microbik.ru
1

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления

образования Калининского района

_________________В.И. Давыдова

"___"_______________2009 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУСОШ №123


___________Антропов А.И.

"___"_____________2009 г.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 123


Г. ЧЕЛЯБИНСКА


НА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

^ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный план спроектирован на основе:

областного Базисного учебного плана (ОБУП) (Приказ ГУОиН от 01.07.04 г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;

приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 06 мая 2009 г. № 01-269 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» с приложениями;

письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июня 2009 г. о преподавании предмета «Краеведение»;

приказа МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приложения к нему «Федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Устава МОУ средней школы N123 с изменениями;

Программы развития МОУ средней общеобразовательной школы №123 до 2010 года;

Положения о текущем контроле, промежуточной аттестации и переводе обучающихся МОУ СОШ №123;

Плана работы МОУ средней общеобразовательной школы № 123 на 2009-2010 учебный год;

При разработке учебного плана МОУ СОШ №123 был проведен анализ образовательной ситуации (уровень обученности учащихся, обеспеченность кадрами, учебно-методическими, материальными ресурсами), учитывался социальный заказ субъектов образовательного процесса. Анализ успеваемости учащихся 1-11 классов показал, что определенная часть учащихся не усваивает программный материал по различным предметам: в основной школе 2,2% , в средней (полной) школе 3,4% учащихся. Качественные показатели усвоения содержания образовательных программ на начальной ступени составляет 54%, в основной и средней (полной) школе данные показатели ниже и составляют соответственно 30,3 % и 22,1 %. Качественные показатели государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в основной школе составляют 68,5%, в средней (полной) школе 53,1% / 51,5%, ЕГЭ – 61,5%, по математике в основной школе 34,4 %, в средней (полной) школе 36,0 %.

Анкетирование родителей и учащихся показало, что в основной и средней школе родители и учащиеся высказали пожелание добавить часы для усиления общеобразовательной подготовки, практической направленности обучения, а также для обеспечения качественной подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации по математике и русскому языку (мнение около 85 % родителей и учащихся), организовать предпрофильную подготовку в 9 классе (78 % родителей и учащихся 8 классов), открыть классы для универсального обучения (55,1% родителей и 57,4% учащихся) и профильные классы на 3 ступени среднего общего образования (около 40% родителей и учащихся).

Отсюда следует вывод о необходимости использования часов вариативной части учебного плана для усиления в основной и средней школе общеобразовательной подготовки учащихся по основным предметам, организации классов для универсального обучения и профильных классов на 3 ступени среднего общего образования и предпрофильной подготовки в 9 классах.

В соответствии с определенной на 2009/2010 учебный год целью работы МОУ СОШ №123- создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования функциональной грамотности и ключевых компетенций всех участников образовательного процесса, развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика, воспитания человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны - определены следующие задачи в аспекте формирования содержания образования:

- обеспечение непрерывности образовательного процесса через реализацию принципа преемственности различных ступеней образования;

- создание условий для полной реализации государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования, национально- регионального компонента содержания образования;

-удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей через реализацию вариативного компонента учебного плана, составленного с учетом интересов учащихся, запросов их родителей, организацию предпрофильной подготовки в 9 классах и профильного обучения в 10-11 классах, а также открытия классов для универсального обучения с целью создания каждому ученику условий для развития и самоопределения;

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды, как одного из главных факторов, определяющего результативность работы образовательного учреждения, за счет оптимальной организации учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей и гармонизации отношений между субъектами образовательного процесса;

Обязательная нагрузка на каждого учащегося соответствует максимальной учебной нагрузке, определенной в ОБУП.

В учебном плане МОУ СОШ №123 сохранено соотношение часов инвариантной и вариативной частей, установленное в ОБУП, уточнены учебные предметы, учебная нагрузка по каждому предмету и объем учебного времени, отводимого на выполнение домашнего задания.

Учебный план является нормативным документом, обязательным для исполнения всеми работниками МОУ СОШ №123.

^ СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1-4 классы занимаются по 5-дневной учебной неделе.

5-11 классы занимаются по 6-дневной учебной неделе.

Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели, во 2-11 классах - 35 учебных недель.

Деление классов на группы предусмотрено при изучении иностранного языка, информатики и ИКТ, технологии, что соответствует ОБУП. Деление классов на группы также предусмотрено по физкультуре в средней (полной) школе для учета возрастных физиологических особенностей юношей и девушек старших классов и по элективным курсам в 9-11 классах.

