microbik.ru
1

МОУ СОШ №1








Учитель русского языка

и литературы

Кутовая Любовь

Константиновна


с. Новоселицкое, 2008 г.

С. № 20-22; Р. § 2, № 8/3/.

Цель:

1. Обучающая: обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме «Предлог».

2. Обратить внимание на уровень сформированности умения определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи; на точное в смысловом отношении использование предлога как лексической единицы: умение выбрать единственный конкретный предлог из всех предлогов одного разряда, в т.ч. из предлогов-синонимов, соблюдая при этом лексическую сочетаемость предлогов.

3. Повторить предлог в грамматическом, орфографическом и речевом аспектах.

4. Воспитывающая: задействовать на уроке весь ученический коллектив, отдавая дань лидерам и в то же время ставя посильные задачи перед остальными ребятами; воспитывать уважительное, бережное отношение к русскому языку.

5. Развивающая: помочь учащимся реализовать свои способности в прикосновении к тайнам науки, учить ребят логически мыслить.

Оборудование и дидактическое пространство: презентация, раздаточный материал.

^ СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, чтение эпиграфов, девиза урока.

2. Определение цели урока самими учащимися.

3. Проверка домашнего задания, работа у доски, индивидуальные карточки-задания.

4. Фронтальный опрос. Коллективная деятельность учителя и учащихся,

информационный центр.

5. Групповая работа (корректурные упражнения).

6. Дифференцированные творческие задания.

7. Рефлексия (контрольная самооценка учащихся). Слово учителя.

^ ХОД УРОКА.

1.Запись на доске: тема, эпиграфы.

«Предлоги – это «словечки отношений». В.А. Богородицкий

«По происхождению это калька с греческого языка, буквальный перевод которой значит «перед словом». И.И. Срезневский

Девиз: «Не около, а со всеми! Не поблизости, а среди! Р.Рождественский. Стих. «Линия».

На---С; В---Из – антонимичные предлоги. Вследствие, ввиду, насчёт, вроде, наподобие, вместо.


2. Слово учителя. Мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким ее подразделом мы начали знакомство?
Дети .Служебные части речи.

Учитель. Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать с высказываниями и определить, истинные они или ложные. Если высказывание истинное – вы показываете знак (+), если ложное – знак (–).
1. Служебные части речи – это слова, у которых нет лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения (+).
2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы (–);

3. Предлог – служебная часть речи, которая вместе с падежным окончанием существительных является грамматическим средством для связи слов в предложении (+).
4. Все предлоги в русском языке – непроизводные слова (–); есть и производные предлоги, которые образовались от других частей речи, например, от существительных и наречий.
5. Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно (–); предлоги со словами пишутся только раздельно.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал.

Я прошу вас определить цели урока, вспомнив первый урок, когда мы только приступали к изучению предлога и определяли свои перспективные задачи. Правильно! Повторим изученное о предлоге, использование в речи предложно-падежных форм, правописание предлогов, их отличие от самостоятельных частей речи. Информационный центр нашего урока содержит таблицы, справочные материалы, вы работали дома над творческими домашними заданиями. Звучит мелодия песни – гимна о дружбе. Запись в тетрадях.

3. Углублённое повторение теоретических сведений, проверка домашних заданий по выбору учащихся.

1. Перед вами демонстрационный планшет «Правописание предлогов». Откройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы-буквы. Задание выполняется по выбору, в соответствии со степенью сложности. Рассмотрите рисунок на планшете: гласная Е пишется в конце слов в течение, в продолжение, если они сочетаются со словами, обозначающими временной отрезок, и если к этому сочетанию можно задать вопрос как долго? Если слова имеют значение вещественности, предметности (течение воды, реки, продолжение повести и др.), то эти слова являются именам существительными, имеют окончание е, если отвечают на вопрос куда? (вглядываться в течение ручья).

Итак, 1й уровень – списать слова, 2й – составить словосочетания, например, 1я запись на планшете:

  1. Орфорамма-пробел. Условием наличия пробела является происхождение предлогов от существительных с предлогом: слушать в течение урока, ждать в продолжение часа, отсутствовать в связи с переездом, находить в области предположений, заниматься в целях защиты.

  2. Учитель. Итак, почему же можно ошибиться в правописании таких слов, как в течение, в продолжение, в заключение?
    Дети. Потому что это производные предлоги, которые похожи на существительные, и, не зная точно, к какой части речи они относятся, не напишешь верно гласную на конце.
    Учитель. Как же нам действовать, если встретятся такие слова? Давайте выработаем свой алгоритм действий.
    Под руководством учителя выстраиваем алгоритм (окончание существительных дописывается, когда проработаны следующие примеры). Обращается внимание, что правописание предлогов совпадает с формой существительных в В. п., т.к. они образовались от существительных в В. п. с предлогом!

