microbik.ru |
1 Профильное обучение в школе: вопросы организации и содержания Приглашаем посетителей нашего сайта к обсуждению проблем профильного и предпрофильного обучения в школе. Для того чтобы разговор состоялся, предлагаем определиться с основными понятиями. На этих страницах мы хотим познакомить Вас с содержанием таких понятий, как профильное обучение, предпрофильное обучение, элективные курсы, содержание профильного обучения, профили обучения, профильные общеобразовательные предметы. Содержание этих понятий раскрывается при ответах на вопросы, интересующие родителей, учащихся, педагогов. ^ В чем смысл перехода к профильному обучению? В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появилась реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. ^ Что такое профильное обучение? Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. ^ Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько: - дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы; - выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности; - сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности: - развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности; - выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации; - сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы. ^ В чём особенность содержания профильного обучения? Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
^ Что такое элективные курсы? Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Возможны элективные курсы разных типов: 1) предметные элективные курсы; 2) межпредметные элективные курсы, направленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе; 3) элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. ^ Какую функцию выполняют элективные курсы? Элективные курсы выполняют следующие функции:
^ Какова цель предпрофильного обучения? Основная цель предпрофильного обучения - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени обучения в школе или иных путей продолжения образования). ^ Что такое профильные образовательные предметы? Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. ^ Какие формы организации профильного обучения наиболее эффективны? Перспективными в отдельных случаях могут стать формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы. Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, Малые Академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся. Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения. ^ 1) Модель внутришкольной профилизации Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам – в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп – в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. ^ 2) Модель сетевой организации В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». ^ Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.). ^ Какие профили обучения есть в общеобразовательных учреждениях? Учебный план общеобразовательной школы может включать разнообразный набор профилей, определяемый потребностями региона, структурой рынка труда и занятости. Здесь возможны технико-технологические профили, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью с материальными технологиями, техникой, техническим сервисом, а также профили, связанные с созданием нематериальных ценностей и сферой услуг: социально-экономический, реализующих предпрофессиональную подготовку к таким массовым профессиям, как учитель, экономист, психолог, менеджер, юрист, социолог, журналист, дипломат и др. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. ^ Что такое базовая школа? Базовым учреждением по профильному обучению может стать образовательное учреждение, успешно реализующее профориентационные, программы предпрофильные и профильные обучения. Перевод образовательного учреждения в режим базового учреждения по профильному обучению не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения, не вносятся изменения в устав. ^ Целью базового учреждения по профильному обучению является обеспечение доступности и качества предпрофильного и профильного обучения, профориентационной работы для обучающихся и воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями. Базовое учреждение по профильному обучению может: - предоставлять в режиме сетевого взаимодействия обучающимся и воспитанникам государственных образовательных учреждений всех типов и видов образовательные услуги по программам профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки; - проводить на своей базе практико-ориентированные мероприятия для учителей, руководителей образовательных учреждений, по вопросам организации и содержания профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся и воспитанников. Каждое базовое общеобразовательное учреждение обеспечивает ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр". В Восточном округе есть 9 базовых школ, реализующих программы профильного обучения для всех школьников округа по нескольким профилям обучения: социально-гуманитарный (№1925), информационно-технологический (№1254), гуманитарный (№1290, №1563), социально-экономический (№1301, №1598), филологический (№ 1666), инженерно-технологический (№ 1516). ^ Мы продолжим обсуждение проблем профильного обучения. Ждём Ваших вопросов! ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: 1 Материалы сайтов Министерства образования и науки РФ, Российской академии образовании (Институт содержания и методов обучения), Департамента образования города Москвы, МИОО, ОМЦ Восточного округа г. Москвы 2. Статья: А.А.Кузнецов, академик-секретарь РАО, член координационной группы по разработке стандарта общего образования Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. |