microbik.ru
1




Цель: развитие системы гражданско-правового воспитания, повышение правовой культуры учащихся.

Задачи:

  • Через диагностику участников общеобразовательного процесса выявить степень усвоения правовых норм, знания нормативно-правовых документов, законодательных актов Российской Федерации;

  • ознакомить учащихся с правовыми актами государства;

  • продолжать воспитывать уважительное отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

  • прививать навыки законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

  • усваивать основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания;

  • способствовать социализации старшеклассников и профессиональному самоопределению.

  • Создание и развитие системы реализации и защиты прав детей в школе и семье

Основание для проведения: 60-летие принятия Декларации прав человека, выполнение плана воспитательной работы школы, профилактика правонарушений.

Технологии: интерактивные, информационно-коммуникационные

  • способствуют созданию доброжелательной атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения учащихся, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества;

  • основываются на свободе выбора, обратной связи, непрерывном общении.

Сроки проведения: 20 ноября – 1 декабря 2008 года.

Ожидаемые результаты:

  • знание основных документов по правам человека а так же Декларации прав учащихся школы;

  • формирование устойчивого интереса к знанию и соблюдению прав и обязанностей;

  • выявление творчески работающих педагогов;

  • формирование дружных коллективов, занятых общим делом;

  • развитие толерантности в школьном сообществе;

  • создание «Методической копилки» для классных руководителей, по гражданско-правовому воспитанию с использованием ИКТ;

  • совершенствование ученического самоуправления;

  • снижение количества правонарушений учащихся школы.

Участники:

  • творческая группа, состоящая из педагогов, филологов, учителей истории, обществознания, права, информатики, изобразительного искусства, педагогов – психологов, классных руководителей;

  • совет старшеклассников;

  • Совет дела;

  • учащиеся 5-11-х классов.

Атрибутика: бэйджи, бантики желтого цвета (цвет, символизирующий оптимизм, активность, добрые намерения участников).

Зрительный ряд:

  • книжные выставки;

  • плакаты;

  • сочинения «Мир детей в пространстве мира взрослых»;

  • компьютерные презентации, открытки;

  • информационные плакаты «Права и свободы человека», «Насилие и Закон»;

  • листовки, буклеты «Шпаргалка для тинейджера».

Используемая литература:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Закон «Об образовании»;

  3. ФЗ от 24июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  4. ФЗ Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  5. Областная целевая программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Смоленской области на 2007-2010 гг.» (выдержки);

  6. Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков в Смоленской области на 2006-2009 годы»

  7. Международные правовые документы: «Конвенция прав ребенка», «Декларация прав человека», резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские руководящие принципы);

  8. Т.А. Архипова. Подростки XXI века. Помощь в кризисных ситуациях/сборник методических рекомендаций. Выпуск 3. Смоленск 2008 г.

  9. Программа правового центра;

  10. «Право в школе», № 1, 2008 г.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДЕКАДЫ «МИР ТВОИХ ПРАВ»

(20 ноября – 10 декабря)


п/п

Мероприятия

Участники

Ответственные

Время проведения

1

Конкурсы для учащихся




Конкурс компьютерных открыток по Конвенции о правах ребенка «Имею право!» (иллюстрации к статьям конвенции)

8-11 классы

С.В. Куринная

Н.Н. Мордакина

Ноябрь- декабрь

Конкурс компьютерных презентаций «Знаю. Умею. Действую» (одна статья конвенции с иллюстрациями + информация о том, как и где, может быть реализовано данное право)

9-10 классы

Н.Н. Мордакина


Ноябрь-декабрь

Конкурс сочинений на тему «Мир детей в пространстве мира взрослых»

8-11 классы

Н.А. Лесная

А.И. Фатерина

И.В. Шлемина

Сдать к 8 декабря

«Правовой вернисаж» (конкурс плакатов,

фотографий, «Конвенция о правах ребенка: детский взгляд»)

4-11 классы

В.В. Сенькина

А.А. Джеланова

Сдать до 1 декабря

2

Классные часы, внеклассные мероприятия «Азбука права»




Городская инсценированная пресс-конференция по правам человека

10, 11 классы

Г.Н. Фомичева

В.В. Сенькина

17 декабря

«Сказка ложь, да в ней намек»