СХЕМА



Учитель. Проверьте: работает ли наш алгоритм? Вставьте в слова пропущенные буквы, запишите предложения:
^ В продолжени_ повести я не узнал любимого героя. В продолжени_ вечера она говорила только о нем. Автор внес изменения в продолжени_ романа.

2. Небуквенные: орфограммы-контакт: условие отсутствия пробела в производных предлогах – это их происхождение непосредственно от наречий: не поехать вследствие плохой погоды, узнать насчет поездки, прекратить ввиду отъезда, ничего впоследствии не слышать, идти навстречу ему, решиться несмотря на трудности, верить вопреки слухам, работать наперекор судьбе.

3. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения: № 814 (2е предложение).

Проверка письменного домашнего задания. Индивидуальные карточки (взаимопроверка).

4.. Коллективная деятельность учителя и учащихся. Фронтальный опрос.

1. В чём отличие самостоятельных и служебных частей речи? (Предлоги связывают самостоятельные части речи, вместе с окончаниями выражают различные смысловые отношения, не изменяются, не являются членами предложения.

2. Что такое предлог? (Выражает зависимость сущ., прил., числительного от др. слов в словосочетании. Предлоги делятся на 6 разрядов).

3. Составьте словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор; Составьте словосочетания с антонимичными предлогами, указанными на доске.

4. Помня о том, что предлог по употребляется с формой предложного падежа имени сущ. (по приезде в город), а в значении причины – с формой дательного

падежа (по предписанию врача) составьте примеры использования предлогов в речи: по (окончание) работы, по (истечение) срока, по (прибытие) домой, по (выход) на работу, по (приезд) на каникулы, по (усвоение) правила.

5. Добавьте, где нужно букву н после предлога: без (его), и (им), о (ей), возле (его), около (их).

^ Буква н добавляется к местоимению 3 л. после непроизводных предлогов на согласную и после некоторых производных предлогов от наречия (около, возле, мимо, впереди).

^ Буква н не добавляется после большинства производных от наречия предлогов, отыменных, а также в местоимениях 3 л. со сравнительной степенью прил. и наречия (красивее её, лучше его).

Скажите, в чём ошибка ученика, сказавшего, что в сочетаниях о якоре, о юге, о ёлке, о ели нужно употребить предлог об, т.к. существительное начинается с гласной.

6. Укажите к каким частям речи относятся слова-омонимы: благодаря друга за услугу – благодаря удачным обстоятельствам; несмотря на дождливую погоду – не смотря по сторонам: предлоги, производные от деепричастия (несмотря на и невзирая на) пишутся слитно, в предлоге деепричастие теряет свое лексическое значение «не считаясь», «не обращая внимания». Чтобы отличить предлог от деепричастия можно: опираясь на лексическое значение, учитывать роль в предложении, перестроить предложение, проясняя уступительное значение, вносимое предлогом (несмотря на погоду – хотя была непогода бегать вокруг дома – вокруг было тихо; вблизи школы – вблизи никого нет, проехать мимо парка – проехать мимо).

Зависимая часть состоит из одного слова. Это слово – наречие, т.к. обозначает место. Если из зависимой части словосочетания можно убрать имя сущ. (местоимение), а словосочетание сохраняет смысл, то слово – наречие и производный предлог пишется без пробела – так же, как и наречие, от которого оно произошло.

Информационный центр. Что нового вы узнали о предлогах?


5. Сейчас, ребята, работаем по группам, повернитесь лицом друг к другу. На столах у вас задания: отредактируйте текст. Исправьте ошибки в употреблении предлогов. Коррекционные упражнения. Помогите друг другу, работая в группе объясните, в чем ошибка.

Меня просили объяснить о роли режима дня. В своём сообщении я подчеркиваю, о важности грамотного письма. Мы видим о том, что происходит в классе. Я забыл оплатить вовремя квартиру. Описывая о путешествии, он забыл сказать о времени года. Он неправильно указал о большинстве орфограмм.


6. Дифференцированные творческие задания. Я предлагаю вам на выбор 3 типа заданий, отличающиеся степенью сложности.

а) № 819.

б) № 821.

в) К любым, выбранным вами из учебника предлогам, трудным в написании, составить таблицу, схему, рисунок, которые могли бы помочь в последующем. Пример такого занимательного рисунка показан на планшете. Эти задания и будут вашим домашним заданием.

7. Скажите, ребята, кто доволен собой? Чьи ответы понравились больше всего? У вас хорошая самооценка.

Спасибо за работу. Мне было очень приятно.