ребята.

Светофор там постовой,

Наблюдает за тобой.

2-й ученик: Все он знает о дороге,

Будь готов к его подмоге.

Только сам там не плошай,

И порядок соблюдай!

^ Появляется неожиданно Баба-Яга.

Баба-Яга: Фу! Ну и кошмар! Как можно жить в этом го­роде?! Везде машины едят, дымят, рычат. Чуть не задавили!

Учитель: Кто вы, бабушка? Может вам помочь?

Баба-Яга: Кто я такая? Неужто не узнали? Я — Баба-Яга! В город приехала внучку навестить! Да ступа слома­лась. А тут машины...

Учитель: Все ясно. Мы с ребятами вам поможем. Мы как раз собирались в путешествие по Стране дорожных знаков. Только нам нужен проводник — главный по­стовой Страны дорожных знаков. Он появится, если ребята вам, бабушка, помогут отгадать, как его зо­вут.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор

^ Появляется светофор.

Светофор: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы меня узнали.

Баба-Яга: Ой! Батюшки! Странный-то какой! Трехглазый! А три глаза-то зачем?

Светофор: Ребята! Объясните Бабе-Яге, зачем у меня три глаза.

^ Выходят три ученика с кругами красного, желтого и зеленого цветов.

1-й ученик (красный цвет): Никому прохода нет, Если вспыхнул этот свет.

2-й ученик (желтый цвет): Осторожность не мешает, Этот свет предупреждает.

^ 3-й ученик (зеленый цвет): Каждый должен знать ответ, На какой идти нам свет?

Баба-Яга: Что-то я не очень поняла. Вы мне лучше пока­жите, как это делается.

Учитель предлагает ребятам поиграть в игру «Весе­лый светофор».


^ Игра «Веселый светофор»

Ребята сидят за классными столами. Учитель в быс­тром темпе поднимает круги разного цвета. На красный круг ребята должны маршировать на месте (если они стоят) или стучать ногами по полу. На желтый — встать (если они сидят) или поднять руки вверх (если стоят). На зеленый — садиться (если стоят) или не выполнять никаких действий (если сидят).

Учащиеся, допустившие ошибку, выходят к класс­ной доске. Игра продолжается до тех пор, пока боль­шинство ребят не выбудут из игры.

Учитель (обращается к Бабе-Яге). — Теперь понятно, почему надо хорошо знать цвета светофора и быстро реагировать на них?

Баба-Яга: Пока не очень...

Учитель: Ребята, объясните же Бабе-Яге!

Ученики объясняют, что на дороге может быть боль­шое движение машин и пешеходов, в такой спешке можно не заметить предупреждающий цвет светофора и выйти на проезжую часть улицы. А это чревато дорожным про­исшествием и травмами.

Баба-Яга: Вот теперь понятно и все ясно.

Светофор: Чтобы отправиться в Страну дорожных зна­ков, нам нужно выбрать транспорт. Отгадайте, что я вам хочу предложить.

Что за странный это дом?

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их усами. (Троллейбус)

Это авто любит клетку,

Можешь крикнуть ей: «Постой!»

В ней сидит водитель в кепке

Быстро мчит по мостовой. (Такси)

Баба-Яга: Ну ладно! Поехали на автобусе. На вашем так­си, говорят, дороговато будет...

Светофор: Подожди, Баба-Яга. Ты ведь не знаешь, как нужно вести себя в транспорте. А вот ребята могут тебе в этом помочь.

^ Дети рассказывают, как надо вести себя при посадке и высадке из общественного транспорта.

Учитель: Итак, мы с вами в автобусе.

Подумайте и быстро

Дайте мне ответ:

В автобусе вам нужно

Купить себе… (билет).

Дружно сели на места,

Смотрит в окна детвора,

А водитель не спешит,

За дорогой он следит.

Светофор: Только вдруг — конец пути.

Остановка, выходи.

Не спешите, выходите,

Старших только пропустите.

Баба-Яга: Ура! Приехали! Скорее бежим!

Светофор: Стой, Баба-Яга! Разве можно так выходить из транспорта! Ребята, в чем ошибается эта непонятли­вая бабушка?

^ Дети объясняют, как нужно выходить из общественного транспорта.


Загадочные остановки

Светофор: Мы приехали на первую остановку. Здесь нас ждут загадки.

Этот конь не ест овса.

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Там, где нужно 100 лопат,

Я один трудиться рад. (Экскаватор)

У машины — есть,

У телеги — есть,

У велосипеда — есть,

У поезда — не счесть. (Колесо)

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах!

Сразу полгоры убрал семитонный... (самосвал).

Через речку поперек

Великан бетонный лег. (Мост)

В два ряда дома стоят

— 10, 20, 100 подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

^ Учитель поощряет отличившихся ребят.

Светофор: А теперь нам нужно попасть на другую сторо­ну дороги.

Баба-Яга: Побежим скорее! А то машина вперед успеет!

Светофор: Стой! Улицу не так переходят. Где бы нам через дорогу всем перейти?

Вот за этими домами.

Там, где стрелка у ворот,

Мы на стрелке этой сами

Прочитали: «Переход».

^ Ребята объясняют правила перехода через улицу.

Учитель: Правильно, ребята. А теперь проедем мыслен­но до следующей остановки.

Светофор: На второй остановке нас ждет мастерская ху­дожника. Сейчас мы узнаем, кто лучше рисует. И не просто рисует, а рисует с закрытыми глазами.

^ Учитель предлагает нескольким ребятам с закрыты­ми глазами нарисовать автомобиль.

Баба-Яга: Эй, все сюда! Я вот тут что-то нашла. (Показы­вает на дорожные знаки). Чего-то я не пойму, что это?

Светофор: Это дорожные знаки. Ребята, кто может объяснить, для чего нужны дорожные знаки и какие зна­ки вам известны?

^ Дети рассказывают о дорожных знаках.

Баба-Яга: А я новый знак придумала. Называется он «Осторожно, Баба-Яга!».

Светофор: Интересно, а смогут ли ребята придумать но­вые знаки? Давайте пофантазируем...

^ Ребята предлагают свои варианты новых дорожных знаков.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Пора воз­вращаться домой. Садимся в наш автобус и с веселой песенкой прощаемся со Страной дорожных знаков.


^ Ребята исполняют песенку (или прослушивают ее запись и подпевают) «Ничего на свете лучше нету»

(Из мультфильма «Бременские музыканты»)

Сл. Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова.

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги

Нам любые дороги дороги.

Нам любые дороги дороги.

Припев: ля-ля-ля-ля.

Наш ковер — цветочная поляна,

Наши стены — сосны-великаны,

Наша крыша — небо голубое,

Наше счастье — жить такой судьбою.

Припев (тот же).

Мы свое призванье не забудем —

Смех и радость мы приносим людям.

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы.

^ Припев (тот же).

«Поведение на улице»

(Беседа-игра)

Цели и задачи классного часа:

  • воспитание культуры взаимоотношений» обучение элементарным правилам поведения на дороге в го­роде (в селе);

  • развитие навыков правильного поведения на ули­це, умения соблюдать правила дорожного движения.

^ Ход классного часа

Беседа-размышление о правилах дорожного движения

Учитель: Ребята, вы, конечно, помните смешную сказку про «человека рассеянного с улицы Бассейной», ко­торого придумал писатель С. Я. Маршак.

Частенько вспоминается эта сказка, когда видишь, что на улице столкнулись двое таких рассеянных и вот им надо разойтись. Один берет немного вправо, а дру­гой — немного влево. Тогда первый берет влево, а вто­рой — вправо. Так они толкутся из стороны в сторону, пока наконец-то не сообразят, а как им следует посту­пить. А ведь достаточно запомнить одно очень простое правило. Этому правилу подчиняются у нас все — и люди, и машины. Посмотрите внимательно на улицу.

Обратите внимание, что все автобусы и автомобили, когда едут навстречу друг другу, берут каждый вправо и спокойно разъезжаются.

Трамваи, троллейбусы, пароходы — словом, все, что движется по земле, по воде, по воздуху в нашей стране, всегда расходится правой стороной.

Большинство людей привыкли при встрече тоже брать вправо и на широких тротуарах больших городов обычно образуются два потока — в одну сторону люди идут по правой стороне, а в другую — по левой. Так люди, не задумываясь, придерживаются определенного порядка движения, чтобы понапрасну не толкаться. Но если ты все же невзначай заденешь кого-нибудь плечом или лок­тем, не забудь сказать: извините! Этого и требует вежли­вость.

Сегодня жители больших городов настолько привык­ли к этому основному порядку движения, что просто не представляют себе, как могло быть иначе.

Когда водитель видит издалека спокойно идущего через дорогу человека у него всегда есть время сообра­зить, нужно ли притормозить и дать ему пройти, или успеть еще проехать мимо.

А когда перед глазами внезапно появляется выско­чивший из-за угла дома ребенок или подросток, водите­лю остается только нажать на тормоза и молить судьбу, чтобы все кончилось благополучно.

Но беда в том, что ни одна машина не может оста­новиться мгновенно. Даже при исправных тормозах ав­тобус или троллейбус, автомобиль или трамвай проскользит на неподвижных колесах еще несколько мет­ров. На скользкой дороге машина может двигаться го­раздо дольше.

Так и происходят несчастные случаи. Вот почему ты должен крепко-накрепко запомнить и всегда соблюдать правила дорожного движения.

  1. Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И только тогда, когда на све­тофоре загорелся зеленый свет.

  2. Если светофора здесь нет, то, выходя на проез­жую часть, посмотри сперва налево — приближается ли какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо — не идет ли машина оттуда. А если идет — остановись и подожди, пока пройдет.

  3. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока пройдет.

  1. Если на перекрестке есть светофор — переходи улицу только на зеленый свет светофора или когда загорится сигнал «Идите».

  2. Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер, который тебя не видит. Трамвай обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон. Но еще лучше подождать, пока они уедут, и
    тебе станет видна вся улица.

^ Обсуждение ситуации «Просто это знак такой»

Учитель читает стихотворение Я. Пишумова «Про­сто это знак такой» и предлагает нескольким ученикам инсценировать его фрагменты.

Выходят несколько ребят с нарисованными дорож­ными знаками. Учитель читает, а ребята показывают знаки дорожного движения.

Нарисован человек.

Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень важный царь.

Мне сказали:

— Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.

(Ученик показывает дорожный знак «Дорожные работы».)

— Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

— Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой.

(Ученик показывает знак «Круговое движение».)

Замечательный

Знак —

Восклицательный

Знак!

— Значит, можно здесь

Кричать, петь, шуметь, озорничать?
Если бегать — босиком!

Если ехать — с ветерком!

Отвечают люди строго:

—Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно.

(Ученик показывает дорожный знак «Прочие опасности».)

—Погляди,

Что за штанга впереди?!?

Постоим над речкой быстрой.

Вдруг на мост придут штангисты?!!

Станут штангу подымать.

Станут штангу выжимать...

— Нет, —

Смеясь, мне друг ответил,—

Тут спортсменов мы не встретим.

Просто это знак такой

Для машины грузовой. —

В этом месте слабый грунт,—

Говорит он строго,—

Повезешь тяжелый груз—

Повредишь дорогу.

На колеса груз надавит—

На дороге след оставит.

Будут ямы на пути—

Не проехать, не пройти!

(Ученик показывает знак «Ограничение нагрузки на ось».)

Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?!

Может быть, зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Почему же в летний зной

Знак не сняли с мостовой?

Оказалось, этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум—переезд.

Подожди — пройдет экспресс.

(Ученик показывает дорожный знак «Железнодорож­ный переезд».)

