microbik.ru
1

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические методы

  • репродуктивные и поисковые методы

  • индуктивные и дедуктивные методы

  • методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством

  • учителя:

1)Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения

как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как можно чаще.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.


4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.


5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.


Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения.


^ Рекомендации психолога по оптимизации общения с детьми:

•      никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;

•       прежде, чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений;

•       учитель вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;

•       если у вас трудности общения с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой;

•       не забывайте: без взрослого, без человеческого общения полноценного развития ребенка не произойдет;

•      показывайте ребенку искреннюю заинтересованность в нем. Дети сразу чувствуют фальшь. При оказании помощи выбирайте доверительный стиль общения.