microbik.ru
1



Литературный праздник

для детей 1 класса , посвящённый

творчеству С.Я.Маршака


Учитель: Калинина М.А.


Цели:

  1. Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.

  2. Развивать творческие способности детей в театральной сфере, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С.Я. Маршака.

  3. Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

● музыкальные записи для проведения игры, шапка с угощениями;

для зала: доска, на которой выставлены книги С.Я. Маршака, его портрет;

для инсценировки стихотворения «Перчатки»: перчатки, шапочки для котят;

для игры: мяч.

  • для инсценировки сказки6 костюмы для детей, домик.

  • презентация



Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».

Ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературный вечер. Но прежде чем его начать мне бы хотелось спросить: слышали ли вы такие стихи?

Где обедал воробей? –

В зоопарке у зверей.

Пообедал у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

А мохнатый рыжий львенок

Чуть не съел меня спросонок.


Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.


Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!


Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!


А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. ( слайды презентации ) Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, дома – интернаты (показывает портрет).

Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать.

Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные.

И он стал переводить стихотворения известных английский поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

Ребенок читает стихотворения С.Я. Маршака «Робин-Бобин».

Робин-Бобин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять коней и колоколен, -

Да еще и недоволен!


Это стихотворение, я уверена, вы прекрасно знаете и любите.


Потом Самуил снова вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…

Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».

Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».



Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто –

Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши –

Говорят ему: не ваши.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!




Стук в дверь. Вбегает Рассеянный…

(пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода)

Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:

Это что за остановка –

Бологое иль Поповка?

(Подходит к Ведущему, дергает за рукав)

- Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

(Опять оглядывается и испуганно восклицает)

- Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти)

Ведущий: Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный».

Рассеянный: Нет, Вы ошибаетесь, я из книжки «Мойдодыр».

Ведущий: Дети, вы только послушайте, что говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр»?

Дети: Нет!

Ведущий: Ну, что ты, Рассеянный! Ты опять все перепутал. Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.

Дети: Маршак!

Рассеянный: (огорченно) Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот.

Ведущий: Не расстраивайся! Оставайся у нас на празднике!

Рассеянный: Останусь, так и быть!

Этот трамвай мне как раз подойдет,

Может до нужной остановки довезет, а заодно и повеселюсь.

И пассажиры здесь все веселые(показывает на детей)

И вагоноуважатый хороший (показывает на ведущего), до вокзала довезет. А билет у меня в кармане, вот он (достает не глядя носовой платочек). Я его в буфете купил.

Ну что вы, дети, смеетесь? Ну что здесь смешного? Вы что, билет никогда не видели?(прячет платок в карман).

Ведущий: (смеясь) Ну, что же, Рассеянный, садись!

Самуил Яковлевич писал разные стихи. И в этих стихах рассказывал о разных вещах. Вот послушайте одно его стихотворение «Мяч».


Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Мяч».


Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот.

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо,

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и все!



Вот такой был этот мяч. А вы, ребята, с мячом любите играть? Давайте немного поиграем.

^ Проводится эстафета с мячом.

Самуил Маршак сочинял не только стихи, но еще и загадки.

Слушайте внимательно:


Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)


Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки)



В Полотняной стране

По реке Простыне

Идет пароход

То взад, то вперед.

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)


Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес,

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Тапочки)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Меня спроси,
Как я тружусь,
Вокруг оси
Своей кружусь. (Колесо)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)


Вот молодцы! Хорошо отгадывали. Теперь видно, что вы ничуть не рассеянные. Это очень хорошо! А даже если вы что-то потеряли, то это можно всегда найти. Правда? Вот наша кошечка со своими котятами сейчас вам это и расскажут.

Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»

Потеряли котятки

По дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

- Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

- Потеряли перчатки?

Вот плохие котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

- Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

- Отыскали перчатки?

Вот спасибо котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!


^ Зоосад Маршака”

(Ведущий подходит к выставке детских рисунков.)

Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных и детей учил этому трепетному вниманию к “братьям нашим меньшим”. О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее “Детки в клетке”. А вы нарисовали картинки к этой книге. Получился “Наш вернисаж”.

Посмотрите, какой у меня красивый мешок. Это-мешок загадок, в зверята из зоосада Маршака.

Ну а стихи к этим игрушкам вы прочтете сами.

