microbik.ru
1 2



Программа кадетского воспитания учащихся

«Формирование этико-правовой культуры и толерантности обучающихся в условиях кадетского образования»



МОУ СОШ № 9
Копейского городского округа
2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

Анализ ситуации 3

Цель программы 3

Задачи 3

Сроки и этапы реализации программы 4

Подготовительный этап 4

Организационный этап 4

Этап функционирования 4

Организация управления за реализацией программы 5

Механизм реализации программы 6

Система организации контроля за исполнением программы 7

Ожидаемые результаты реализации программы 7

Индикативные показатели по годам реализации мероприятий программы 7

Мероприятия по реализации программы 8

Работа с воспитанниками 8

Работа с родителями 18

Техническое задание 21

Учебно-тематическое планирование 23

Программа курса 27

Тема 1. Семантические аспекты толерантности. Толерантность и понимание (2 ч) 27

Тема 2. Проблема толерантности (6 ч) 27

Система программных мероприятий 28

План работы кадетского класса на 1 четверть 2009 г. 31



^ Анализ ситуации

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

В сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит падение престижа военной и государственной службы. Появилась устойчивая тенденция к снижению двигательной активности и занятиями физкультурой и спортом.

В мире рисков, катастроф и стихийных бедствий каждый должен знать, как противостоять беде. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества.

Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что, используя положительный образ спасателя, у детей формируются качества, знания, умения и навыки необходимые при действии в экстремальных ситуациях и чрезвычайных ситуациях, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.


^ Цель программы

Формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в том числе и военном поприще.


Задачи

  1. создание нормативно-правовой базы кадетского воспитания и образования, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования в деятельности школы;

  2. совершенствование содержания и технологий образования;

  3. развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

  4. организация целенаправленной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию;

  5. воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

  6. обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей за счет организации максимальной занятости обучающихся;

  7. сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Сроки и этапы реализации программы

Подготовительный этап

На этом этапе необходимо:

  1. определить цели и задачи, для решения которых создаются кадетские классы;

  2. установить, какое количество учащихся в школе желает обучаться в кадетских классах;

  3. определить потребность учащихся и их родителей в дисциплинах различной направленности и содержания, определить перечень этих дисциплин;

  4. выявить степень готовности учащихся переходить в другие классы, спрогнозировать возможные варианты перемещений по согласованию с родителями учащихся;

  5. изучить опыт работы других образовательных учреждений области, в которых открыты кадетские классы;

  6. создание ресурсной базы;

  7. планирование работы образовательного учреждения по данному направлению.

Организационный этап

После того, как будет проведена предварительная работа, можно перейти к решению вопросов обеспечения учебного процесса и жизнедеятельности школы. В группу этих мероприятий входят:

  1. расчет организационно-штатной структуры;

  2. решение кадровых вопросов;

  3. разработка образовательных программ, реализующих весь необходимый спектр профильной подготовки;

  4. проработка вопросов обеспечения воспитательной работы.

Этап функционирования

Включает в себя ряд организационных мероприятий:

  1. организация набора учащихся;

  2. организация образовательного процесса;

  3. организация воспитательного процесса;

  4. разработка нормативных документов;

  5. организация диагностики и мониторинга.

Продолжительность реализации образовательной программы 5 лет:

    • 2009-2010 учебный год – открытие 6 кадетского класса;

    • 2010-2011 учебный год – открытие 6,7 кадетских классов;

    • 2011-2012 учебный год – открытие 6,7,8 кадетских классов;

    • 2012-2013 учебный год – открытие 6,7,8,9 кадетских классов;

    • 2013-2014- учебный год – открытие 5,6,7,8,9 классов и открытие 10 профильного класса (оборонно-спортивный профиль).

На этапе функционирования система предметов военного цикла (кадетский компонент) распределяется следующим образом:

  • 1 год обучения – строевая, огневая, медико-санитарная подготовка (первая помощь при ДПТ), курс «Юный спасатель» (опасность на дорогах), история российской армии, туризм, рукопашный бой, ОФП;

  • 2 год обучения – строевая, огневая, медико-санитарная подготовка (первая помощь при пожарах), курс «Юный спасатель» (пожарная безопасность), история российской армии, туризм, рукопашный бой, ОФП;

  • 3 год обучения – строевая, огневая, медико-санитарная подготовка (ГО), курс «Юный спасатель» (ГО), история российской армии, туризм, рукопашный бой, ОФП;

  • 4 год обучения – строевая, огневая, медико-санитарная подготовка (первая помощь при чрезвычайных ситуациях), курс «Юный спасатель» (ЧС), история российской армии, туризм, рукопашный бой, ОФП.

^ Организация управления за реализацией программы

Заказчиком мероприятий, предусмотренных программой, и главным распорядителем средств бюджета по программе является администрация Копейского городского округа.

Исполнителем мероприятий, предусмотренных программой, является администрация МОУ СОШ №9.

