microbik.ru
1

Разработка урока.


Основная педагогическая идея:

Создать условия для увлекательной познавательной деятельности школьников.


Урок 9

Тема: Трение в природе и технике

Эпиграф к уроку

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Цель:

- расширение и уточнение знания о природе силы трения и способах её изменения, выяснение важности силы трения в природе и технике, оптимизация психоэмоционального состояния школьников на уроке

Образовательный аспект:

- показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;

- познакомить учащихся со способами изменения силы трения.

Развивающий аспект:

- формировать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

- создать условия для развития мышления; способностей учащихся к анализу;

- способствовать развитию воображения, образного и логического мышления, развивать умение анализировать факты, развивать наблюдательность, память;
- формировать умение систематизировать информацию, находить требуемую информацию в различных источниках, формировать умения и навыки работы с научно-популярной и дополнительной литературой.

Воспитательный аспект:

- развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения, умение видеть физику вокруг себя;

- совершенствовать навыки групповой работы, способности формирования навыка рефлексии;

- активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при умственном напряжении, способствовать сохранению психического, физического, духовного здоровья школьников;

- воспитывать у детей отношения к ПК, как к инструменту, предназначенному для работы, учить методу проектирования.


^ Используемые технологии:

- групповая,

- элементы ИКТ.

Методы:

Словесный, проблемный, метод познавательной игры.

Оборудование:

Шариковый и роликовый подшипники, мультимедийный проектор, компьютер.

^ Структура урока

Этап

Время, мин

Деятельность

учителя

ученика

1. Орг. момент

1

Приветствие, организация внимания.

Создает спокойную обстановку, обеспечивает психологическую подготовку обучаемых, создает эмоциональный настрой

Готовность к уроку

2. Актуализация знаний

5

Объясняет цель повторения, раздает карточки с заданиями. Слушает отчеты групп по выполнению заданий.

Работа в группах. Проверка заданий.

Мотивация

2

Готовит учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

Осознание и быстрое включение учащихся в деловой ритм, формулируют тему и цель урока.

3. Изучение нового материала

10

Учитель ставит цель, что должен запомнить ученик. Первично вводит материал с учетом закономерностей познания при высокой активности учащихся. Объяснение сопровождается: работой с учебником и демонстрацией модели подшипников.

Активные действия учащихся с изучаемым материалом. Записывают тему урока, сравнивают различные виды подшипников, делают выводы. Выясняют пользу и вред трения.

Физкультминутка

1

Включает музыку

Выполнение упражнений

4. Закрепление

15

Оценка работы

Демонстрация презентаций

Оценка работы групп

5. Применение знаний

6

Проводит ролевую игру «Суд над трением»

Участие в ролевой игре в качестве прокурора и адвоката.

6. Рефлексия

2

Анализ и оценка успешности достижения цели. Раздает карточки для рефлексии.

Самооценка своей деятельности на уроке.

Сдают карточки рефлексии.

7. Домашнее задание.

2

Поясняет домашнее задание.

Записывают задание в дневник.




1

Учитель благодарит учащихся за работу, выставляет оценки






^ Сценарий урока.


Учитель: Добрый день, уважаемые ребята! Я рада всех вас видеть на уроке и каждому желаю хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра и творческих успехов.

Когда мы улыбаемся,

Мы самоисцеляемся.

И силой наполняется,

Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души, соприкоснемся с великой тайной.

Эйнштейн сказал: «Самое прекрасное и глубокое из достигнутых чувств – это ощущение тайны, ибо в нем – источник истинной науки».

Итак, мы с вами погружаемся в таинственный и загадочный мир физики – науки о природе.

Вспомним слова Федора Ивановича Тютчева

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку. А какое явление мы изучали с вами совсем недавно? (Ответы учащихся - трение)

Чтобы выяснить, что вы знаете об этом явлении, мы с вами выполним различные задания.

1 группа – решение кроссворда (приложение 1)

2 группа – объяснение поговорок (приложение 2)

3 группа – поиск ошибок (приложение 3)

Проверка задания. Выставление оценок группам

Учитель: А в чем же заключается таинство трения? Ведь еще первобытные люди знали о нем и применяли в практических целях, первые исследования его были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 500 лет назад, а законы его открыли французские ученые Гильом Амонтон в 1699 году и Шарль Огюстен Кулон в 1785 году.