Учитель: А теперь внимательно прослушайте небольшой рассказ и затем расскажите, что вы поняли из этого отрывка. (Учитель читает фрагмент из книги Б. Житкова «Что я видел»).


Светофор

«Потом мы остановились, и все другие автомобили остановились, и трамвай остановился. Я закричал:

— Почему?
Мама тоже сказала:

— Почему все стали? Что случилось? И встала в автомобиле. И глядит.

А шофер и говорит:

  • Вот видите красный фонарик. Светофор. Мама говорит:

  • Где? Где?

А шофер пальцем показывает.

И наверху, на проволоке, над улицей мы с мамой увидели фонарик: он горел красным светом. Мама говорит:

  • И долго мы стоять будем? А шофер говорит:

  • Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и поедем.

И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он за­горелся желтым светом. А потом зеленым. И шофер сказал:

— Теперь можно: зеленый огонь. Мы поехали.

А сбоку через нашу улицу шла другая улица. И там все автомобили стояли, никто на нас не наезжал. Они ждали, чтобы мы проехали.

А потом еще раз на улице горел красный фонарик, а я уже знал и закричал:

  • Дядя, стойте! Красный огонь! Шофер остановился, оглянулся и говорит:

  • А ты молодчина.

Потом опять остановились, а огонька вовсе никакого не было. А только я увидел — очень высокий милицио­нер поднял руку вверх и так держит.

Потом он рукой махнул, чтобы мы ехали.

Он как руку поднимает, так все станут: автомобили, трамваи и бочки всякие... Только люди могут ходить. Милиционер — самый главный на улице. А потом мы проехали к дому».

(Перечитав страницы из книги Б. Житкова «Что я видел», учитель может задать следующие вопросы: Где Алеша-почемучка увидел светофор? Где сейчас чаще всего устанавливают светофоры? О чем предупреждает жест милиционера-регулировщика, которого увидел Алеша-почемучка? Где стоял милиционер-регулировщик? Что означает поднятая вверх рука регулировщика?

Во время диалога с учениками учитель в корректной форме исправляет возможные ошибки второклассников.

В завершение классного часа учитель читает стихо­творение.)

Если бы...

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

  • На светофоре красный свет,
    Для перехода нет пути.
    Сейчас никак нельзя идти!

  • Мне наплевать на красный свет! —

Промолвил гражданин в ответ

Он через улицу идет,

Но там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

— Где захочу, там перейду!—
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофёр:

— Мне наплевать на светофор! —

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел?...

Тогда б, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:

Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину —

Все понеслось и вкривь и вкось...

Прохожим скрыться в дом пришлось

Ты у окна сидишь тоскуя.

Из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу,

Чтоб только не спускаться книзу.

А в магазин идешь по крыше —

Здесь безопаснее и тише...

Но нет,

Стоит на мостовой

Регулировщик-постовой

Висит трехглазый светофор.

И знает правила шофер. ^ О. Бодарев

Подведение итогов классного часа.

  1. Перед тем, как выйти на улицу, погляди в зерка­ло — все ли в порядке в твоем костюме.

  2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь по рассеянности не отве­тит на твой поклон.

  3. Здороваясь со старшими и девочками, первым руки не протягивай. Подожди, когда это сделают они.

  4. Здороваясь, сними фуражку или шапку и не наде­вай, пока не пожмешь руку.

  5. Подавая руку, сними перчатку.

  6. Если навстречу идет старший или девочка — посторонись и дай дорогу.

  7. Если рядом поскользнулся прохожий — поддержи его. Если он упадет — помоги подняться.

  8. Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти сначала в двери своего спутника пли спутницу. Если подойдет старик, старушка или женщина с маленьким ребенком — дай им пройти вперед.

  9. Двигаясь по улице, придерживайся левой стороны.

  1. Переходи улицу только в установленном месте или на зеленый сигнал светофора.

  2. Не играй с товарищами на проезжей части улицы!

  3. На улице будь всегда внимателен и сосредоточен.