microbik.ru
1

Тема занятия: Поведение оратора в аудитории.

Цель занятия: в ходе практической работы подвести учащихся к выводам о правилах поведения оратора в аудитории.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Тема нашего занятия «Поведение оратора в аудитории».

Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительнее, если оратор вообще известен как человек добродетельный. Слово предоставляется Журавлёвой Анне.


Звучит речь М.Т.Цицерона «Об ораторе». Оратор совершает много поведенческих ошибок: стремительно двигается по сцене, покачивается вперёд-назад, таращит глаза, смотрит то себе под ноги, то на потолок, комкает платок, почесывает нос, поправляет причёску, скованно стоит, все время улыбается и т.д.


- Понравилось ли вам выступление оратора?

- Что не понравилось?

- Давайте подробно поговорим об ошибках, допущенных оратором в аудитории.


^ Практическая часть:

1) Выход.

- Как по-вашему должен выходить оратор?

Итак, вы на сцене. Как вы будете вести себя? Что делать на сцене?

Перед вами на столе ситуационные задачи, посмотрите на задачу №1, прочитайте её, выберите правильные варианты поведения.

1. «Движение».

На сцене вы будете:

  1. постоянно расхаживать, как маятник;

  2. стоять как вкопанный;

  3. держаться как можно естественнее;

  4. «вцепитесь» в кафедру;

  5. если надо, подходить поближе к аудитории.


А руки? Что мы будем делать с руками? Они кажутся лишними, их некуда деть, они болтаются, как верёвки.

2. «Жесты».

Выберите правильные ответы:

  1. Буду держать руки в карманах;

  2. сложу руки на груди;

  3. буду использовать средние и малые жесты;

  4. прикроюсь как фиговым листочком;

  5. буду держать руки свободно;

  6. буду держать руки за спиной;


Владение «языком движений» - это во многом владение вниманием слушателей; движение – один из факторов внимания. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно хорошему оратору, ответил так: «Жесты, жесты и жесты». В ораторской практике принято выделять три ступени подвижности рук:

«малое» - рука поднимается не выше уровня локтя;

«среднее» - движение позволяет руке свободно двигаться в пределах линии плеч, не выше;

«большое» - движение допускает поднимание руки до уровня головы и выше.

Жест должен соответствовать смыслу фразы. Слишком частые, однообразные, суетливые движения рук воспринимаются отрицательно, раздражают слушателей. Смысл жестикуляции – уточнить мысль, оживить речь. Как вы думаете, можно заучить жест?

Направления движений рук сообщает о характере эмоций:

Подъём чувств выражается взлетающим движением;

Печаль, подавленность – падающим движением,

Безнадёжность, тупик – одновременное движение рук.

Если жестикуляция одной рукой начинает сопровождаться такими же синхронными движениями другой – интенсивность воздействия на слушателей резко возрастает.


^ Жесты – модификаторы. (жесты, меняющие «интенсивность» значения слов.)

  1. «Открытая рука» - ладонь обращена вверх о раскрыта.

  2. «Покрытая рука» - ладонь обращена вниз, движения от себя – значения неприятия.

  3. «Кулак» - объединение, угроза

Изобразительные жесты:

  1. Сближение кистей рук – объединение, расхождение – разъединение.

  2. Руки рисуют шар – обобщение, множество.

  3. указательный палец поднят вверх, пальцы сближаются «щепоткой» - суть, главное.

Регулирующие жесты:

  1. Указание на запястье – времени мало.

  2. Поднятая рука, согнутая в локте – внимание, призыв к тишине.


Немаловажное значение для эмоционального воздействия оратора на аудиторию имеет проблема владения своим лицом. По лицу можно судить об эмоциональных переживаниях человека. Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой, опустить и поднять веки, улыбнуться.

(Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные – более отчётливо выражены на левой стороне лица – правое полушарие управляет эмоциями, воображением, работа правого полушария отражается на левой стороне лица).

Для нас с вами интерес представляют губы. Губы особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении.

Может ли мимика оставаться неизменной от начала до конца выступления?

