microbik.ru
1

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Для того, чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Каждый этап образования должен решать собственные задачи, которые будут определять выполнение целей на последующих этапах. Ключевой задачей начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы умения учиться.

Для этого необходимо пересмотреть отношение к оценке, сделать ее содержательной, объективной и дифференцированной. Педагоги начальной школы № 16 работают в этом направлении уже третий год. В 2006 году был заключен договор о сотрудничестве с КК ИПК РО для организации краевой базовой площадки по проблеме «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников средствами программы «Начальная школа XXI века». Руководителем площадки является заместитель директора по УВР Верещагина Наталья Викторовна. В состав площадки входит 8 педагогов школы, готовятся вступить в сообщество еще 5 человек. Программа площадки предполагает деятельностный подход. Профессиональное взаимодействие осуществляется через такие формы: совместное проектирование и рефлексивный анализ урока, педагогические мастерские, мастер – классы, профессиональные пробы. За 2 года работы у участников площадки сформированы общие представления о программе деятельности, о способах формирования КОД учащихся. Создана и обновляется нормативная база безотметочного обучения - одного из условий формирования учебной самостоятельности младших школьников. Сформирована система отслеживания учебных достижений младших школьников, разработаны карты для информирования родителей, сценарии серии родительских собраний и консультаций по теме «Обучение без отметок». В 2008/2009 учебном году апробируется лист самооценки учителя по формированию КОД младших школьников, схемы отслеживания развития самоконтроля учащихся, конкретизируются критерии и параметры уровня сформированности действий контроля у учащихся. Пополняется банк дидактических материалов, проектов уроков формирования контроля и оценки. В сентябре все педагоги - члены базовой площадки, приняли участие в экспертизе деятельности через открытые уроки. Экспертная группа, в которую вошли руководители других площадок города, методист ИМУ Ятченя С.В. отметила высокий уровень мастерства  учителей. Сержантова О.Л., Дорошенко Л.В., Волкова С.Т., Ячменева Г.В., Бернгардт Т.Д. продемонстрировали приемы формирования действий контроля и оценки учащихся, осуществление критериального подхода. В рамках работы педагогической мастерской «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения» под руководством старшего преподавателя Плехановой Елены Николаевны был продемонстрирован урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные члены предложения» Бернгардт Т.Д.. На этом уроке слушатели смогли увидеть технологию формирования действий контроля и оценки младших школьников, «снять» приемы и формы работы. Учителя Волкова С.Т., Ячменева Г.В. защищали проекты уроков, оказывали консультативную помощь.

Результат своей деятельности в этом направлении учителя обобщали на городских педагогических чтениях. Ячменева Галина Владимировна выступала с докладом «Приемы формирования мотивации к действиям контроля». Учителя Сержантова Ольга Леонидовна и Бернгардт Татьяна Дмитриевна представили доклад по теме «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках русского языка средствами УМК «Начальная школа XXI века». Готовятся материалы в сборник КК ИПК РО «Современное качество дошкольного и начального образования».

 

Н.В. Верещагина