^ Классы начальной школы:

Классы начальной школы:

1-а,б, 2-а,б, 3а, 4-б классы обучаются по программе общеобразовательных учреждений 1-4 «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова;

3-б класс обучается по программе «Перспективная начальная школа» под редакцией Чураковой Л.Г.;

4-а класс обучается по программе общеобразовательных учреждений 1-4 «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;

^ Классы основной школы:

5-9 классы – общеобразовательные;

В 9-х классах организована предпрофильная подготовка с целью оказания учащимся помощи в выборе направления собственной деятельности после окончания основной школы.

Классы средней (полной) школы:

10 - 1, 2, 11-1, 2 - профильные классы;

10 – а, б, 11-а – классы для универсального обучения;


^ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА МОУ СОШ №123

В структуру учебного плана МОУ №123 входят инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть содержит федеральный и национально-региональный компонент, что позволяет сохранить единое образовательное пространство на федеральном и региональном уровне и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Национально- региональный компонент реализуется в соответствующих образовательных областях как без выделения самостоятельных учебных предметов, так и через курсы «Обществознание» (5 класс), который обеспечивает становление основ гражданско-правового образования, «Краеведение» (6-8 классы) для организации изучения содержания образования краеведческой направленности, «Технология» (10-11 классы), третий час физической культуры в 10-11 классах.

По ОБУП на изучение вопросов, связанных с региональными особенностями Челябинской области, отводится 10-15 % учебного времени по следующим предметам в начальной школе:

- русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, труд, физическая культура.

в основной и средней школе:

- русский язык, литература, иностранный язык, химия, физика, биология, история, обществознание, география, искусство, физкультура, ОБЖ, технология.

В инвариантную часть входят следующие образовательные области и соответствующие предметы:

- филология (русский язык, литературное чтение, литература, иностранный язык: английский, немецкий);

- математика (математика в 1-6 классах, алгебра в 7-9 классах, алгебра и начала анализа в 10-11 классах и геометрия в 7-11 классах, информатика и ИКТ);

- обществознание (история, обществознание, право, экономика, география, природоведение);

- человек и окружающий мир (окружающий мир);

- естествознание (биология, химия, физика, естествознание);

- искусство (изобразительное искусство, музыка, МХК);

- физкультура (физкультура, основы безопасности жизнедеятельности);

- технология (технология, труд).

Вариативная часть учебного плана включает обязательные занятия по выбору, используется для усиления общеобразовательной подготовки и обеспечения усвоения всеми учащимися требований образовательных программ по предметам, предусмотренным в инвариантной части учебного плана, обеспечивает реализацию школьного компонента образования. Данный компонент учебного плана также направлен на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей с учетом возможностей и способностей учащихся, их интересов и склонностей.

Во 5, 6, 7 классах предусмотрены индивидуальные и групповые коррекционные часы для школьников, которым рекомендовано обучение по программам VII вида.
^

  1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА I СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ


Цель начального образования - обеспечение общего развития личности на основе познания целостного окружающего мира.

Начальное общее образование обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности с элементами самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, учитывая индивидуальный темп продвижения школьника, при корректировке возникающих трудностей, обеспечивая поддержку его способностей.

В начальной школе реализуются следующие образовательные программы:


Класс

Образовательная программа

1- а, б

Образовательная программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова

2- а, б

Образовательная программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова

3 – а

Образовательная программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова

3 - б

Образовательная программа «Перспективная начальная школа» под редакцией Чураковой Л.Г.

4 - а

Образовательная программа «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

4- б

Образовательная программа «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

Все предлагаемые курсы и программы позволяют решить проблемы преемственности с основной школой. Учащиеся 1, 2, 3, 4 классов обучаются по ОБУП от 01.07.2004 г. № 02-678.

Учебный план начальной школы содержит шесть образовательных областей. Образовательная область ФИЛОЛОГИЯ представлена предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык. Образовательные области МАТЕМАТИКА, ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ИСКУССТВО, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ представлены предметами, рекомендованными федеральным базисным учебным планом.

На изучение вопросов, связанных с региональными особенностями Челябинской области, отводится 10-15% учебного времени в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, труд, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Во всех классах курс ОБЖ изучается интегрировано в курсе «Окружающий мир».