Мимика также, как и жесты, позы, должна использоваться к месту и в меру.


Перед выступающим всегда стоит задача создать аудиторию, т.е. превратить совокупность личностей в единый коллектив, обладающий единообразием в своей реакции на речь. Для успеха своего выступления риторика рекомендует оратору предпочесть стратегию «близости». Умение её осуществлять правильно называют «чувством аудитории» или коммуникативностью. Хороший оратор отличается от слабого отсутствием стены между собой и адресатом – тем, что он говорит не слушателям, а со слушателями.

(В истории нашей страны долго существовал период, когда оратор мог или даже должен был читать речь по написанному – «по бумажке». Первая фраза произносится со взглядом в зал, остальные просто читаются. Заключительная фраза сопровождается снова взглядом в зал. Это не устная речь, а письменная, но озвученная. В такой ситуации контакт с аудиторией отсутствует. Чувство аудитории проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: ещё при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушатели чувствуют, что сейчас говорить будут с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями. Этот эффект достигается с помощью разговорности речи, зрительного и слухового контакта. О разговорности речи мы будем говорить на других занятиях. Остановимся на других моментах.


Давайте вспомним, куда смотрела Аня при выступлении? И решим задание №3.


3. «Взгляд». Выберите правильный ответ на вопрос: Куда должен смотреть оратор при выступлении?

  1. на потолок.

  2. в пол.

  3. в пространство.

  4. на преподавателя, на ведущего собрание.

  5. на слушателей, переводя взгляд с одного на другого.

  6. бегать глазами по залу.


Правильно смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задержать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, но кого вы смотрите, его ответный взгляд. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону слишком долго. У слушателей создастся впечатление, что говорят именно с ним.


А как вы понимаете «голосовой контакт»? (Голос говорящего направляется вместе со взглядом. Следствием этого будет то, что вы будете говорить не слишком тихо, а именно так, как это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним.


Мы верно решили предложенные задания. Кажется, что мы это уже знали. Что же может нам помешать хорошо выступить, зная особенности поведения ораторов в аудитории.

В прошлом учебном году вы сдавали экзамен по химии.

Вспомните, что ощущали вы. Перед вами список :

  1. дрожат ноги и руки, появляется желание ухватиться за что-нибудь,

  2. из-за сокращения челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция становится неотчетливой, изменяется голос,

  3. во рту пересыхает, приходится все время глотать, на лбу выступает пот,

  4. учащение дыхания нарушает ритм речи – оратор задыхается, вынужден делать паузы не там, где это нужно.

  5. внимание рассредоточивается, легко наступает забывание.

  6. возникают бессознательные движения (манеризмы),



Перед вами на столах лежат определения к словам «страх», «волнение».


«Волнение» - сильная тревога, душевное беспокойство.

Основные показатели:

физиологические: усиление сердцебиения, учащение дыхания, увеличение минутного объёма циркуляции крови, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, возможны двигательное беспокойство, бессонница, дрожь.

Социально-психологические: озабоченность, нервозность, возможно как снижение, так и повышение умственной деятельности.

Волнение стимулирует активность субъекта. Побуждает к боле интенсивным и целенаправленным усилиям.


«Страх» - сильный испуг, боязнь.

Основные показатели: дрожание мышц тела, которое часто проявляется на губах, учащённое дыхание, сильное сердцебиение (кажется, что сердце выпрыгнет из груди), изменение кожных покровов, зрачки расширены. Страх может проявиться в бессоннице, болезни.

Социально-психологические: беспокойство, беспомощность, трусость, бессилие, замкнутость.

Каждый нормальный человек волнуется в соответствующей ситуации, но не каждый боится. Страх – эмоция подавляющая, угнетающая психику. Ничего хорошего ждать от неё нельзя. Но волнение , напротив, - эмоция тонизирующая, возбуждающая и при сохранении самоконтроля даже полезная. (Юлий Цезарь отбирал тех воинов, которые краснели , испытывая волнение, те, кто бледнел, переживал чувство страха.

