microbik.ru
1

1.Категории проблем:

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: в чем смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как свя­заны язык и мышление?

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества: можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Политические (социально-политические) проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп: как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чем опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура?

^ Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды: имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы? Общество должно заботиться не только об охране при­роды, но и сбережении материальных и духовных богатств человечества, поэтому в конце XX века заговорили об экологии культуры и экологии языка.

^ Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определенными правилами поведения: что такое совесть (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Следует ли помогать ближнему? Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старших? Какого человека можно назвать культурным?

2. Как выявить проблему?

^ Как научиться не завидовать?

Верить пословице: и на нашей улице будет праздник. Верить метафоре, предложенной М. М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительный клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут.

Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься — и о чудо! — он откроет вам (не без этого даже!) секреты успеха; более того, в чем-то и поможет. Его тоже легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не полюбить такого, как ему не помочь!

Еще есть «накопительное» средство от зависти: накапливайте свои успехи, почаще радуйтесь им. Вы не хуже других, и каждая человеческая судьба содержит уникальный набор компонентов счастья. У каждого свой узор счастливой мозаики.

3.

Автор публицистического произведения (публицистика – литература по актуальным общественно значимым вопросам современности) обычно достаточно четко обозначает проблематику своего текста, поскольку стремится воздействовать на читателя, сформировать у него определенное отношение к обсуждаемым в тексте вопросам.

^ Проблема текста может раскрываться на примере отдельной личности, поведения, поступков конкретного человека.


Сложнее определить проблему в художественном тексте, где изображена определенная ситуация, какие-либо события, связанные с конкретными героями. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме.


4.Как сформулировать проблему?

^ Часто на вопрос Какова проблема прочитанного вами текста? получаешь ответ: Автор говорит о том, что... Верно ли это?


Попробуем по-другому:

Автор ставит перед читателями следующий вопрос...

Автор рассуждает над проблемой...

В тексте поднимается проблема...

Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…



  1. Проблема (чего?) …

Эту конструкцию можно использовать в том случае, когда формулировка проблемы не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием. Например:

В тексте поднимается проблема одиночества.

Автор затрагивает проблему «отцов и детей».

В центре внимания автора проблема экологии культуры.

В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.


Формулировка проблемы в виде вопроса:


  • Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст писатель Ю. Нагибин.




  • Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?




  • Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского ученого А. Ф. Лосева.


Формулировка в виде вопроса поможет вам выразить мысль более точно и глубоко.


Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте


Проблема (какая?) …

сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная...

Проблема (чего?) …

войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Проблема (что делает?) …

возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

(чего?) проблемы

постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы

(что?) проблему

поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, обсудить, решить… какую-либо проблему


4. ^ Шаг 2. Комментарий к выявленной проблеме


Комментарии – 1) рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо, 2) рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.


^ Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.


Конкретизировать содержание текстуального комментария можно с помощью следующих вопросов:

^ Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

^ Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?


5. Типичные конструкции, помогающие оформить комментарий


Автор раскрывает проблему на примере...

В центре внимания автора...

Автор говорит о том, что...

Автор обращает внимание на...

Автор особо подчеркивает, что...

Автор доказывает (убеждает, приглашает к раз мышлению и т.п.)...

Автор отвергает (осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает)...

Следует обратить внимание на мысль о том, что...

Заслуживает внимания высказывание...

Автор не случайно использует слово (слова)... упоминает..

Автора волнует...

Автор негодует (восхищается, удивляется)...

Автора тревожит...


Два способа изложения материала:

1) от формулировки проблемы к комментарию;

2) от комментария к формулировке проблемы


Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста – известный русский композитор Дмитрий Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения, поэтому его речь звучит очень эмоционально. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского – величайших композиторов мира. Впрочем, каждый духовно развитый человек знает о том, что музыка, как и любой другой вид искусства, может не только развлекать, но и пробуждать душу, напоминая нам о духовной стороне жизни.

Читая текст Ф. Вигдоровой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днем Победы, только, по его словам, «почета никакого не получилось». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчеркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убежден: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.


6. Что такое аргументация?


В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.


Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

тезис (положение, которое надо доказать);

аргументация (доказательства, доводы);

вывод (общий итог).

Тезис — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.


Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что последний аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, последний аргумент должен быть самым сильным.


Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай, и мир готов открыть все свои тайны.


К сильным аргументам обычно относят:

научные аксиомы;

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

заключения экспертов;

ссылки на признанные авторитеты;

цитаты из авторитетных источников;

показания очевидцев;

статистические данные.


При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

факты, события;

ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

пословицы и поговорки;

примеры из личной жизни и жизни окружающих;

примеры из художественной литературы.


Аргументы должны быть:

правдивыми, опираться на авторитетные источники;

доступными, простыми, понятными;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.