microbik.ru
1


ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД НЯГАНЬ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»


 

 

Согласовано: Утверждаю:

Заведующая ООМПДиП Заведующая МДОУ д/с №12 Бабушкина В.О.___________ Савельева Т.М. ___________


 


ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ  РЕБЁНОК»

на  2009 – 2012  год


г. Нягань,  2009

Пояснительная записка

 

       В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

      Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач деятельности ^ МДОУ детский сад № 12 «Золотой ключик».

     Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Здоровый ребёнок», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

      Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов;

- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

- комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости: в  случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

      Разрабатывая программу «Здоровый ребёнок», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила  в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами  деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

     Программа «Здоровый ребёнок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

     Программа «Здоровый ребёнок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

^ Цель программы:

     Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

  

^ Задачи программы «Здоровый ребёнок»:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

  4. Приобщать детей и взрослых  к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).

  5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их  в различных условиях.

  6. Формировать и совершенствовать  двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях  физических упражнений.

  7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

  8. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

  9. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

 

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

  1. Закон РФ «Об Образовании».

  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».

  3. «Семейный кодекс РФ».

  4. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.

  7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.5.2409-08».

  8. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».

  9. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

  10. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

  11. Устав ДОУ.

 

Объекты программы:

  • Дети ДОУ;

  • Педагогический коллектив;

  • Родители детей,  посещающих ДОУ.

 

Основные принципы программы:

  • научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

  • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

  • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

  • единства диагностики и коррекции (правильная  интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления  на основе полученных данных);

  • систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

  • целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

  • оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

  • адресности (медико – педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний).

 

Основные направления программы:

  • воспитательно – оздоровительное,

  • лечебно – профилактическое,

  • коррекционно - педагогическое

Программа реализуется  через следующие разделы:

  • Укрепление материально – технической базы ДОУ.

  • Работа с детьми.

  • Работа с педагогами.

  • Работа с родителями.

 

 

Укрепление материально – технической базы:

музыкальный и физкультурный залы совмещены:

  • музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, DWD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

  • физкультурный зал со всем необходимым спортивным оборудованием: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания  и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли, диски здоровья, сухой бассейн. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

  • на территории детского сада оборудованы: спортивная, площадка, футбольное поле для физического развития детей; нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке;

  • имеются разные виды картотек:  подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами;  для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

  • работают узкие специалисты: педагог-психолог, учитель – логопед, педагог дополнительного  образования по изодеятельности;

  • кабинет учителя - логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

  • кабинет развивающего обучения, где с детьми занимается педагог-психолог. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, развивающие игры, центр воды и песка.

 

В перспективе:

- оборудование кабинета ФИЗИО процедур.

 


Работа с детьми.


     Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, психологом, логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя 10 разделов:

1.     Диагностика.

  • медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

  • воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни;

  • учитель – логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

  • педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы;

  • музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Итогом обследования является проведение медико – психолого-педагогического консилиума, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2 – 3 раза в год.

При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

 

^ 2. Полноценное питание.

Принципы организации питания:

- выполнение режима питания;

- гигиена приёма пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели.

 


^ 3.     Система эффективного закаливания.

 

Основные факторы закаливания:

  • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

  • постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня;

  • правильная организация прогулки и её длительности;

  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

  • облегченная одежда для детей в детском саду;

  • сон без маечек;

  • дыхательная гимнастика после сна;

  • мытьё прохладной водой рук по локоть;

  • полоскание рта прохладной кипяченой водой;

  • комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

Методы оздоровления:

  • ходьба по сырому песку (летом);

  • контрастное обливание ног (летом);

  • дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

  • хождение босиком по спортивной площадке (летом);

  • релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

  • использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

 


 

^ 4.     Организация рациональной двигательной активности.

     Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

 

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

  • физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

  • сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

  • обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);

  • медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

  • включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

 

 Формы организации физического воспитания:

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

  • туризм (прогулки – походы);

  • дозированная ходьба;

  • оздоровительный бег;

  • физкультминутки;

  • физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

  • утренняя гимнастика;

  • индивидуальная работа с детьми;


Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Традиционные.

  • Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.

  • Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.

  • Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч).

  • Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

  • Занятия – зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (1 раз в квартал).

  • Занятия – походы.

  • Занятия в форме оздоровительного бега.

  • Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика).

  • Музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

  • Занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность  прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%.

  • Занятия с учётом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков.

Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

 

В перспективе:

  • Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки  и плоскостопия.

  • Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

  • Организация платных тренировочных секций (ритмика).

  • Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

 

 

 

 

^ 5.     Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

 

  • Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (четырёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.

  • Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

  • Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

  • Санитарно – просветительная работа с сотрудниками и родителями.



 

^ 6.     Создание представлений о здоровом образе жизни.

 

     Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

        Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

        Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

        Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

        Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

        Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

        Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

        Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

        Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

        Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 

^ 7.     Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

 

Принципы:

        выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;

       применение психолого – педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии;

        обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;

        создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом;

        обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;

        организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;

        использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

        рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;

        использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

 

     Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:

 

  • В детском саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.

  • Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

  • Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

  • Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

  • В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

  • Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальные руководители и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Ух, ты, Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Эстафета для сильных, ловких» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у  детей музыкальные спектакли.

  • Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.

  • Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.

  • Большая роль в псикоррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

 

 

 

Перспектива:

 

  1. Учить детей приёмам релаксации, выполняя упражнения не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.

  2. Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.

 

 

 

^ 8.     Коррекционно - педагогическая работа с детьми.

 

Цель:

Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

     Организация и проведение логопедической работы осуществляется логопедом детского сада в несколько этапов:

  • комплексное обследование речи детей;

  • отбор в индивидуальные подгруппы;

  • составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

  • обеспечение промежуточного и игрового контроля;

  • анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с детьми логопед участвует в  проведении круглых столов (консилиумов), ведёт консультативную коррекционно – педагогическую работу с родителями.

    


Перспектива:

  1. Организация платных услуг логопеда для неорганизованных детей.

  2. Подбор комплексов упражнений по логоритмике.


^ 9.     Лечебно - профилактическая работа.


     Осуществляет педиатр детского сада, медицинская сестра. В неё входят:

  • Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки.

  • Иммуномодуляторы: дибазол, элеутерококк.

  • Применение оксолиновой мази, глюконата кальция.

  • Дегельмитизация


Лечебно-профилактическую работу осуществляют педиатр детского сада, мед. сестра, заместитель заведующей по УВР, воспитатели. Она включает в себя:

  • Физкультурные занятия.

  • Подвижные игры и физические упражнения на улице.

  • Утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями.

  • Дыхательную гимнастику после сна.

  • Спортивные игры и соревнования.

  • Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.

  • Общекорректирующие упражнения.

  • Элементы психогимнастики, релаксации.

  • «Чесночные» киндеры

  • Фитонциды (лук, чеснок)



^ 10. Летне-оздоровительные мероприятия. 


Формы организации оздоровительной работы:

  • Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон без маечек, ходьба босиком;

  • Физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, спортивной площадке);

  • Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;

  • Закаливание стоп;

  • Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

 

Работа с педагогами.


     Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

  • просветительная работа по направлениям программы «Здоровый ребёнок» и т.д.;

  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

  • консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии;

  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.



Организационные методические мероприятия:

  • Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе.

  • Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного  учреждения.

  • Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.

  • Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

  • Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

  • Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

  • Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

  • Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.


Методические рекомендации по оздоровлению:

        Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

        Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

        Необходимо широкое использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

        Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

        Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

        Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.

        Беседы, валеологические занятия.

        Психологические тренинги.

 

Работа с родителями.

 

     Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

     Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

     Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

  • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

  • Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

     Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

  • Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

  • Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

  • Дни открытых дверей.

  • Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

  • Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

  • Совместные занятия для детей и родителей.

  • Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, психолога, медицинской сестры, врача).

  • Родительский всеобуч: клуб «Здоровый ребёнок».

  • Организация совместных дел.

 

     Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  • Структура семьи  и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).

  • Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

  • Стиль и фон семейной жизни, какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.

  • Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.

  • Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 

     Методы, используемые педагогами в работе:

    • Анкета для родителей.

    • Беседы с родителями.

    • Беседы с ребёнком.

    • Наблюдение за ребёнком.

    • Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

    • Посещение семьи ребёнка.

     С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  • Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

  • Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

  • Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

  • Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.

  • Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

  • Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

  • О питании дошкольников.

  • Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

  • Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

  • Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

  • Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

  • Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

  • Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

 

План на ближайшие 3 – 4 года.


  • Продолжить  проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.

  • Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

  • Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).

  • Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.

  • Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.



 

Ожидаемые результаты реализации программы.


  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

  • Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ  на всех уровнях.

  • Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении  здоровья дошкольников.

  • Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.


 


 

Кадровое обеспечение

программы «Здоровый ребёнок»

 

Заведующая ДОУ:

  • общее руководство по внедрению программы «Здоровый ребёнок»;

  • ежемесячный анализ реализации программы (дни регулировки, и коррекции – ДРК);

  • контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.


Заместитель заведующей по УВР:

  • нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый ребёнок»;

  • проведение мониторинга (совместно с педперсоналом);

  • контроль за реализацией программы «Здоровый ребёнок».


Медицинская сестра:

  • обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

  • определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

  • составление индивидуального плана реабилитации;

  • гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.


Воспитатели:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий;

  • пропаганда ЗОЖ;

  • определение показателей двигательной подготовленности детей;

  • закаливающие мероприятия;

  • физкультурные занятия;

  • пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

  • дыхательная гимнастика;

  • закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).



Педагог – психолог:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий;

  • коррекция отклонений в психическом развитии;

  • методы психологический разгрузки.


Логопед:

  • устранение речевого дефекта у детей;

  • предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).


Завхоз:

  • обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;

  • создание материально – технических условий;

  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый ребёнок».


Шеф – повар:

  • контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

  • проведение краткосрочной диетотерапии.


Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно – эпидемиологического режима;

  • помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.