(Дети читают стихи.)

Слон:

“Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две ,а все четыре!”

^ Жираф:

“Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок”.

Тигренок:

“Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!”
Белые медведи – “У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!”

Зебры:

“Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
Разрисованы лошадки
От копыт до головы”.

Верблюд:

“Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!”

Обезьянка:

“Приплыл по океану из Африки матрос,
Малютку обезьянку в подарок нам привез.
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах”.

Львята:

“Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко”.

^ Маршак - драматург

С. Я. Маршак сочинял для детского театра пьесы – сказки. Одной из них и была пьеса “Терем – теремок”. Её очень легко поставить на сцене. Что мы сегодня и сделаем. Но сначала немного отдохнём.

Физминутка. (Музыкальное сопровождение.)

Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.

– Кто в теремочке живёт?

– Кто кто в невысоком живёт?

– Кто кто в невысоком живёт?

(По очереди выбегают на каждый куплет дети в костюме лягушки, мышки, медведя и показывают движения физминутки.)

Инсценировка сказки. 

Танец - полька « Шарик Жучку взял под ручку»


Ведущий: Понравилась вам, сказка?

^ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКОРИНА

презентация

Рассеяный: Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо знаете произведения С.Я.Маршака! А сейчас отгадайте еще одну мою загадку: Кто сучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?

^ Дети: Это он , это он – ленинградский почтальон.

Рассеянный: Молодцы, ребята! Почтальон передал для вас письмо.

Учитель: Посмотрим, что там такое…

Ой, ребята, да здесь письмо и какие-то бумаги.

Учитель читает письмо.

^ Здравствуйте, ребята!

Если вы хотите жить интересно, много знать, научиться чувствовать и переживать, приглашаем вас участвовать в проекте «Успешное чтение».

Вместе с нами уже более 30 стран и около миллиона читающих детей и взрослых. Они каждые год путешествуют по морю книг, участвуют в различных интеллектуальных играх и конкурсах. Присоединяйтесь!

Вы согласны участвовать в этом проекте?

Вам выслали вот такие книги . Называются они «Портфели читателя». В них вложен список книг, который вам нужно прочитать.

Маршрутный лист

Выбрать книгу из списка литературы, прочитать ее.

Выбрать задание, выполнить.

Сдать учителю, получить БУК.

Бук- это лотерейный билет. За каждую прочитанную книгу и правильно выполненное задание к ней, вы получаете один БУК.

^ Ты прочитал 10 книг?


НЕТ? ДА?

Поторопитесь! Имеешь право на участие в СУПЕР-игре!

А то призы достанутся не тебе!

Дети:

- Как проследить сколько книг прочитал каждый?

Учитель:

-А для этого, у нас в классе, будет висеть вот такой стенд . Здесь видны свои результаты и результаты одноклассников. Все понятно!

-Ну, ребята. Вы очень порадовали меня. Надеюсь, что вы будете всегда дружить с книгой, как это делал С.Я. Маршак.

Ведущий: Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Встреча с произведениями Самуила Яковлевича Маршака – это праздник для детей.

А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые произведения С.Я.Маршака. Молодцы! А какой у нас рассеянный! Не знает, что ему надевать. То ли брюки, то ли гамаши, то ли пальто. А вместо шапки на ходу он надел сковороду! Вот смешно получилось! Надо бы ему шапку надеть (берет шапку рассеянного)! Ой! А что это тут , рассеянный, у тебя в шапке (достает из шапки конфеты)? Ребята, можно в шапке конфеты хранить? Правильно, нельзя. Вот какой рассеянный! Рассеянный, а может ты с нами поделишься? Смотри, как ребята старались сегодня. А в шапке у тебя очень быстро конфеты растают.

Рассеянный делится с детьми конфетами. Ребята получают угощение.

Ведущий: Подошел к концу наш литературный утренник, посвященный замечательному человеку С.Я.Маршаку. Просто удивительно, как хорошо вы знаете его творчество! А еще удивительней, как хорошо он знаком с каждым из вас. Помните, что у вас есть хороший друг – Самуил Маршак. Спасибо вам, ребята, еще раз! Спасибо нашим гостям! До новых встреч!

Дети уходят под музыку «Где водятся волшебники».