microbik.ru
1



  • Цель: мысленно пройти путем Филеаса Фогга и подтвердить (или опровергнуть) возможность путешествия вокруг света за 80 дней.

  • Задачи: изучить произведение Жюль Верна «Вокруг света в восемьдесят дней», начертить карту, проложить маршрут, определить расстояния между основными пунктами путешествия, уточнить виды транспорта и оценить их скорости во времена Жюль Верна, представить отчет путешествия, определить условия, при которых Филеас Фогг не выиграл бы пари; определить, сколько времени затратили бы на это путешествие сейчас, пользуясь современными видами транспорта.









Расчет расстояний и общего времени движения При расчетах среднюю скорость поезда взяли 32,2км/ч (20 милей в час), пакетбота – 18,52км/ч (10милей в час). Морская миля в час 1,85км/ч, миля в час 1,61км/ч



^

Расстояния между основными пунктами и скорости различных видов транспорта по произведению Жюль Верна «Вокруг света в восемьдесят дней»



^ Условия, при которых Филеас Фогг не выиграл бы пари. Филеас Фогг не выиграл бы пари, если : -он двигался на запад; -иногда не сопутствовал ветер; -в кармане было всегда недостаточно денег, чтобы нанять судно, заказать поезд, купить слона или судно, заплатить залог за себя и Паспарту; -не выдержал мост через Медисин- Боу , который они проехали на поезде со скоростью 100 милей в час; -кондуктор послушался полковника Проктора и остановил поезд на станции Плам – Крик; -не было рядом ловкого и гибкого гимнаста (его слуги Паспарту); -не нашелся человек, предложивший ехать на санях, которые вовремя доставили в Омаху от станции форта Корней, поезд был готов к отходу; -на судне « Генриетта» почти весь экипаж не перешел на сторону Филеаса Фогга (вместо того, чтобы плыть в Бордо, судно идет на Ливерпуль); -вор был пойман не вовремя.



^

Расчет времени путешествия современными видами транспорта 1. Таблица скоростей некоторых современных видов транспорта (максимальные)





Выводы по результатам работы над проектом. 1. Изучая литературу по видам транспорта в 1870-ые годы, мы выяснили, что основными видами транспорта в это время были парусные суда, различные пароходы, развивался железнодорожный транспорт. К концу XIX века уже появились конкуренты паровой машины: в девяностые годы практически одновременно были созданы паровая турбина и двигатели внутреннего сгорания легкого и тяжелого топлива (бензиновый и дизель). Появление на судах паровых котлов, установленных над топкой, потребовало замены деревянного корабельного корпуса на железный, в 70-е годы начинают использовать судостроительную сталь. Корабли все же были недостаточно прочны и живучи, были трудно управляемы. Скорость кораблей была от 8-12 узлов, мы при расчетах взяли 10 узлов. В.1858 году в Милвоне (Англия) был построен корабль- голиаф XIX века « Грейт Истерн» водоизмещением 32 тысяч тонн. Он пересек Атлантику за 11 дней 14 часов. Если считать расстояние 5550 м то средняя скорость была около 20 км/ч (при расчете времени мы это учли). По техническим характеристикам он мог иметь ход до 14 узлов(25,6 км/ч). Однажды среди пассажиров этого корабля оказался писатель Жюль Верн. Но корабль совершил немного рейсов. Из Грейт Истерна сделали кабелеукладчика в 1877 году. Изобретение паровоза связывают с именем Джорджа Стефенсона. Паровоз Стефенсона «Ракета» мог тянуть поезд со скоростью до 21 км/ч, с одним пассажирским вагоном -38 км/ч, порожняком до 48 км/ч. При расчете времени мы скорость поезда взяли 32,2 км/ч.Имеются сведения в Интернете, что из Сан-Франциско до Нью-Йорка можно было проехать за 6 суток (vср= 31,5км/ч), от Бомбея до Калькутты за 66 часов (vср= 30км/ч) 2. Общее время путешествия у нас 82, 27дней, не считая остановок и погодных условий, поломок машин и др. При расчетах мы взяли примерные средние скорости техники 1870-ых, т. к. события в произведении происходят в 1872 году. Если учесть, что при движении на восток нужно вычесть один день, то путешествие совершится за 81,27 дней. Считаем, практически в 1870-ые годы за 80 дней совершить можно только при максимально возможных скоростях по техническим данным. 3. После отдельных разрозненных работ и исследований началось планомерное теоретическое обоснование кораблестроения. Началом новой эпохи следует считать постройку в 1872 году в Англии опытового бассейна. Эксперименты привели к улучшению конструкции кораблей, разработаны новые формы носа и корма и др. Увеличивается и скорость кораблей и поездов. Например, паровоз «Стефенсон» мог развивать скорость до 80,5 км/ч. Создаются условия для совершения путешествия за 80 и меньше суток. (В 1889 году американка Нелли Блай (Элизабет Кошрейн) проделала кругосветное путешествие за 72 дня, потом в 1891 году она еще два раза объехала вокруг света.) 4. В современное время, путешествуя поездами и судами, можно совершить путешествие по нашим расчетам примерно за 22 дня, самолетами – за 1,87 дней (менее чем за 80 часов) , если двигаться непрерывно (в зависимости от дальности полета самолета это время немного увеличится).



Литература. 1.А.С. Иванов, А.Т. Проказа. Мир механики и техники. М. Просвещение.1993. 2.Феликс Лев. Из чего все. 1977. 3.Виктор Калинов. Российский флот. Изд-во «Белый город» 2004. 4.А.П. Ляликов, В. А. Саруханов. Корабли, автоматы, роботы. - Ленинград. «Судостроение» 1985. 5.Святослав Сахаров. История корабля. - Москва.1990. 6.М.Н.Алексеева. Физика - юным.- Москва. Просвещение. 1980. 7.Борис Зубков. Энциклопедический словарь юного техника. Педагогика. 1987. 8.Сведения из Интернета.