microbik.ru
1

Формирование ключевых компетентностей учащихся в процессе изучения химии на примере эколого-валеологического содержания образования

Сегодня наша отечественная школа переживает серьёзные перемены. Ещё недавно выпускник школы вступал в мир с определённым «набором» знаний и умений. Известно, что даже достаточно точные и адекватные предметные знания, полученные в школе, не позволяют выпускникам успешно решать многие проблемы, встречающиеся им в реальной жизни. Это проблемы, касающиеся трудоустройства и освоения профессии, построения собственной семьи и отношений в ней, проблемы защиты своих гражданских прав, проблемы межнациональных отношений, проблемы досуга и многое другое.

Ведущие ученые страны (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подчеркивают, что модель классической школы, основанной на знаниево-просветительской образовательной парадигме, сегодня не соответствует требованиям времени.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены "ключевые компетентности". Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстро изменяющемся обществе.

Современное образовательное учреждение призвано сформировать социально активную, творчески мыслящую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания.

Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

Тема смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию в последнее время активно обсуждается в научных кругах. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Так, в правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Сегодня, реализуя компетентностный  подход, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к традициям и потребностям России. В Стратегии модернизации Российского образования в структуре ключевых компетентностей выделены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

  • компетентность в бытовой сфере;

  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности; Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

Формирование ключевых компетентностей ставит перед химическим образованием следующие задачи:

1) Раскрытие необходимости химического образования для решения повседневных жизненно важных проблем;

2) Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода к обучению химии с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся;

3) Воспитание средствами предмета, развитие культурных и духовных потребностей, нравственного поведения в окружающей среде;

4) Формирование средствами предмета здорового образа жизни, понимания опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, ответственности в выборе образа жизни.

В своей педагогической деятельности основной акцент я делаю на усиление прикладного и общекультурного компонента содержания химического образования, который предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. В содержание образования вводится материал, позволяющий раскрывать сущность и пути решения экологических проблем. Владение такой информацией на общекультурном уровне необходимо любому образованному человеку и важно для преодоления появившейся за последнее время в обществе хемофобии.

Экологизированный курс химии даёт возможность раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Экологическое образование подрастающего поколения – это процесс обучения и воспитания, направленный на формирование экологического сознания, ориентированного на адекватное отражение состояния внешней среды и соответственно ценностных установок в потребностях и деятельности человека.

Цель привлечения эколого-валеологического компонента в содержание образования на уроках химии:

- раскрытие возможности содержания программы по химии, способствующего эффективному формированию у школьников системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающего становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью.

Задачи обучения:

- вооружение учащихся экологически значимым понятийным аппаратом;

- раскрытие единства неорганического и органического мира, влияния

деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убеждённости в необходимости бережного отношения к природе;

- раскрытие двойственной роли химической промышленности по отношению к человеку и природе;

- разъяснение двойственной биологической роли химических веществ в природе в зависимости от их концентрации;

- раскрытие особенностей научно-технического прогресса с позиций охраны природы;

- вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

^ Реализация эколого-валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:

1) освоение содержания эколого-валеологического компонента на уроках химии;

2) усвоение содержания эколого-валеологического компонента в процессе преподавания элективных курсов;

3) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально- групповых занятий учащихся, посредством организации проектной и исследовательской деятельности школьников;

4) реализация экологического-валеологического воспитания при проведении массовых внеклассных мероприятий.

Я пытаюсь компенсировать дефицит эколого-валеологического содержания образования, дополняя программу интересными опытами, моделирующими природные процессы, исследовательскими задачами, задачами с эколого-валеологическим содержанием.

Известно, что способности, умения формируются в деятельности. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельность, способствующую развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.

Структуру уроков я выстраиваю согласно технологии деятельностного подхода. На уроках я пытаюсь создать такие условия, чтобы формировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъект. Чтобы он был заинтересован в учении и саморазвитии. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая чёрточка личности – это результат собственной деятельности учащегося.

Моя роль - роль организатора учебной деятельности учащегося, организатора обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.

