microbik.ru
1

Календарно-тематическое планирование уроков ИНФОРМАТИКИ

Класс 3

Всего: 34  ч.

В неделю: 1 ч.

Плановых  контрольных работ - 5

Количество часов по четвертям: 1 четверть - 8 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч

Планирование составлено в соответствии с программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева) Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

 

Учебно-методическое обеспечение:

1) Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 191 с.: ил.

^ 2) Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

3) Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Непрерывность обучения информатике с 3 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.

«Информатика и ИКТ» направлена на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках предмета «Технология». Администрация школы  выделила предмет «Информатика и ИКТ» в отдельный предмет. Соответственно на предмет «Технология» 1 час в неделю, на предмет «Информатика и ИКТ» 1 час в неделю. Предмет  «Информатика и ИКТ» использует УМК 2-4 классов Н.В. Матвеевой. Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.

            Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов.

1.   Закона «Об образовании от 10.07.1992г. № 3266-1 ( в ред. Федеральных законов от 13.01.1996г. №12-ФЗс изменении. Внесённым постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.2000г.№13-П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами»).

2.   Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». и Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.

3.   Программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям

4.     Сборника нормативных документов.

Цели обучения информатике в начальной школе:

1.      Формирование общих представлений школьников об ин­формационной картине мира, об информации и информацион­ных процессах как элементах реальной действительности.

2.      Знакомство с основными теоретическими понятиями ин­форматики.

3.      Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различно­го вида, в том числе с помощью компьютера.

4.      Формирование умения строить простейшие информацион­ные модели и использовать их при решении учебных и практи­ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред­метов.

5.      Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6.      Формирование и развитие умений использовать электрон­ные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб­ном процессе.

7.      Формирование и развитие умений использовать компью­тер при тестировании, организации развивающих игр и эста­фет, поиске информации в электронных справочниках и энцик­лопедиях и т. д.

В ходе обучения информатике по данной программе с исполь­зованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и ме­тодического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

-         развиваются  общеучебные,   коммуникативные  умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об­щении между собой и пр.);

-         формируется умение описывать объекты реальной действи­тельности, т. е. представлять информацию о них различны­ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

-         формируются начальные навыки использования компью­терной техники и современных информационных техноло­гий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и стар­шей школе.

В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».

 

^ Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

1.      Элементарного изложения содержания школьной инфор­матики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

2.      Разделение в представлении школьника реальной и вирту­альной действительности, если под виртуальной действительно­стью понимать, например, понятия, мышление и компьютер­ные модели.

3.      Формирование и развитие умения целенаправленно и осоз­нанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описы­вать объекты реальной и виртуальной действительности в раз­личных видах и формах на различных носителях информации.


^ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

•         что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че­ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

•         что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называ­ют текстовой, числовой, графической, табличной;

•         что информацию можно представлять на носителе инфор­мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

•         что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

•         что человек, природа, книги могут быть источниками ин­формации;

•         что человек может быть и источником информации, и при­емником информации;

знать:

•         что данные — это закодированная информация;

•         что тексты и изображения — это информационные объекты;

•         что одну и ту же информацию можно представить различ­ными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

•         как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способа­ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

•              правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:

•         представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

•         кодировать информацию различными способами и декоди­ровать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

•         работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

•         осуществлять поиск, простейшие преобразования, хране­ние, использование и передачу информации и данных, ис­пользуя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

•         называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

•         пользоваться средствами информационных технологий: ра­дио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

•         использовать компьютер для решения учебных и простей­ших практических задач, для этого: иметь начальные на­выки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать про­стейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

•         создавать элементарные проекты и презентации с исполь­зованием компьютера.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

             готовить сообщения с использованием различных источников информации;

             использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач.;

             пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.

 

 



Дата проведения

Содержание урока

Домашнее задание

Рекомендуемые виды деятельности

Учащиеся должны:

Информация- 6 часов.

  1. 1

§1. Человек и информация. ТБ на уроках информатики.

§ 1

РТ №№ 1,2,6

    • эвристическая беседа или чтение текста;

    • выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

    • наблюдение за объектом изучения (компьютером);

    • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

компьютерный практикум (работа с электронным по­собием Не более 15 минут);




понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че­ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

знать:

• правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;




  1. 2

§2. Источники и приемники информации.

Компьютерный практикум.

02-01; 02-02


§ 2

РТ №№ 2, 4, 6б

  1. 3

§3. Искусственные и естественные источники информации.

Компьютерный практикум.

02-03

§ 3

РТ №№ 7, 8

  1. 4

§4. Носители информации. Компьютерный практикум.

02-07


§ 4

РТ № 2, 4, 5

  1. 5

§5. Что мы знаем о компьютере. Компьютерный практикум.

02-08


§ 5

РТ С. 8 №7
с.18 №6
с. 20 №3


  1. 6

Работа со словарем.

Тематическая контрольная работа №1 по теме «Информация».

