microbik.ru
1



Экологическое образование дошкольников – новая область дошкольной педагогики.

Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, побуждает интерес к окружающему.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, наблюдать за объектами и явлениями живой и не живой природы.

Экологическое воспитание дошкольника основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую и изобразительную деятельность.

По мнению Сухомлинского В.А. "ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира" и поэтому чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и не живой природе необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, формировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Для этого необходимо иметь:

  1. Живой уголок.

  2. Лабораторию для проведения опытов.

  3. Комнату природы.

  4. Кинозал для просмотра слайдов, диафильмов и видеофильмов о природе.

  5. Ландшафты в коридорах, холлах.

  6. Огород, сад, цветник для наблюдения и ухода за растениями.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности

В группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развлечения мыслительных процессов.


Проведение опытов.

Несложные опыты, знакомящие детей с природой.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений. Опыт: воспитатель помещает два одинаковых растения в разные условия и в течении нескольких дней дети наблюдают за изменением в их развитии.

^ Значение опытов.

Опыты способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключением. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.

^ Методика проведения опыта.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

^ Фиксация опыта.

Во время опыта поддерживаем интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдения. Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменения.

^ Опыты с предметами неживой природы.

Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды.

Цель опыта.

Содержание опыта.

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состояниями воды.



Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды

Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в 3 бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке лежащей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба.

Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Подготовить 2 бутылки. Одну с песком, другую с глиной. Налить в банке одинаковое количество воды. Выяснить почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.

Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.


^ Опыты с растениями.

Знакомство детей с условиями необходимыми для жизни растений.

Цель опыта.

Содержание опыта.

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в пустом и с влажной ватой блюдцах.

Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянах.

Доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одним количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

Часть грядки не пропалывать и не прорежать растения.


^ Опыты с животными.

Выявление действия органов чувств животных.

Цель опыта.

Содержание опыта.

Определить, хорошее ли обоняние у кошки.

Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

Выяснить хорошо ли слышит кошка.

Предложить ребятам шёпотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

Выяснить какой корм любит животное.

Разложить перед животным различные виды корма.