А его тайна заключается в том, что это явление двойственное: простое и сложное, нужное и ненужное, полезное и вредное. Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (Ответы учащихся – выяснять нужно трение или не нужно). Сегодня на уроке мы постараемся с вами разобраться, какое же трение: полезное или вредное, выясним, какую роль играет трение жизни человека, быту и технике.

Приведите примеры, когда нам трение необходимо.

(Ответы учащихся:

-без трения мы не могли бы ходить;

- без трения невозможно было бы остановиться;

- без трения предметы выскальзывали бы из рук).

Учитель: А когда трение не нужно?

(Ответы учащихся – изнашивается обувь, детали машин)

Учитель: Когда трение полезно, его стараются увеличить, а когда вредно – уменьшить. Приведите примеры.

(Ответы учащихся:

- когда на дороге скользко, посыпают лед песком для увеличения трения;

- делают поверхности шин ребристыми для увеличения трения;

- делают гладкие поверхности для уменьшения трения;

- вводят смазку для уменьшения трения)

Учитель: Действительно для уменьшения трения поверхности делают гладкими и между ними вводят смазку. Но есть еще способ уменьшения трения: чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники.

Учащиеся знакомятся с устройством и принципом действия шариковых и роликовых подшипников.

^ Для снятия усталости – физкультминутка (приложение 4)

Учитель: Трение – это явление, которое нам встречается во всех областях знаний. Для знакомства с практическим использованием этого явления группы учащихся представят свои презентации. После демонстрации презентаций работу групп необходимо оценить.

Презентация 1 группы – «Трение в биологии»

Презентация 2 группы – «Трение в истории»

Презентация 1 группы – «Трение в литературе»

Презентация 1 группы – «Трение в технике»

И в заключении мы посмотрим с вами фильм «Доброе и злое трение»

Учитель: Смогли ли мы с вами ответить на вопрос: полезное трение или вредное?

(Ответы учащихся - нет). Кто из вас считает, что трение полезное? А кто считает, что трение вредное? Мы с вами разделимся на 2 группы и проведем ролевую игру «Суд над трением». Одна группа у нас будут прокуроры – они будут обвинять трение, а другая группа – адвокаты, они будут защищать трение.

^ Судья (учитель)

Сегодня у нас на скамье подсудимых - трение.

Судья: Слово предоставляется прокурору. Какие преступления оно совершило? За что вы обвиняете трение?

(Ответы учащихся:

- оно создает помехи движению;

- в результате трения трущиеся детали нагреваются, что приводит к их износу или созданию различных помех. Все это может привести к трагическим ситуациям;

- изнашиваются шины автомобиля;

- развязываются шнурки на ботинках;

- люди падают на льду;

- изнашиваются подошвы обуви;

- обжигаются руки при спуске по канату;

- нагревается пила при распиливании бревен;

- трудно сдвинуть с места тяжелый шкаф)

Судья: А теперь заслушаем другую сторону. Защита, вам слово.

(Ответы учащихся:

- благодаря трению покоя все предметы стоят на своих местах;

- благодаря трению одежда удерживается соединенными швами;

- трение нам помогает ходить;

- трение помогает удерживать предметы;

- трение помогает животным перемещаться по деревьям;

- за счет трения люди научились добывать огонь)

Итак, в начале урока мы поставили для себя вопрос - какое трение: полезное или вредное?

Наш сегодняшний вопрос

Не настолько уж и прост:
Тренье - друг наш или враг?
Ответ двоякий: так и так.

Так какой мы сделаем вывод из сегодняшнего урока?

Вывод: людям самим надо решать: полезно трение или вредно, исходя из этого, выбирать способы его уменьшения или увеличения.

Подведение итога урока. Анализ и оценка успешности достижения цели.

Рефлексия (приложение 5). Карты выдаются каждому ученику.

Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание: § 32, написать сказку на тему" В мире без трения. ", ответить на вопросы сказки «Репка» (приложение 6).

Спасибо за работу на уроке. Желаю всем успехов!
^

IX. Список литературы.





  1. Г.О. Аствацатуров «Технология целеполагания урока» -В. Учитель 2008;

  2. Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» - М. НИИ школьные технологии, 2006 г.;

  3. А.В. Буров и Г.Г. Никифоров «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классе»;

  4. Э.М. раверманн «Урок физики в современной школе»- М. Просвещение 1993 г.;

  5. С.Е. Каменецкий «Теория и методика обучения физике в школе»-М. Издательский центр «Академия», 2000 г.

  6. Программа основного общего образования по физике (7 – 9 классы)

Авторы программы А В Перышкин, М. ДРОФА 2010 год;

  1. Учебник для 7 класса А В Перышкин (М. «Дрофа», 2008);

  2. О. И. Громцева «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина» - М.: Издательство «Экзамен» 2010 г;

  3. В. И. Лукашик «Сборник задач по физике 7-9 классы»;


Интернет-ресурсы:


http://www.afportal.ru/physics/test Астро-физический портал. Тесты

http://www.sci.aha.ru http://alleng.ru Мы и образование.

http://www.afportal.ru/catalogue/phys/1 –Астрофизический портал

http//www.eidos.ru/olimp/         Всероссийские дистанционные олимпиады.

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Научная_картина_мира


Электронные диски

        1. Живая физика

        2. Открытая физика

        3. Л/р по физике по теме «Взаимодействие тел»



^

X. Приложения.


Приложение 1.

Кроссворд.


  1. Это явление

Возникло при движении,

Возникло при качении,

При соприкосновении.

Данное явление

Как назвали? (Трение)


  1. Двигать тяжело предмет.

И когда уж силы нет,

Ты полей поверхность маслом.

И движение - просто сказка,

Потому что ввёл ты … . (Смазку)


  1. Силу трения измерять-

Прибор нужно применять:

Не весы и не термометр,

А, конечно, … . (Динамометр)


  1. Мяч толкнул – он покатился.

Вверх подкинул – приземлился.

Мячик сжал со всех сторон –

Изменяет форму он.

Тормозиться заставляет,

Скорость тела изменяет.

Быстрым чтоб движение было,

Действует на тело … . (Сила)


  1. Если тело двигать сложно,

Трение и уменьшить можно.

Тело круглое нужно.

И катилось чтоб оно.

Трение сразу станет меньше,

Двигать тело будет легче.

Возникает трение,

Трение … . (Качения)





4




5




2




3






















1






















































































Приложение 2.

Поговорки

  1. Ты мечтал, что с горки съедешь?

Не подмажешь – не поедешь.

  1. Снег лежит на огороде,

Скользят лыжи по погоде.

  1. Хоть много силы у ребят

Угря в руках не удержать.

  1. Бежит мячик далеко.

Что кругло – катится легко.

  1. Всего добиться можно упорными делами.

Колодезная верёвка и сруб перетирает.

  1. Я введу под тело смазку

Пойдет дело как по маслу


Приложение 3.

Найди ошибки.


Есть у нас одна страна:

Зовётся трением она.

В управлении страны

Здесь помощники нужны.


Что-то в ней идёт не так,

А важен ведь любой пустяк.

Разобраться надо здесь.

Может быть, ошибки есть.


Все ошибки вы исправьте,

Страну на ноги поставьте.

В ваши силы верю я.

За работу же, друзья!


  1. Хорошо ходить по льду.

Я на льду не упаду:

Сила трения ведь большая.

Это я уж точно знаю.



  1. Движется куб еле-еле.

Сила трения велика.

Чтоб уменьшить силу трения –

Сделать шар из кубика.


  1. В воде бревно перемещать

Силы огромные нужны.

А на земле его чтоб сдвинуть,

Рукой коснуться лишь должны.


  1. Санки движутся по снегу

Всё быстрей, быстрей, быстрей.

С трением мы добиться можем

Максимальных скоростей.


  1. Принял груз автомобиль-

Меньше стал он буксовать,

Потому что сила трения

Сразу стала возрастать.


  1. Если тело трудно двигать,

Площадь надо уменьшать.

Чем поверхность тела меньше,

Легче тем его толкать.


Приложение 5.


Продолжи фразу:

Сегодня на уроке открыл для себя…

 

Мне понравилось на уроке то, что….

 

На уроке меня порадовало….

 

Я удовлетворен своей работой, потому что….

 

Мне хотелось бы порекомендовать….

 

Если бы я был учителем, то ….

 



Приложение 4 .


Физкультминутка

- для улучшения мозгового кровообращения:


1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.


- комплекс упражнений гимнастики для глаз


1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.


Приложение 6.

^ СКАЗКА «РЕПКА»

10 вопросов проще «пареной репы».

  1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?

  2. Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?

  3. Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?

  4. А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?

  5. Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

  6. Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?

  7. Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?

  8. Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?

  9. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?

  10. С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дедка?