Работа со словарём

  • работа со словарем;

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

  • контрольный опрос, контрольная письменная работа или итоговое тестирование;




Действия с информацией – 8 часов.

  1. 7

§6. Немного истории о действиях с информацией.

Компьютерный практикум 02-05

§ 6

РТ №№ 1, 2, 4, 5а,в,д

  • эвристическая беседа или чтение текста;

  • выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

  • наблюдение за объектом изучения (компьютером);

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

компьютерный практикум (работа с электронным по­собием Не более 15 минут);

понимать:

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называ­ют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками ин­формации;

  • что человек может быть и источником информации, и при­емником информации;

знать:

  • что одну и ту же информацию можно представить различ­ными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; кодировать информацию различными способами и декоди­ровать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  1. 8

§7. Сбор информации.

Компьютерный практикум.

02-05

§ 7

РТ №№ 3

  1. 9

§8. Представление информации. Компьютерный практикум.

02-06

§ 8

РТ №№ 6, 7

  1. 10

§9. Кодирование информации. Компьютерный практикум.

02-09

§ 9

РТ №№1, 2, 4б

  1. 11

§10. Декодирование информации.

Компьютерный практикум.

02-10

§ 10

РТ №2, 4в,г

  1. 12

§11. Хранение информации

Компьютерный практикум.

02-11

§ 11

РТ №1, 2

  1. 13

§12. Обработка информации.

Компьютерный практикум.

02-12

§ 12

РТ № 3, 10, 12

  1. 14

Работа со словарем.

Тематическая контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией».

Работа со словарём

  • работа со словарем;

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

  • контрольный опрос, контрольная письменная работа или итоговое тестирование;







Объект и его характеристика – 10 часов.

  1. 15

§13. Объект.

Компьютерный практикум.

02-13

№1, 2, 6, 7

  • эвристическая беседа или чтение текста;

  • выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

  • наблюдение за объектом изучения (компьютером);

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

компьютерный практикум (работа с электронным по­собием Не более 15 минут);

  • работа со словарем;

  • разбор домашнего задания;

знать:

  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способа­ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

  • пользоваться средствами информационных технологий: ра­дио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

  1. 16

§14. Имя объекта.

Компьютерный практикум.

Работа с текстовым редактором Microsoft Word.


§ 14

РТ №3,5, 10

  1. 17

§15. Свойства объекта.

Компьютерный практикум.

Работа с текстовым редактором Microsoft Word.

§ 15

РТ №1, 5, 9

  1. 18

§16. Общие и отличительные свойства.

Компьютерный практикум.


§ 16

РТ №2, 5, 7, 8

  1. 19

§17. Существенные свойства и принятие решения. Компьютерный практикум.


§ 17

РТ №3, 4, 5

  1. 20

§18. Элементарный состав объекта.

Компьютерный практикум.


§ 18

РТ№1, 2, 6

  1. 21

§19. Действие объекта.

Компьютерный практикум.


§ 19

РТ №1, 2, 3, 4

  1. 22

§20. Отношения между объектами.

Компьютерный практикум.


§ 20 РТ №1, 2, 6, 7

  1. 23

Повторение материала по теме «Объект и его характеристика». Работа со словарем.

Повторить главу 3

  • работа со словарем;

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

  • контрольный опрос, контрольная письменная работа или итоговое тестирование;




  1. 24

Тематическая контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика»

Работа со словарём




Информационный объект – 10 часов.

  1. 25

§21. Информационный объект и смысл.

Компьютерный практикум.


§ 21

РТ№№1, 4, 6

      • эвристическая беседа или чтение текста;

      • выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

      • наблюдение за объектом изучения (компьютером);

      • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

компьютерный практикум (работа с электронным по­собием Не более 15 минут);

      • работа со словарем;

      • разбор домашнего задания;




знать:

  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способа­ми (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

  • использовать компьютер для решения учебных и простей­ших практических задач, для этого: иметь начальные на­выки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать про­стейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;




  1. 26

§22. Документ как информационный объект. Компьютерный практикум.


§ 22

РТ №1, 2, 4

  1. 27

§23. Электронный документ и файл.

Компьютерный практикум.

§ 23

РТ №2, 4 ,5

  1. 28

§24. Текст и текстовый редактор. Компьютерный практикум.

§ 24

РТ №1, 2, 5

  1. 29

§25. Изображение и графический редактор.

Компьютерный практикум.


§ 25

РТ №1, 4, 7


  1. 30

§26. Схема и карта. Компьютерный практикум.


§ 26

РТ№1, 4, 7

  1. 31

§27. Число и программный калькулятор.

Компьютерный практикум.


§ 27

РТ №1, 4, 7

  1. 32

§28. Таблица и электронная таблица. Компьютерный практикум.


§ 28

РТ №1, 4, 7

  1. 33

Тематическая контрольная работа №4 по теме «Информационный объект»

Работа со словарём

  • работа со словарем;

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

  • контрольный опрос, контрольная письменная работа или итоговое тестирование;




  1. 34

Годовая контрольная работа №5