Для говорящего волнение полезно. Тонизируя психику оно дает возможность «быть в ударе»., появляется эмоциональность речи, даже пафос. Значит, волнение – вполне благоприятный для успеха речи фактор. Подготовка должна научить вас снимать страх, а волнение использовать на благо.

Волнение полезно – обобщает риторика.


Какой способ борьбы со страхом вы предпочитаете?

^ Как бороться со страхом?

1 способ: предпочтительный – концентрация на положительном («Говорю себе, что у меня все получится»

2 способ: возможный – переключение («Слушаю любимую музыку, читаю любимую книгу, беседую с подругой и т.д.), санкционирование ( «Плачу, со слезами исчезает страх», «Спокойно пытаюсь понять причину страха»)

3 способ: нежелательный: игнорирование («Игнорирую свои чувства и переживания»), императив («Делаю свое дело и стараюсь не показать, как мне страшно».


Вы можете воспользоваться Памяткой для оратора.


Памятка для оратора:


  1. Если вы слишком погружены в собственные переживания, то подумайте о деле, о содержании речи.

  2. Если вы недооцениваете себя, то заставьте себя поверить, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить слушателям нечто важное и полезное.

  3. Если вы чувствуете, что вам не хватает опыта, то поучаствуйте в дискуссиях, больше общайтесь с друзьями.

  4. Если вы боитесь аудитории, то представьте, что перед вами хорошо знакомые, доброжелательно настроенные люди.

  5. Если когда-то вы пережили провал, выступая публично, то без паники проанализируйте причины. «На ошибках учатся».

  6. Руководствуйтесь установкой: что бы ни произошло, я все равно открою что-то новое в себе и узнаю о других. При таком отношении «провал» просто не существует! Каждый раз оказавшись перед публикой, я совершенствую свои навыки выступлений.

  7. Обязательно поблагодарите слушателей за внимание и предоставленную возможность изложить свои мысли.

А сейчас мы можем немного поупражняться в преодолении ораторского страха, умении пользоваться жестами, взглядом, двигаться по сцене.

(Упражнения на развитие ораторских жестов и т.д.)


Ребята, в начале нашего занятия мы слушали речь оратора, допускавшего много ошибок в своём поведении. Я думаю, что сейчас мы можем послушать ещё раз эту речь. Оратор, опираясь на полученные знания, попытается исправить все допущенные ошибки. (Звучит речь.)

- Как выступил оратор? Понравилось ли вам это выступление?

- какие ошибки в поведении оратора вы заметили?

Поблагодарим оратора за хорошее выступление.


Давайте подведем итог нашего занятия:

- Пригодятся ли вам полученные знания?

- Было ли вам интересно?

- Что вы можете добавить к тому, что сказано на занятии?


Конечно, не все становятся ораторами, но знания, полученные сегодня, я думаю, пригодятся вам в жизни. Вам, ребята, ещё предстоит сделать выбор: связать ли свою деятельность в будущем с ораторской деятельностью или нет.

Выбор за вами.


«Об ораторе».


Отчего так мало выдающихся ораторов? Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? Таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, ещё больше – на памяти наших отцов, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе.

Трудность красноречия! Это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее и рождается из очень многих знаний и стараний. И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, какую можно предположить, другую причину этого явления, кроме как обширность и трудность этого предмета?

В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить разнообразные познания, необходимо придать красоту самой речи, и все движения души необходимо изучить до тонкости. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, быстрота и краткость.

Поэтому перестанем недоумевать, отчего так мало людей красноречивых: мы видим, что красноречие состоит из совокупности таких предметов, из которых каждый в отдельности труден для разработки. Постараемся добиться, чтобы дети наши, чьи слава и достоинства нам дороги, полностью представили себе эту трудность задачи. По крайней мере , мнение таково, что невозможно быть достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук. (По М.Т. Цицерону)


«Поведение оратора в аудитории»


( занятие предпрофильного курса «Риторика» )


Преподаватель Ланцова Л.В.

МОУ СОШ №19.


г.Вышний Волочек. 2005 г.