Деятельность ученика развёртывается в рамках коллективного учебного диалога, учебной дискуссии, то есть коллективно-распределительной деятельности.

Процесс познания на уроке организуется следующим образом. Во-первых, исходя из потребности своей жизнедеятельности, индивид выдвигает для себя ту или иную цель. Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели. В-третьих, он свои действия непременно контролирует и оценивает. Контроль и оценка выведут его на эмоциональный аспект деятельности, когда он рефлексирует, эмоционально переживает содеянное и в зависимости от результата внутренне констатирует степень удовлетворённости от совершённой работы. Однако в деятельности такая удовлетворённость сменяется неудовлетворённостью. Эта неудовлетворённость вызывает потребность, которая способствует постановке новой цели, планированию, реализации, контролю и оценке.

Например, в 9 классе по теме «Оксиды углерода (II) и (IV) урок начинается с ориентировочно-мотивационного этапа. Учащиеся работают у доски письменно, отвечают устно, заполняют кроссворд по теме домашнего задания. Оценивают свою деятельность по выполнению домашнего задания в баллах. Затем сами учащиеся осуществляют целеполагание, намечают план изучения нового материала, согласно логической цепочке: состав, строение, свойства, применение. Используя занимательные факты, учитель мотивирует изучение данной темы. Например, почему возникает проблема парникового эффекта, какой газ находится в бутылке с газированной водой, почему в одной из пещер в Италии («Собачья пещера») собаки погибают, а люди остаются живы.

^ Второй этап урока – операционно-исполнительский. Он состоит из трёх частей:

- во-первых, работая самостоятельно с учебником, учащиеся заполняют таблицу (строение, физические и химические свойства, получение, применение). Работают в парах: один учащийся – СО; другой – СО2, затем обмениваются своими наработками, знаниями.

- во-вторых, выполняют лабораторный опыт «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». Работают в группах по 4 человека.

- в-третьих, изучают экологические проблемы, связанные с углекислым газом; изучение происходит в игровой форме «Суд над Углекислым газом»

^ Третий этап урока – рефлексивно-оценочный.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины по теме урока, осуществляют самооценку в баллах. Затем суммируют баллы за урок, оценивают свою деятельность по пятибалльной системе, осуществляют рефлексию на эмоциональном уровне (понравился урок, не понравился; в полную силу работал или нет; что неудачно и т.д.)

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры. Важным средством повышения эффективности образовательного процесса является компьютер. Компьютер интенсифицирует, обогащает учебный процесс и способствует развитию личности ребёнка, стимулирует рост профессионального мастерства учителя, создавая новую культуру педагогического общения.

При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума (инструкции).

Например, при изучении темы «Растворение. Растворы» 8класс, применяю презентацию при объяснении нового материала (я привожу схему классификации растворов, данные по экологическим проблемам водных ресурсов Челябинской области и так далее). После изучения темы «Подгруппа углерода» провожу итоговое тестирование с применением компьютера. При изучении элементов различных групп периодической системы, при изучении органической химии использую цифровые образовательные ресурсы издательства «Просвещение», «КАДИС». Особая роль отведена компьютеру при подготовке к ЕГЭ.

Раскрытие эколого-валеологического аспекта содержания химического образования осуществляется не только на уроках, но и на занятиях элективного курса для девятиклассников «Вещества на кухне» (автор программы Айметова Г.Я.). Целью элективного курса является раскрытие «химической стороны» окружающего мира. В процессе изучения курса у учащихся формируется грамотное поведение и навыки безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Кроме этого элективный курс реализует региональный компонент содержания химического образования, одним из аспектов которого является формирование гигиенически и экологически грамотного обращения с веществами в быту и на производстве.

Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание учебного материала занятий должно быть соотнесено с реальными проблемами. Например, такая задача. Крайне неудачным, но широко применяющимся до настоящего времени способом борьбы с гололёдом на улицах городов является посыпание их солью. Чаще всего для этого используют хлорид натрия (поваренную соль). Ставлю задачу:

^ 1) как в лабораторных условиях доказать, что это именно поваренная соль, а не какая-то другая?

