microbik.ru
1

Тема урока: «Итоги и значение Великой Отечественной войны»

9 класс, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России XX-XXI вв.»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Создать условия для усвоения учащимися фактов, связанных с Великой Отечественной войной;

  2. Выяснить причины и значение победы в войне для СССР и мира в целом;

  3. Определить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии и во Второй мировой войне.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся;

  2. Совершенствовать умение работать с различными видами источников;

  3. Формировать навыки исторического анализа.

Воспитательные:

  1. Формирование активной жизненной позиции учащихся;

  2. Создание условий для привития нравственных ценностей;

  3. Развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: урок с использованием технологии развития критического мышления.

^ Структура урока

№ этапа

Название этапа

Используемые приёмы

1

Вызов

Мозговая атака

кластер

2

Осмысление

Чтение текста

Работа в группах, приём «Зигзаг»

3

Рефлексия

Синквейны (для закрепления терминов)

«рыбья кость»(фишбоун) – ответ на проблемный вопрос

^ Ход урока:

Вызов:1. Учитель предлагает написать кратко всё, что известно учащимся о Великой Отечественной войне. Затем ребята читают свои небольшие сочинения и обмениваются своими мнениями по данному вопросу.

2. Предлагается индивидуально сделать кластер «События Великой Отечественной войны», а затем изобразить общий кластер на доске. В кластер необходимо включить этапы войны, основные сражения.


Осмысление: Используется приём «Зигзаг» или «пила». Класс делится на три группы, каждая группа читает свою часть изучаемого параграфа учебника, выполняет своё задание. Затем от каждой группы выступают по одному человеку с соответствующим заданием. Другие группы задают вопросы, идёт обсуждение и закрепление нового материала.

^ ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЕ:

  1. Прочитать пункты «Военно-стратегическая обстановка к началу 1944г» и «Десять сталинских ударов».

  2. Используя карту, рассказать о «десяти сталинских ударах»

  3. Подготовить по два вопроса другим группам по конференциям союзников и освобождению Европы (Например, что такое денацификация, как изменялись территории европейских стран после войны, почему такой короткой была война с Японией, почему день Победы 9 мая и др.)

^ ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ГРУППЕ

  1. Прочитать пункты «Крымская и Потсдамская конференции».

  2. Назовите дату и участников конференций.

  3. Сравните решения двух конференций союзников

  4. Подготовить по два вопроса другим группам по конференциям союзников и освобождению Европы (Например, что такое операция «Багратион», где были окружены и уничтожены крупнейшие группировки противника, каковы причины заграничного похода Красной армии, почему США применили против Японии ядерное оружие и др.)

^ ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ

  1. Прочитать пункты «Освобождение Европы от фашизма» и «Вступление СССР в войну с Японией».

  2. Назвать и показать по карте основные события.

  3. Подготовить по два вопроса другим группам по конференциям союзников и освобождению Европы (Например, что такое денацификация, как изменялись территории европейских стран после войны, чем закончились «десять сталинских ударов», какими соглашениями были подведены итоги войны и др.)

Рефлексия:

  1. Индивидуально составляются синквейны «Демилитаризация» и «Коллаборационисты»

^ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ

Мирная, запрещающая отрицательные, помогающие

Уничтожает, запрещает, ликвидирует сотрудничают, уничтожают, мешают

Ликвидирует военные базы и сооружения помогают фашистам


^ РАЗОРУЖЕНИЕ ПРЕДАТЕЛИ

  1. С помощью приёма «Рыбная кость» даётся ответ на проблемный вопрос - Сыграл ли СССР решающую роль во Второй мировой войне?





На «голове» рыбы пишется проблемный вопрос, на рёбрах- сверху причина, снизу –следствие или тезис(сверху) и фактическое подтверждение(снизу), на хвостовом плавнике пишется вывод. Работа выполняется индивидуально, затем пишется общий рисунок на доске. В качестве вывода можно зачитать учителю цитату М. Хастингса: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войне на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 года».


Домашнее задание: § 34, составить кластер «Великая Отечественная война» (события, командующие, участники, военная техника и т.д.)


^ РАБОЧИЙ ЛИСТ (2)

  1. Напишите кратко о Великой Отечественной войне (7-10 предложений):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте кластер «События Великой Отечественной войны»:







  1. Прочитайте пункты §34: Крымская и Потсдамская конференция. Назовите дату и участников конференций. Сравните решения двух конференций союзников. Приготовьте небольшой отчёт по данному вопросу. Постарайтесь ответить на вопросы других групп.

Задайте вопросы группе, работающей по пунктам: Освобождение Европы от фашистов, Вступление СССР в войну с Японией; группе, работающей по пункту «Десять сталинских ударов».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______

  1. Составьте синквейны : «Демилитаризация», «Коллаборационисты»



демилитаризация

коллаборационисты

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.



  1. Ответить на вопрос: Сыграл ли СССР решающую роль во Второй мировой войне?






Домашнее задание: § 34, составить кластер «Великая Отечественная война» (события, командующие, участники, военная техника и т.д.)


^ РАБОЧИЙ ЛИСТ (3)

  1. Напишите кратко о Великой Отечественной войне (7-10 предложений):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте кластер «События Великой Отечественной войны»:






3). Прочитайте пункты §34: «Освобождение Европы от фашизма» и «Вступление СССР в войну с Японией». Назвать и показать по карте основные события.

Приготовьте небольшой отчёт по данному вопросу. Постарайтесь ответить на вопросы других групп.

Задайте вопросы группе, работающей по пунктам: Крымская и Потсдамская конференции союзников, группе, работающей по пункту «Десять сталинских ударов».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ РАБОЧИЙ ЛИСТ (1)

  1. Напишите кратко о Великой Отечественной войне (7-10 предложений):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте кластер «События Великой Отечественной войны»:






3) Прочитайте пункты §34: «Военно-стратегическая обстановка к началу 1944г» и «Десять сталинских ударов». Используя карту, рассказать о «десяти сталинских ударах». Приготовьте небольшой отчёт по данному вопросу. Постарайтесь ответить на вопросы других групп.

Задайте вопросы группе, работающей по пунктам: Освобождение Европы от фашистов, Вступление СССР в войну с Японией; группе, работающей по пункту Крымская и Потсдамская конференции союзников.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________