microbik.ru
1



Цели урока:

  1. Эстетическое и художественное воспитание учащихся.

  2. Заинтересовать учеников вопросами, которых коснулся И.С.Тургенев в цикле «Senilia».

  3. Дать представление об особенностях жанра стихотворения в прозе, сформулировать черты стиля Тургенева, проявившиеся в миниатюрах.


Задачи:

  1. Овладение навыками вдумчивого и внимательного чтения (пробуждение чувств, вживание в ситуацию, выявление авторской позиции, план чтения и техника произнесения).

  2. Активизация и пополнение знаний учащихся в области литературы.

  3. Развитие аналитических способностей учащихся.

  4. Подготовить к самостоятельному анализу стихотворения в прозе «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Вревской», «Довольный человек», «Путь к любви» и другие.

  5. Дать ключевые знания для написания сочинения-миниатюры.


Оборудование:

Портрет И.С.Тургенева.

На доске написано число, тема урока, эпиграфы.

Мультимедийный проектор.

Слайды, подготовленные самим учителем.


^ Задание к уроку:

  1. Повторить определения: эпитет, сравнение, метафора, гипербола.

  2. Прочитать стихотворения в прозе Тургенева. Некоторым ученикам раздаются стихотворения индивидуально для анализа.

  3. Выявить основные элементы сюжета.

  4. Подумать над тем, какие произведения понравились больше, запомнились и почему.

Класс готовится к беседе по плану (так задаётся общий алгоритм для работы над произведением): темы, идеи стихотворения; образы; поэтика (художественные средства) стихотворения в прозе.


Учитель обращает внимание учеников на особенность чтения произведений данного жанра: медленное, вдумчивое, неоднократное. Вопрос о том, почему так происходит, является на уроке ключевым.


Эпиграфы:

«Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева. Н.М.Шанский.


«Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и благородного». Ги де Мопассан.

Эпиграфы записываются в тетради.


^ Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с замечательными произведениями И.С.Тургенева и обратимся к новому для нас жанру-стихотворению в прозе. Вы прочитали некоторые произведения и обратили внимание на их необычность.

Цикл «Senilia» (или в переводе с латыни «Сновидения старца», «Старческое») посвящен философским раздумьям писателя о жизни, о человеке, о себе. Как видим, произведения имеют серьезное содержание. Создается этот цикл в тягостную пору общественной страны и личной жизни самого писателя - в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости и болезни. Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания выразил на склоне лет писатель в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев сумел сказать многое в своих поэтических миниатюрах.

Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние годы Тургенева посвящены «по необходимости» теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Однако не эти скорбно-элегические очерки составляют художественную и содержательную святая святых «Стихотворений в прозе». Наиболее яркие и чудесные «этюды с натуры»-жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в Человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотверженность и милосердие.

Прочитаем с вами некоторые из стихотворений и попробуем разобраться, почему автор назвал их так необычно - стихотворения в прозе. Сравним черты, присущие поэзии и прозе, и подойдем к определению жанра стихотворения в прозе.


^ Несколько учеников читают стихотворения из цикла «Старческое».

После чтения каждого стихотворения делается краткий анализ с определением темы, идеи, образа и художественных средств.


Рассматриваемые стихотворения: «Щи», «Воробей», «Порог», «Два богача», «Памяти Вревской», «Довольный человек», «Как хороши, как свежи были розы…» (Можно взять другие стихотворения.)

^ Примерный анализ некоторых произведений.


«Щи»

  1. »). Тема: чувства барыни и крестьянки.

  2. Идеи: относительность выражения чувства у разных людей, что связано с различием ценностей. Тема рока, судьбы.

  3. Образы: крестьянка, барыня.

  4. Художественные средства: противопоставление, эпитеты(впалые щеки, «наболевшие»глаза), сравнение, гиперболизированная метафора(«с живой меня сняли голову


«Воробей»

  1. Тема: любовь, которая движет жизнью. Способность любящего существа пожертвовать даже жизнью ради другого.

  2. Идея: единство человеческого мира и мира природы.

  3. Образы: охотник, пес Трезор, молодой воробей, старый воробей.

  4. Художественные средства: эпитеты( воробей «взъерошенный, искаженный», «отчаянный и жалкий» писк и др), олицетворение (воробей мыслит, собака понимает); гипербола(«каким громадным чудовищем должна ему казаться собака»); сопоставление(мир природы и мир человека).


«Порог»

Учитель. Это стихотворение в прозе написано в мае 1878 года. Непосредственным поводом к его написанию, вероятно, явился процесс народницы Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова 24 января 1878 года. Тургенев хотел показать, какое активное участие принимали женщины в русском революционном движении. Теперь нам становятся понятными слова о жертвенности и о преступлении, которое является частью этого принесения себя в жертву.


  1. Тема: полное отречение от всего во имя великой цели.

  2. Идея: возможность разного восприятия жертвы во имя великой цели.

  3. Образы: девушка перед громадным зданием, голос «из глубины здания», ещё Кто-то, чей голос «принесся откуда-то в ответ».

  4. Художественные средства: эпитеты («громадное» здание и др.), символические образы, противопоставление.



Для выполнения специфических черт жанра стихотворения в прозе составляется таблица, которая заполняется на доске учителем при активном участии учащихся.



^ Характерные черты

поэзия

проза

метр

+

-

ритм

+

-

рифма

+

-

способ размещения на листе

строфы (все строки красные)

сплошной текст

выражение мысли

краткость

развернутость

значение слова

многозначность

сужение смысла до одного

задача слова

передать чувства (создает особый мир взаимодействия слов и стихотворной формы; нет фабулы)

передать сюжет, вызвать представление (пересказ романа возможен, стихотворения-нет)

специфика повествования

слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

изображение речи персонажей, диалогичность












^ Формулировка определения жанра стихотворения в прозе с помощью составленной таблицы и опыта прочтения цикла Тургенева (определение «выстраивается» совместными усилиями учителя и учеников).

Составляется примерное, адаптированное для школы определение, за основу берется определение, данное в Краткой литературной энциклопедии.


Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма и рифмы: небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ( «Щи», «Старуха», «Воробей»).


Вывод.

Кроме стихотворных произведений и прозаических, существует жанр стихотворения в прозе, сочетающий в себе черты стихотворений и прозы. Произведения рассмотренного на уроке жанра передают настроение, состояние лирического героя.

Темы, которые затрагиваются Тургеневым в цикле «Senilia» разнообразны. Попробуем объединить их в кластере ( Кластер см. в приложении )

^ Ключевые вопросы заключительной беседы:

  1. Почему стихотворения в прозе И.С.Тургенев называет по-латыни «Senilia», а не по-русски «старческое» , «стариковские сны»? («Senilia»- звучное, возвышенное, таинственное, а не «старческое»- явный прозаизм; писатель стремится дать не только смысловое определение, но и то, что мы называем поэтической формой.)

  2. Каким стихотворением заканчивается цикл стихотворений в прозе? Как вы думаете, почему? ( «Русский язык». Ученики дают полный ответ.)



^ Заключительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев вошел в русскую литературу как поэт, затем в его прозе мы встретим много поистине поэтических строк, очень любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво «звучат» его произведения. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами Иван Сергеевич облек в форму стихотворений в прозе, с которыми мы и познакомились сегодня. Возможно, некоторые из вас обратятся к полным мудрости строкам в будущем.

И.С. Тургенев обращался и к другим жанрам и формам в своих миниатюрах: анекдоту, рассказу, легенде, сказке, видению, некрологу, гимну. Но даже эти различия не мешают возникновению общего чувства целостности цикла И.С.Тургенева, несмотря на тяготение одних стихотворений к «прозе», а других - к «поэзии».


^ Домашнее задание: (два варианта; обязательна запись на доске и копирование записи учениками в тетрадь):

1-й вариант: Проанализировать по плану, использованному на уроке, стихотворения в прозе: «Два богача», «Довольный человек».

2-й вариант: Сравнить в сочинении- миниатюре стихотворения в прозе Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» со стихотворением Игоря Северянина «Классические розы».

^ Классические розы

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Мятлев, 1843 год.

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!


Прошли лета, и всюду льются слезы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!


Но дни идут - уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы

Моей страной мне брошенные в гроб!


МОУ «Таутовская СОШ»


«Стихотворения в прозе»

И.С.Тургенева


Конспект

урока русской литературы

в 10 классе


Разработан учителем

русского языка и лит-ры

Герасимовой Н. Г.


2008 год