3 - 4 классы

Г.И. Михайлова

Совет старшеклассников

3 декабря

Игровая программа «Имею право»

5-6 классы

В.С. Голдилова

4 декабря

Литературно-поэтическая композиция «Три ступени, ведущие вниз»

7-8-е классы

Т.С. Горякова

5 декабря

Правовая игра «Последствия мелкого хулиганства»

8-е-9-е классы

Р.И. Писарева

8 декабря

3

Уроки обществознания и права




Урок «Права человека» (общегородское мероприятие)

1-11-е классы

Классные руководители

10 декабря

Викторина по правам человека

7 – 8 классы

В.С. Голдилова

10 декабря

Просмотр презентации «Конвенция о правах ребенка»

5-6 классы

В.В. Сенькина

20 ноября

Деловые игры и конкурсы по праву («Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека», «Конституция России - основной закон страны»)

5-11 классы

В.В. Сенькина

В.С. Голдилова

И.С. Дюкарева

20 ноября

24 ноября

11 декабря

Анкетирование учащихся

8-11 классы

Г.Н. Фомичева

24-28 ноября

4

Акция «Каждый правый имеет право»




Работа пресс-центра «Перекресток мнений»: проведение опросов, анкет, информационных срезов, выпуск листовок и подбор материала для диспута

1-11 классы,

педагоги,

родители

Совет дела

1-5 декабря

Выпуск информационного плаката «Насилие и закон»

10-11 классы

Совет старшеклассников

21 ноября

Подготовка и проведение радиопередач «Знаешь ли ты?»

1-11 классы

Совет дела

А.А. Архипов

21, 28 ноября

5,10 декабря

Работа Почты откровений

Для всех участников 0У

10,11 классы Педагоги

Г.Н. Фомичева

20 ноября

1 декабря

Распространение печатных материалов «Шпаргалка для тинэйджера»

Совет старшеклассников,

Совет дела

Во время акции

Диспут-клуб «Конфликтная комиссия - возможность договариваться»

Н.А. Лесная

А.И. Фатерина

2 декабря

5

Работа с педколлективом




Просмотр презентации «Конвенция о правах ребенка»

Для педагогического коллектива школы

В.В. Сенькина

24 ноября

Информирование об основных документах, регламентирующих права ребенка

И.С. Дюкарева

1 декабря

Анкета «Я и мои права»

Г.Н. Фомичева

24-27 ноября

Обсуждение механизма реализации основных прав человека в рамках ОУ

В.В. Сенькина

Г.Н. Фомичева

1 декабря

Консультации по проведению классных часов

В.В. Сенькина

Во время акции

6

Подведение итогов Декады. Концерт «Честь имею!»


Положения


1. «ПРАВОВОЙ ВЕРНИСАЖ»

для 5—11 классов

Участники: 5—11 классы.

Сроки проведения: с 1 по 7 декабря.

Условия участия: работа выполняется на листе формата A4 в любой технике (коллаж, аппликация, рисунок любыми материалами, комиксы, граффити и пр.), работа должна раскрывать содержание одной из статей Конвенции по правам ребенка. Работы сдаются до 7 декабря в к. 209.

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря в актовом зале школы.


2. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

«МИР МОИХ ПРАВ»

Участники: 8—11 классы

Сроки проведения: 1—8 декабря

Описание конкурса:

1. Конкурс компьютерной графики на тему «Сказка ложь, да в ней намек» для учащихся 2—6 классов. Проиллюстрировать сказку с точки зрения действующего законодательства России.

2. Конкурс компьютерных плакатов на тему одной из статей Конвенции о правах ребенка для учащихся 7—11 классов.

3. Конкурс компьютерных открыток и значков «Шпаргалка для тинейджера: права человека». Содержание: краткое изречение, лозунг в защиту детских интересов, права на свободу мысли, на наличие собственной территории и т.д. Например: «Моя комната — моя крепость», «Мы пойдем своим путем», «Хорошие отметки — еще не признак хорошего человека» и т.д.

Условия участия: работы сдаются в распечатанном виде на листе А4, в кабинет информатики или к. 328 до 8 декабря. Работа обязательно должна быть подписана.

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря в актовом зале лицея. За каждую работу начисляется одна золотая карта, призовые места отмечаются следующим образом: 1-е место — 4 золотые карты, 2-е место — 3 золотые карты, 3-е место — 2 золотые карты.


3. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

«ЗНАЮ. УМЕЮ. ДЕЙСТВУЮ»

для 8—11 классов

Участники: 8—11 классы

Сроки проведения: 20—5 декабря

Условия участия: презентация иллюстрирует одну или несколько статей Конвенции по правам ребенка, дает информацию о том, как и где может быть реализовано данное право.

Презентация должна содержать не менее 10 слайдов. Устный комментарий приветствуется. Защита и демонстрация презентаций пройдет 8 декабря в кабинете информатики. Для участия необходимо до 8 декабря сдать заявку.

Награждение: подведение итогов проводится 10 декабря в актовом зале школы. За каждую работу начисляется одна золотая карта, призовые места отмечаются следующим образом: 1-е место — 4 золотые карты, 2-е место — 3 золотые карты, 3-е место — 2 золотые карты.

4. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ 8—11 КЛАССОВ

Тема: «Мир детей в пространстве мира взрослых».

Участники: учащиеся 8— 11 классов.

Сроки проведения: с 20 по 6 декабря.

Раскрытие темы через поиск ответов на вопросы:

  • Какие международные документы защищают права детей?

  • К чему призывают эти документы?

  • Какие права ребенка закрепляют эти документы?

  • Кто обязан защищать детей и подростков?

  • Какие права детей нарушаются в повседневной жизни?

  • Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

  • Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения собственного мнения?

Условия участия в конкурсе: работы сдаются своему учителю русского языка и литературы до 6 декабря.

Награждение: подведение итогов проводится 14 декабря в актовом зале лицея. За каждую работу начисляется одна золотая карта, призовые места отмечаются следующим образом: 1-е место — 4 золотые карты, 2-е место — 3 золотые карты, 3-е место — 2 золотые карты.

5. ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

для 8—11 классов

Тема: «Конфликтная комиссия — способ договариваться».

Цель: создание условий для проявления учащимися позна­вательной активности в области защиты прав человека.

Задачи:

  • Выявить личный опыт учащихся.

  • Предоставить возможность выразить его социально приемлемыми способами.

  • Дать возможность согласовать опыт каждого с иным опытом.

  • Обобщить получившийся результат.

Методы:

  • Ролевая игра.

  • Работа в группах.

  • Мозговая атака.

  • Создание метаплана.

  • Рефлексия путем написания синквейна.


Реквизит:

    1. Жетоны четырех цветов.

    2. Карточки для жеребьевки «учителя — ученики».

    3. Маленькие листочки по количеству учащихся.

    4. Листы А4, A3, АО (ватман) по количеству групп.

    5. Фломастеры, маркеры.

    6. Заготовки с вопросами анкет.


Время проведения: в день акции, 8 декабря, в течение одного урока.

Участники: учащиеся 8—11 классов

Ход проведения:

1. Класс делится на 4 группы по 5—6 человек с помощью жетонов четырех разных цветов. Ребята рассаживаются по группам, чтобы им было удобно обсуждать предложенные вопросы.

2. Слова учителя: В школьной жизни часто происходят конфликты между учениками и учителями. Часто причиной возникновения конфликтных ситуаций становится нарушение прав каждой из сторон. Сейчас вам предлагается вытянуть листочек, на котором написана роль для вашей группы. (Ребята вытягивают листочки, две команды становятся «учениками», две команды — «учителями».) Ваша задача с позиции ученика/учителя ответить на вопрос. Делать вы это будете вначале индивидуально, каждый на своем листочке, не совещаясь с группой (на столе заранее подготовлены маленькие листочки). Написать необходимо не менее 5 утверждений.

Вопрос учителям: «Ученики нарушают права учителей, когда....»

Вопрос ученикам: «Учителя нарушают права учеников, когда...»

(Вопросы лучше написать на доске: во время ответов учитель следит за тем, чтобы каждый выразил свое мнение, не совещаясь с одноклассниками: на работу дается 3—4 минуты).

