microbik.ru
1

Экзамен для меня…праздник!?


Рекомендации педагогам 

   Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами: 

  • Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

  • Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ.

  • Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы.

  • Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание.

  • Учите детей рационально распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка.

  • Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревоги и обеспечивает положительный эмоциональный настрой.

  • Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей.

  • Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами.

  • Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.


^ Об индивидуальных особенностях школьников.


Причины плохого усвоения знаний, неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся (свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности).

Школьник со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными сторонами таких учеников являются:

  • склонность к планированию и любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;

  • успешность в составлении различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;

  • склонность к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;

  • предпочтение внешних опор и различных схем, поэтому они не только умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении.

Учебная деятельность включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждение и торможение).

Инертный ребенок склонен тщательно, кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных условиях, где время неограниченно, будет не хуже результата, полученного подвижным школьником. Степенность и неторопливость позволяет ему:

  • дольше выполнять однообразную и неинтересную работу, что труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее и увлекательное;

  • долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, не смотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность;

  • быть более усидчивым и внимательным, дольше слушать объяснения учителя;

  • более устойчиво закреплять усвоенный материал;

  • глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.

У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки). Следите за тем, чтобы чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки по свежему воздуху.

Нужно учитывать и специфику предметов, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.

Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.

Наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.