Интегрированный курс «Окружающий мир» формирует первоначальное представление о природе, обществе, человеке и себе самом, учит использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в качестве учебного модуля в 3-4 классах за счет часов, отводимых на учебный предмет «Труд» образовательной области «Технология». Данный курс учит проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Во 2-4 классах изучается иностранный язык.


^ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА II СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, способствует выявлению интересов учащихся к различным видам деятельности, формированию личности обучающегося, его склонностей и способностей к самоопределению. Инвариантная часть учебного плана для 5-9 классов содержит все обязательные образовательные области и предметы, соответствующие ОБУП в полном объёме. Вариативная часть составлена с учётом индивидуальных познавательных потребностей учащихся, требований действующих программ общего образования.

С учётом результатов анализа образовательной ситуации и в соответствии с образовательными запросами учащихся, их родителей во всех классах основной школы на образовательную область "Математика" добавлен 1 час из вариативной части с целью усиления практической направленности обучения и обеспечения достижения всеми учащимися требований государственного стандарта, во всех 5-х классах выделен 1 час на пропедевтический курс «Наглядная геометрия». В 5 1, 2 классах по запросам родителей учащихся продолжается реализация курса «Информатика и ИКТ» в объёме 1 час в неделю.

В образовательной области "Филология" в 7-х классах добавлен 1 час на изучение русского языка с целью обеспечения реализации действующей программы, в 8-х классах выделен 1 дополнительный час на русский язык для усиления общеобразовательной подготовки учащихся и практической направленности обучения.

Для реализации национально-регионального компонента в 5-8 классах преподавание литературы дополнено курсом «Вокруг тебя – Мир…» и модульным курсом «Литературное краеведение» по 0,5 часа в неделю.

В 6 классе добавлен 1 час на биологию с целью усиления практической и регионоведческой направленности предмета.

В 8 классе из школьного компонента выделен 1 час на апробацию учебного предмета «Краеведение».

В образовательной области «Физическая культура» для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в целях обеспечения реализации задачи по формированию здоровьесберегающей среды и в соответствии с рекомендацией МОиН Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 мая 2008 г. № 04-387 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год») в 5-7, 9 классах на предмет ОБЖ выделено по 1 часу в неделю. В 5 1, 2 классах содержание курса ОБЖ интегрировано в учебные предметы «Физическая культура», «Технология».

В 9 классах предусмотрена предпрофильная подготовка. Выпускники основной школы должны своевременно получать информацию о путях продолжения образования, о территориально доступных образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и принять ответственное решение. Реализация курсов «Мой выбор», «Мой выбор – жизненный успех» в объёме по 0,5 часа в неделю каждый позволит отработать у учащихся умения анализировать необходимую для принятия решения информацию, принимать решения и нести ответственность за последствия принятых решений. Учащимся также предоставляется возможность выбора курсов в объёме 1 час в неделю из следующего перечня:

  • Слагаемые выбора профиля и направления дальнейшего образования («Мой выбор») вводит учащихся в проблему выбора будущей профессии, раскрывает принципы её выбора, дает общие рекомендации;

  • Информационные технологии в управлении («Мой выбор») формирует осознанное мнение о выборе профиля обучения, путях получения дальнейшего образования и профессий, связанных с информационными технологиями;

  • Деловой русский язык, Литература России. Южный Урал, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, ТРИЗ включают информацию по отдельным предметам, знакомят со способами деятельности, необходимыми для их усвоения, развивают нестандартное мышление.

На каждый курс выделено по 0,5 часа в неделю.


^ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА III СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ, которые способствуют овладению старшеклассниками необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Инвариантная часть учебного плана для 10-11 классов содержит все обязательные образовательные области и предметы, соответствующие ОБУП в полном объёме. Вариативная часть составлена с учётом индивидуальных познавательных потребностей учащихся, требований действующих программ общего образования.

Учебный план составлен на основе ОБУП, предусматривающего профильное обучение, поэтому содержит базовые и профильные (в профильных классах) предметы, совокупность которых определяет состав федерального компонента, и региональный компонент. Главные цели профильного обучения – создать условия для дифференциации содержания обучения, обеспечить углублённое изучение отдельных предметов, расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Для 10-1 класса социально-гуманитарного профиля учебный план составлен на основе примерного учебного плана для классов социально-гуманитарного профиля. В этом классе профильный уровень представлен предметами «Литература», «История», «Обществознание», «Право». Профильный предмет «История» дополнен элективными курсами «История Урала» и «История мировых цивилизаций», предмет «Литература» - элективным курсом «Формы художественного мышления в литературе 20 века». С учетом профиля класса, по запросам учащихся и их родителей и с целью обеспечения более высокого уровня языкового образования и подготовки учащихся к ЕГЭ предложены элективные курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация» и «Английский в профиль». Из школьного компонента добавлен 1 час на геометрию, что позволяет изучать курс математики отдельно по предметам «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» и обеспечить достаточный уровень подготовки к ЕГЭ..