Сейчас вам необходимо составить общий список от своей группы так, чтобы мнение каждого прозвучало. В списке не должно быть повторяющихся утверждений. Прошу группу выбрать председателя, который должен следить за тем, чтобы мнения не подвергались критике; секретаря, который зафиксирует на большом листе все предложения (на группу выдается лист A3 и фломастер); спикера, который затем зачитает, какой список получился у группы; таймера, который должен следить за временем, так как оно будет ограничено. Вам дается 5 минут.

Прошу группы по очереди называть по одному суждению из своего списка так, чтобы ваши суждения не повторяли суждения другой группы. Вначале выступят две группы «учителей», затем две группы «учеников».

3. Создание метаплана. На доску прикрепляются большие листы от каждой группы так, чтобы все могли их видеть. Сейчас задача каждой группы — выбрать одно суждение и составить по нему метаплан.

Группам для работы предоставляются яркие фломастеры и по одному листу A3. На листе необходимо написать обсуждаемую проблему и разделить лист на 4 части. Каждой части соответствует вопрос, на который необходимо ответить, раскрывая проблему. Ответы обсуждаются в режиме «мозгового штурма» и вначале записываются на листе А4. Затем в виде тезисов записываются на лист A3 в соответствующий квадрат.

Оформление метаплана может выглядеть следующим образом:


Что происходит? Необъективно выставляются отметки

Почему это происходит? Отсутствие гласных, открытых и понятных всем критериев оценки знаний

Как должно быть? Работа в школе профессиональных учителей-предметников

Каким образом добиться желаемого результата? Разработать единые требования и критерии оценки знаний и довести их до сведения учащихся и их родителей


Несправедливая отметка

На создание метаплана отводится 7—10 минут. После завершения данного этапа работы спикер группы зачитывает, что получилось. Листы A3 приклеиваются на ватман (его можно заранее оформить). Ватман сдается педагогам-организаторам.

4. Слова учителя: один из способов добиться желаемого результата - обращение в конфликтную комиссию. В нашем лицее был опыт создания конфликтной комиссии. Но в данный момент она не работает. Конфликтная комиссия помогает разрешать спорные ситуации между учениками - учениками, учениками - учителями, учениками - администрацией. Необходимо ваше мнение, нужен ли нам подобный орган. Прошу вас ответить на несколько вопросов:

  1. Нужна ли нам в лицее конфликтная комиссия?

  2. Какие конфликтные ситуации может разрешать?

  3. Сколько человек должны входить в комиссию? Кто в нее должен входить (укажите фамилии учителей и старшеклассников)?

Ребята записывают ответы на листочках, листочки сдаются ответственному от класса и после классного часа опускаются в ящик для голосования, который находится на втором этаже около расписания.

5. Написание синквейна. В завершение работы ребятам предлагается написание синквейна по теме «Конфликтная комиссия». Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Первая строчка - это одно слово, или тема синквейна. Обычно это существительное - например, «Дискуссия». Вторая строчка - два прилагательных, раскрывающих тему. Третья - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая строчка - фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это может быть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка - слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить собственное отношение.

Например:

Дискуссия.

Серьезная, продуктивная.

Состоялась, озадачила, научила.

Per aspera ad astra!

Ух!


Права ребенка.

Международные, российские.

Гарантируются, соблюдаются, защищаются.

Не все так плохо в Датском королевстве!

Вперед!


Конфликтная комиссия.

Справедливая, своевременная.

Поможет, разберется, улучшит.

Конфликты не избегать, а разрешать.

Нужна!

Синквейны оформляются на листах А4, зачитываются в классе, сдаются классным руководителям в качестве итога классного часа.


АНКЕТЫ

1. АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Уважаемые учителя!

Просим вас ответить на вопросы, это позволит нам понять, в какой степени реализуются Ваши права.

  1. Есть ли необходимость учителям защищать свои права, если да, то какие?

  2. По вашему мнению, какие права учителей недостаточно реализованы в школе?

  3. Нужны ли в школе какие-либо мероприятия по защите ваших прав? Если да, то какие?

  4. Какие ваши права нарушают ученики?

  5. Знаете ли вы, какими документами, регламентирующими правила поведения в школе, вы можете воспользоваться, если ваши права нарушаются?


2. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Чтобы узнать, насколько в нашей школе сформировался демократический уклад школьной жизни, просим вас ответить на ряд вопросов. Выберите одну цифру от 0 до 5 в зависимости от степени развитости в школе той или иной характеристики демократического уклада.

ШКАЛА ОЦЕНКИ (в баллах):

0 - никогда

1 - очень редко

2 - иногда

3 - не очень часто

4 - довольно часто

5 - постоянно


п/п

Характеристики демократического уклада

Оценка в баллах




В школе учащиеся могут:




1

участвовать в разного рода выборах (учителя, курса, темпа освоения материала, вида учебной работы и т.д.);

0 1 2 3 4 5

2

участвовать в создании правовых "норм (например, законов школы, ее конституции, устава или др. документов, регулирующих жизнь школы);

0 1 2 34 5

3

участвовать в работе органов ученического самоуправления;

0 1 2 3 4 5

4

участвовать в Совете школы - как детско-взрослом органе соуправления;

0 1 2 3 4 5

5

участвовать в разрешении конфликтов и защите прав человека, его чести и достоинства;

0 1 2 3 4 5

6

быть уверены, что их мнение и интересы будут услышаны коллективом педагогов и администрацией школы;

0 1 2 3 4 5

7

подготовиться в школе к нормам жизни в демократическом обществе, т.е. знать свои права, уметь защищать их, уважать права других людей, активно участвовать в общественной жизни.

0 1 2 3 4 5

3. ИЗМЕРЕНИЕ «ТЕМПЕРАТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА» В ШКОЛЕ

Приведенные ниже вопросы составлены на основе Европейской конвенции о правах человека и протоколов к ней. В каждом вопросе анкеты в скобках отмечены соответствующие статьи.


Все вопросы анкеты связаны с основополагающим правом человека на образование, закрепленным в статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Прочтите каждое высказывание и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу школы, поставив соответствующий балл. (Имеются в виду все члены коллектива вашей школы: учащиеся, преподаватели, администрация, прочий персонал.) В конце суммируйте все баллы для того, чтобы дать итоговую оценку вашей школе (максимальная возможная температура = 48 градусов прав человека!.

ШКАЛА ОЦЕНКИ (град.)

1 - нет/никогда

2 - редко

3 - часто

4 - да/всегда


п/п

Высказывание

Оценка в баллах

1

В школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность (ст.2 и 3).

0 1 2 3 4

2

В отношении членов школьного коллектива нет дискриминации по причине избранного им образа жизни, например, манера одеваться, знакомство с определенными людьми или внешкольная деятельность

(ст. 14; протокол № 12).

0 1 2 3 4

3

В моей школе существует доступ, одинаковые ресурсы и мероприятия для всех (ст. 14; протокол № 12).

0 1 2 3 4

4

Члены коллектива станут выступать против дискриминационных или унизительных действий, материалов или высказываний в лицее

(ст. 2, 9, 14; протокол № 12).

0 1 2 3 4

5

Когда возникают конфликты, мы пытаемся решать их сообща мирными методами (ст. 2, 3).

0 1 2 3 4

6

В дисциплинарных вопросах (включая случаи отстранения от занятий и исключения из школы) каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при установлении вины и определении наказания (ст. 6).

0 1 2 3 4

7

Каждый учащийся, обвиняемый в совершении правонарушения, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена (ст. 6).

0 1 2 3 4

8

Никто не посягает на мое персональное место или имущество (ст.8,1; протокол №1)

0 1 2 3 4

9

Коллектив школы принимает учащихся, преподавателей, руководителей и персонал разных национальностей и культур (ст. 1, 9, 10, 14; протокол № 12).

0 1 2 3 4

10

Учащиеся в лицее имеют возможность принимать участие в демократических процессах принятия решений по разработке политики и правил своей школы (ст. 11, 3; протокол № 1).

0 1 2 3 4

11

Членам коллектива предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня и установлены разумные часы работы в нормальных условиях (ст. 4).

0 1 2 3 4

12

В школе я ответственно отношусь к тому, чтобы поведение других исключало дискриминацию и способствовало безопасности и благополучию коллектива школы (ст. 1, 29).

0 1 2 3 4