microbik.ru
1

Урок 17


СОБСТВЕННОСТЬ


Цель урока: объяснить учащимся право собственности и виды собственности.


«Мозговой штурм»

Посмотрите на эти картинки и скажите: Что объединяет все это?


Вывод: сегодня разговор пойдет о собственности, праве собственника и видах собственности.


Понятия, которые учащиеся должны усвоить на уроке:

  • собственность

  • право собственника

  • частная собственность

  • государственная (общественная) собственность.


Демонстрационный и раздаточный материал – упражнение 4.2. рабочей тетради.


Контроль:

- Что такое банк?

- Чем занимается банк, каковы его функции?

- Какие банки есть в Пермском крае, Куединском районе?

- Какой процент больше: депозитный или кредитный? Почему?


Мотивация:

Работа с картой страны Экономика. По реке Денег следуем с главными героями в город Бизнес Сити. Это красивый город, в котором есть центральные современные кварталы и более тихие окраинные улицы. Жителей почти не видно. Но очень много автомобилей, которые двигаются по проспектам Корпораций и Капитала в строгом порядке. На фасаде одного из домов огромными буквами написано: «ВЛАДЕЙ! ПОЛЬЗУЙСЯ! РАСПОРЯЖАЙСЯ!» для жителей города Бизнес Сити эти три слова являются самыми важными, ведь все жители города собственники, то есть они владеют собственностью.


Новый материал

Собственность – это предметы, имущество, вещества и т. п., принадлежащие целиком или частично собственнику.

«Мозговой штурм» - Что может быть собственностью?

К ним относятся:

- земля и земельные угодья,

- здания и сооружения,

- машины и оборудование,

- деньги, валюта, ценные бумаги, драгоценности,

- духовный, интеллектуальный и информационный продукт,

- рабочая сила.

«Мозговой штурм» - Каким правом пользуется собственник?

Право собственника включает:

- владение

- пользование

- распоряжение.

Собственники – это люди или группы людей, владеющие или распоряжающиеся объектами собственности.

«Мозговой штурм» - Кто может быть собственником?

Собственниками могут быть:

- отдельная личность,

- социальная группа (партия, профсоюз и др.),

- трудовой коллектив предприятия,

- население региона страны,

- народ страны,

- органы управления всех уровней.

Купив жевательную резинку, мы можем распорядиться ею по собственному желанию (отправить в рот, подарить приятелю, выплюнуть в урну). Но мы не можем по своему усмотрению заставить ехать рейсовый автобус и тем более запустить в космос ракету. Наши возможности в приведенных примерах определяются различными формами собственности: жвачка принадлежит нам, автобус – городу, ракета – государству. Как правило, выделяют две формы собственности: государственную (общественную) и частную.

Государственной (общественной) называют собственность, право на которую принадлежит государству и которой от его имени распоряжаются управленческие органы. Такая форма предполагает, что каждый член общества владеет некой собственностью, но его доля не всегда выделена конкретно. Государственная собственность иногда делится по территориальному признаку, и тогда выделяются региональная и муниципальная ее формы. Распоряжаются такой собственностью органы власти не всего государства, а данной территории.

Частной называют собственность, правом на которую обладает конкретный человек, но, в сущности, это верно лишь в том случае, когда речь идет о владении личными вещами (одеждой, например). В отношениях же с заводами, магазинами и т.п. в качестве собственника может выступать не обязательно отдельный человек, а, например, семья или группа людей. Собственно частная собственность оказывается семейной, групповой, акционерной.

Таким образом, частная собственная не всегда принадлежит одному лицу, но всегда имеет конкретных владельцев.

Физкультминутка

Закрепление материала:

1. Выполнить задание 4.2. из рабочей тетради на странице 29.

Ответ: объектом собственности не могут быть солнце, луна, человек.

В ходе выполнения задания необходимо обсудить, может ли кому-то принадлежать данный объект. Например, грибы в лесу являются общей собственностью. В то же время, если они выросли на вашем участке, то это уже ваши грибы.

2. Заполнить таблицу своими примерами:

Собственность

Личная

Семейная

Государственная















































Обсуждение упражнения


Итог урока:

Вопросы:

- какая бывает собственность?

- в чем выражается право собственника?


Рефлексия: «Светофор». Учащийся оценивает себя в цветовой гамме: «зеленый» - мне все понятно было на уроке, «желтый» - в целом все понятно, но остался один – два вопроса, «красный» - мне многое не понятно, нужно еще раз разъяснить некоторые вопросы урока.


Домашнее задание: прочитать учебник страницы 136 – 144.

3. Заполнить пропущенные ячейки в следующей схеме:





Урок 17


СОБСТВЕННОСТЬ


1. Заполнить таблицу своими примерами:


Собственность

Личная

Семейная

Государственная
















































2. Заполнить пропущенные ячейки в следующей схеме: