microbik.ru
1

Вспомогательные средства, способствующие общению детей

и, как следствие, коррекции настроения, поведения.

Исполнитель:

Учитель - дефектолог

МС(к)ОУ школа – интернатVIΙI вида КГО

Деревцова В.Т.

Ростова Г. В.

Сначала было слово.

Общение – это одна из основ развития личности ребенка.

Общение или коммуникативные способности психологи рассматривают как индивидуально-психологические возможности ребёнка. Способность к общению включает в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, т.е. умение слушать, слышать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение договариваться.

Чем раньше мы обратим на эту сторону внимание, тем меньше проблем будет у ребёнка в будущей жизни. Психологи, изучая жизнь успешных людей, определили, что успех прямо зависит от умения общаться.

Если у ребёнка отмечаются нарушения во взаимоотношениях с окружающими, можно говорить об некоторых отклонениях в развитии психики, особенно это, касается детей с проблемами в развитии. Конечно, общительность зависит и от темперамента ребёнка. Но если ребёнок мало общается, остаётся в стороне, он чувствует себя неловко в детском коллективе, чувствует свою уязвлённость, возрастает робость, замкнутость. Необходимо взрослому помочь ребёнку наладить отношения с окружающими.



Т.е. у ребёнка психологическое неблагополучие.


Педагог должен владеть диагностикой общения, выяснить причину затруднений вхождения в контакт с окружающими и дать рекомендации родителям.




Причиной может быть не только проблема в развитии, но и задержка речевого развития:

- Беден активный словарь (ребёнок с хорошим словарным запасом – хороший собеседник).

-Имеются дефекты произношения.

- Беден запас знаний и представлений об окружающем мире (дети не могут вступить в беседу о предметах, игрушках, картине и т.д.).

- Не развиты познавательные способности (умение наблюдать, видеть, сравнивать, обобщать и т.д.).

В своей педагогической практике мы сталкиваемся с детьми с полным нарушением речи, когда речь отсутствует совсем, и со значительным нарушением речи (задержка речевого развития), не считая того, что дети еще имеют проблемы в развитии (задержка психического развития). Иногда способами общения выступают невербальные методы общения: жесты, мимика, движения.

Педагог в работе с детьми ищет средства, позволяющие временно заменить речь.

На помощь приходят:

Игры-хороводы – каждая строчка хоровода сопровождается жестами, мимикой, движениями, что понятно ребёнку без слов.

^ Игры - драматизации. Передача образа идёт с помощью языка движений. Ребёнок входит в роль и без слов при словесном сопровождении взрослого, может выразить особенности персонажей.

Фиксация внимания ребёнка на жесты, мимику делает поведение ребёнка более выразительным, эмоциональным. Словесное многократное сопровождение педагога вводит в словарь ребёнка слова, обозначающие особенности героя.

^ Музыкальные игры (хлопают тихо – падает снег, громко – идёт дождь). Через музыкальные игры происходит развитие двигательного и слухового анализаторов.

Очень важно, чтобы и родители знали слова игр, хороводов, т.к. ребёнок пытается организовать игру дома и привлекает родителей, которые не знакомы с содержанием игр и не могут помочь ребёнку развернуть игру.

^ Хороводные потешки, сопровождающиеся движениями (ладушки и т.д.), говорят о том, что сочетание жеста, слова, движения помогают быстро запоминать и воспроизводить стихотворное произведение.

Особую важность представляет то, что, получив навыки использования невербальных средств в сочетании с речевым сигналом, ребёнок позже использует их в играх (качает куклу, педагог предлагает относительно хорошо говорящему, подойти и помочь спеть колыбельную). Это помогает преодолеть барьер, препятствующий общению.

^ Хоровое произношение. При хоровом произношении исчезает у ребёнка чувство дискомфорта, вызванного при недоразвитии речи. Хоровое произношение – это тоже общение, при котором ребёнок участник происходящего, происходит уточнение произношения, упражнении в произношении, незаметное для окружающих детей в общем, хоре.

Удобная позиция для общения, когда дети и педагог стоят в кругу. Они чувствуют плечо товарища, встречаются глазами, видят говорящего, лучше его слышат, они находятся в замкнутом пространстве (в домике), раскованы.

Дети, стоя в кругу, обычно передают игрушки друг другу. Совсем не просто отдать товарищу игрушку, важно научить при передаче, посмотреть на своего соседа, улыбнуться (эмоциональное общение), сказать слова по ходу игры.

Игры парами. Ребёнок выбирает себе пару, все трудности преодолевают вдвоём, большие возможности для взаимодействия, а значит - общения.

^ Игры – эстафеты. Пройти, подбросить, дают детям возможность запомнить последовательность действий, а значит и общения (рассказать, что сначала, что потом). Игры – эстафеты дают возможность детям поделиться радостью победы.

^ Коллективные работы, коллективный труд – это Сотворчество, Содружество, побуждает к общению, коррекции настроения.

Методы коллективного, парного, группового творчества – это естественная среда для общения. Два ребёнка вынуждены договариваться о совместной работе, о теме рисунка, учатся не мешать друг другу. При рисовании, учатся не создавать на одном листе два отдельных рисунка. При совместной работе у детей появляется возможность поменяться местами, уступать друг другу, попросить какой – либо карандаш, воспитывается умение взаимопомощи, взаимоподдержки.

Многие исследователи считают, что рисунок для ребёнка не просто изображение, а внутренняя речь. С помощью рисунка ребёнок имеет возможность рассказать о чём-то, используя графические знаки. С помощью рисунка можно узнать настроение ребёнка и скорректировать его.

Если у ребенка наблюдаются двигательные нарушения, недостаточность движений, моторная неловкость, то можно предложить вместо рисования выкладывание фигур из палочек, геометрических фигур.

Ребёнок радуется результату и выходит на контакт, общение.

Хорошо предлагать детям обведение трафаретов или создание рисунка с помощью фигурной линейки.

Фланелеграф. Дети с ЗПР затрудняются в передаче последовательности событий. С помощью фланелеграфа эпизод сказки завершается изображением. Развивается активная внутренняя речь. Он проживает сказку, слушая словесное сопровождение, выстраивает в ряд картинки или игрушки, если занимается настольным театром, т.е. общение происходит через изображения.

^ Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра – самая значительная форма детской активности, формирования межличностных отношений, а значит и общения, а, следовательно, коррекции настроения

^ Театрализованные игры. В систему коррекционной работы необходимо включать театрализованные игры. Через такие игры:

-Дети познают окружающий мир.

-Становятся участниками событий в жизни людей, животных, растений.

- Пользуются жестами, мимикой, движениями.

- Контактируют с другими участниками игры.

-Понимают, слушают и слышат речь, передают интонацию.

-Происходит развитие словаря, грамматического строя речи, совершенствуется звукопроизношение.

-Дети имитируют движения персонажей художественного произведения.

-Совершенствуется координация движений.

-Идёт развитие познавательных процессов.

-Движения сопровождаются репликами, стихами, пением.

-Происходит развитие психических процессов, (памяти, внимания, мышления). Развиваются различные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный).

- Развивается эмоционально- волевая сфера.

- Совершенствуется моторика

- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

- Дети радуются новой игрушке, она вызывает положительные эмоции, коррекцию настроения ребёнка, развиваются коммуникативные способности детей.

- За ширмой даже самый застенчивый ребёнок чувствует себя свободно.

Театр – это радость, это естественная среда для развития речи и общения.

Сказку с детьми лепим, рисуем, выкладываем, инсценируем и просто играем в сказку.

Театр – доступное средство с младшего возраста для развития коммуникативных способностей детей.

Исследователи, изучающие проблему общения, отмечают, что основу коммуникативного взаимодействия составляет потребность в положительных эмоциях, контакте, доброй улыбке, взгляде, одобрении, поглаживании ребёнка.

Добрый, особый микроклимат группы – основа раскрепощения детей для общения, радостных положительных эмоций.

Хорошо апробированный метод и приём – это встреча детей. Педагог при утреннем приёме должен встретить ребёнка радостно с желанием, направить внимание детей на вновь пришедшего в группу ребёнка, предложить детям встретить ребёнка, взять за ручку своего дружочка или обнять, погладить, а если ребёнок плачет, то успокоить.

Оказывается, что дети свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. А там, где нужно извиниться, попросить, поблагодарить, испытывают затруднения.

Самая трудная форма общения – комплимент. Дети должны слышать комплименты.

« Какие добрые слова мы подарим нашей Олечке?».

«Какой у нас Вася?».

В группе должен присутствовать речевой этикет. Это сближает детей, складывает особые межличностные отношения.

Микроклимат благодарения:

******

Спасибо солнышку за свет.

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям.

Спасибо вам, и вам, и вам

******

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Мишенька хороший,

Мишенька у нас пригожий.

( дети говорят ребёнку комплименты).

*****

В круг с друзьями становись!

Крепче за руки держись.

Друг на друга не сердись.

Лучше мило улыбнись.

Можно проводить игры с игрушками. Дети стоят в кругу и, передавая игрушку, говорят друг другу комплименты, (Я даю Вите игрушку, потому что он добрый…).

Для успешного речевого развития необходимо:

-Эмоциональный комфорт (ребёнок должен чувствовать, что его тут ждут и любят).

-Демократический партнёрский, доверительный стиль общения.

-У ребёнка должна быть предоставлена свобода деятельности по интересам.

-Должна быть создана специальная развивающая среда в группе.

-Необходимо создавать игровые, проблемные ситуации (ребёнок ищет выход, объясняет).

-Необходимо наличие технических средств. Дети любят «записывать» свои сказки или стихотворения, ответы, а потом прослушивать себя. Прослушивание художественных произведений.

-Проводить консультативные беседы с родителями. Не стоит забывать о триединстве воздействия на ребёнка для его успешного обучения и воспитания.


Список литературы:

Бородич А.М. Методика развития речи. М. Просвещение.2001.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.Просвещение 2003.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи. М. Просвещение 1998.

Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детей с задержкой психического развития 2000.