Для 10-2 класса социально-экономического профиля учебный план составлен на основе примерного учебного плана для классов социально-экономического профиля. В этом классе профиль определяют предметы «Математика», «География», «Обществознание», «Экономика» и «Право». С целью дополнения содержания профильного предмета «Математика» и обеспечения высокого уровня подготовки к ЕГЭ предложены элективные курсы «Методы решения стандартных и нестандартных алгебраических задач», «Методы решения стандартных и нестандартных задач планиметрии». С целью дополнения содержания профильного предмета «География» предложен курс «География и этнография Урала». В соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей и с целью обеспечения практической направленности обучения и качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому и иностранному языкам предложены элективные курсы «Русское правописание: орфография и пунктуация» и «Английский в профиль».

В 10 – а, б классах для универсального обучения учебный план составлен на основе примерного учебного плана для универсального обучения. В этом классе в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей часы школьного компонента добавлены на русский язык, алгебру, геометрию, а также на химию и биологию для обеспечения реализации действующих программ среднего общего образования и качественной подготовки к единым государственным экзаменам. Учащимся с учётом их способностей, склонностей и интересов, планов на будущее также предоставляется возможность выбора курсов в объёме 4 часов в неделю из следующего перечня элективных курсов: «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Практикум по грамматике английского языка», «Методы решения стандартных и нестандартных алгебраических задач», «Методы решения физических задач», «Право и экономика», «Молекулярная генетика и генная инженерия». Элективные курсы также призваны углубить знания учащихся по отдельным разделам базовых предметов, обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ.

Для 11-1, 2 классов социального профиля учебный план составлен с соблюдением принципа преемственности с 10 классом. Перечень профильных предметов сохранён в полном объеме. С целью обеспечения практической направленности обучения и дополнительной подготовки учащихся к единым государственным экзаменам по русскому языку и математике продолжается изучение элективных курсов «Русское правописание: орфография и пунктуация» и «Методы решения стандартных и нестандартных алгебраических задач», а также из школьного компонента добавлен 1 час на геометрию, что позволяет изучать курс математики по-предметно: «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». В соответствии с образовательными потребностями учащихся и их родителей и с целью дополнения содержания базовых учебных предметов «Литература» и «История» в учебном плане предусмотрены элективные курсы «Формы художественного мышления в литературе 20 века», «История Урала», «История мировых цивилизаций». С целью удовлетворения запросов учащихся и их родителей и с учетом уровня современных требований к языковому образованию предложен элективный курс «Английский язык в профиль».

В 11-а классе для универсального обучения часы школьного компонента добавлены на русский язык, алгебру, геометрию, химию, биологию для обеспечения реализации действующих программ среднего общего образования и качественной подготовки к единым государственным экзаменам. Учащимся с учётом их способностей, склонностей и интересов, планов на будущее предоставляется возможность продолжить изучение элективных курсов в объёме 4 часа в неделю из перечня прошлого учебного года («Русское правописание: орфография и пунктуация», «Основы русской словесности», «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», «Гид-переводчик», «Право и экономика», «Экология в экспериментах», «Введение в специальность «Младшая медсестра»), так как все курсы рассчитаны на 2 года. Элективные курсы также призваны углубить знания учащихся по отдельным разделам базовых предметов, качественно подготовить к ЕГЭ.

Таким образом, в учебном плане МОУ средней школы №123:

- сохранены все образовательные области инвариантной части областного базисного учебного плана на всех ступенях обучения;

- реализуется национально-региональный компонент;

- вариативно-обязательная часть разработана в соответствии с образовательной ситуацией, социальным заказом, целями и задачами школы, с учетом индивидуальных познавательных потребностей учащихся, требований действующих программ общего образования;

- определена продолжительность учебной недели для всех классов.

Максимальная учебная нагрузка на одного учащегося соответствует установленной в ОБУП.

Программы, обеспечивающие инвариантную и вариативную части, определены рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Программное и учебно-методическое обеспечение учебного плана прилагаются.