2) на каких простых примерах можно показать, что использование соли для этих целей не только наносит материальный ущерб человеку, но и пагубно для окружающей природной среды?

^ 3) почему категорически запрещается сыпать соль вблизи железнодорожных переходов

4) поскольку хлорид натрия выводится из организма с потом, очевидно, что потребность в поваренной соли у работающих в горячих цехах больше. Она возрастает до 20-25 г в сутки. Какое количество поваренной соли (в молях) необходимо человеку, работающему в горячем цехе: а) в неделю; б) в год?

Для ребят, интересующихся химией, были предложены индивидуальные и групповые занятия.

В процессе индивидуальной деятельности учащиеся учатся искать, отбирать и оценивать информацию, в результате происходит углубление и систематизация знаний, что подтверждается результатами участия в городских олимпиадах: за последние два года первые и вторые места по химии занимают учащиеся МОУ «СОШ №10»

Учащиеся с интересом занимаются научно – исследовательской деятельностью по экологической тематике. Ращектаева Елена, учащаяся 11 класса, стала финалисткой в 2007 году Всероссийского конкурса, посвященного 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева со своей работой «Наука и промышленность – вот мои мечты…» (о роли Д.И.Менделеева в развитии промышленности Урала). Её работа отмечена дипломом II степени на открытой научно-практической конференции Лицея №13 г. Троицка. Работа Коноплёва Ивана, учащегося 10 класса, «Глобальное потепление – миф или реальность?» отмечена дипломом III степени на конференции Лицея №13 в 2007 году.

Использование метода проектов позволяет сформировать у школьников умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, что является необходимым условием успешной жизни в современном обществе. Например, защита творческих проектов «Мониторинг на основе экологического состояния реки Уй и Увелька», « Производство серной кислоты» и другие.

Важное место в реализации содержания учебного предмета занимает массовая внеклассная деятельность развивающего характера. Главная цель внеклассной работы по химии – формирование у учащихся устойчивого интереса к химии, развитие познавательной активности и творческих способностей. В содержании данной работы обязательно имеет место эколого-валеологический компонент содержания. Ежегодно в школе проводятся Недели естественных наук, в рамках которых вместе с учащимися организованы встречи КВН, театрализованные представления, игры «Что? Где? Когда?», состязания, марафоны и.т.д. Например, стало традицией проводить театрализованное представление для семиклассников «Знакомство с волшебницей Химией», которое готовят девятиклассники, занимающиеся на элективном курсе по химии. Или, например, для восьмиклассников проводится «Посвящение в химики», где учащиеся играют различные роли, демонстрируют занимательные опыты, состязаются в знаниях. Для старшеклассников проводятся более серьёзные мероприятия – «Счастливый случай» по теме: «О здоровье всерьёз», заседание клуба знатоков «Что? Где? Когда?», где решаются вопросы гигиены, экологии, валеологии с опорой на знания химии.

По окончании основного общего образования учащиеся поступают в ССУЗы эколого-валеологической и химико-биологической направленности, выбирают химико-биологический профиль для продолжения образования на старшей ступени средней школы, а после её окончания поступают в профилирующие ССУЗы и ВУЗы.

2004год – 13 человек (9кл.); 3 человека (11кл.);

2005 год – 18 человек (9кл.); 8 человек (11кл.);

2006 год – 25 человек (9кл.); 32 человека (11кл.);

Что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы? Если школа не может влиять на то, что произойдёт с её выпускниками в жизни после школы, то зачем же вообще нужны школьные учебные результаты?

Достижение целей образования, в том числе и химического, призвано обеспечить успех современного выпускника школы, вступающего во взрослую жизнь. Это возможно при условии, что цели образования станут для него личностно значимыми, то есть он должен сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения; понимать, что успех в жизни зависит не только от знаний, которые он получает в школе, но и от умения самостоятельно учиться, умения общаться с людьми; ему необходимо научиться культуре общения. Компетентность – это готовность очень высокого уровня к осуществлению деятельности.