Администрация МОУ СОШ №9 осуществляет:

  1. организацию выполнения мероприятий программы;

  2. подготовку информации и отчетов для управления образования администрации Копейского городского округа, Главы Копейского городского округа;

  3. и Собрания депутатов Копейского городского округа.о выполнении программы;

  4. совершенствование механизма реализации программы;

  5. подготовку предложений по корректировке и развитию программы;

  6. координацию программы с другими целевыми программами, действующими в МОУ СОШ № 9.

Управление образования администрации Копейского городского округа ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование программы из бюджета Копейского городского округа на оче­редной финансовый год.

Общий контроль за исполнением программы осуществляют администрация Копейского городского округа и Собрание депутатов Копейского городского округа.

Ответственные исполнители анализируют исполнение мероприятий программы по всем направлениям деятельности и информируют управление образования администрации Копейского городского округа о достигнутых результатах.

Оценка достижения эффективности деятельности по реализации программных мероприятий осуществляется посредством мониторинга на основе индикативных показателей.

^ Механизм реализации программы

Механизм реализации программы включает:

  1. выполнение программных мероприятий за счет средств всех источников финансирования;

  2. подготовку информации и отчетов о реализации программы и обсуждение достигнутых результатов;

  3. корректировку программы;

  4. уточнение объемов финансирования программы.

Управление образования администрации Копейского городского округа организует размещение в СМИ информации о ходе реализации программы, объёмах финансирования, результатах экспертных проверок выполнения программ­ных мероприятий, оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

При необходимости внесения изменений в программу управление обра­зования администрации Копейского городского округа организует соответствующую работу в порядке, установленном законодательством.

^ Система организации контроля за исполнением программы

Общий контроль за исполнением программы осуществляется администрацией Копейского городского округа – заказчиком программы.

В качестве оперативного контроля предусматривается рассмотрение итогов работы по реализации программы на конференциях, рабочих комиссиях, аппаратных совещаниях.

Управление образования администрации Копейского городского округа ведет анализ выполнения основных показателей программы и оценивает эффективность проводимых мероприятий и произведенных финансовых затрат. По результатам анализа подводятся итоги работы, вносятся коррективы и определяются дальнейшие задачи.

^ Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

1) создать воспитательную систему, ядром которой будет гражданское и военно-патриотическое воспитание;

2) применить в практике принципы воспитания, основанные на высоком гражданском долге, патриотизме, традициях русского народа;

3) подготовить будущее поколение профессиональных работников для всех сфер хозяйственной деятельности государства, в том числе для структур МЧС, МВД, Вооруженных сил;

4) укрепить здоровье детей;

5) сформировать воспитывающее социальное окружение для детей из группы «риска».

^ Индикативные показатели по годам реализации мероприятий программы


Индикативные показатели

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Количество учащихся, обучающихся в кадетских классах
















Успеваемость в кадетских классах на «4» и «5»
















Уровень физической подготовки в кадетских классах:

-высокий;

-средний;

-низкий
















Количество детей, состоящих на педагогическом учете в кадетских классах
















Количество детей, состоящих на учете в ОДН по школе
















Уровень заболеваемости:

-простудные заболевания;

-опорно-двигательный аппарат
















Количество учителей с 1 и высшей квалификационной категорией
















Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе дополнительного образования;
















Количество выпускников, поступивших в военные учебные заведения, учебные заведения МВД, МЧС
















^ Мероприятия по реализации программы

Работа с воспитанниками


Организационный этап



Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Административное совещание об открытии КК

Март 2009 г.

Директор, заместители по УВР, ВР.

+

2.

Анкетирование родителей о необходимости открытия КК

Апрель 2009 г.

Классные руководители,

100% родителей поддерживают предложение педколлектива

3.

Разработка модели кадетской формы, приобретение формы и аксессуаров

Май-август 2009 г.

Классные руководители, родители

+

4.

Разработка Положения и Устава КК

Май-июнь 2009 г.

Классные руководители, заместители директора по УВР, ВР

+

5.

Утверждение Устава и Положения о КК на педсовете

Июнь 2009 г.

Директор, заместители по УВР, ВР

+

6.

Формирование КК на основе 5а кл.

Июнь 2009 г.

Классные руководители,

+

7.

Оформление кабинета КК

Август 2009 г.

Классные руководители, родители

+

8.

Ознакомление родителей и учащихся с Положением о КК и Уставом КК.

Сентябрь 2009 г.

Классные руководители,

+

9.

Подписание договора о сотрудничестве МОУ СОШ №9 с родителями учащихся КК

Сентябрь 2009 г.

Классные руководители,

+

10.

Приобретение мебели для хранения кадетской формы

Сентябрь 2009 г.

Родители

+

11.

Приобретение головных уборов

Октябрь 2009 г.

Родители




12.

Изготовление/приобретение аксельбантов

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Классные руководители, родители




13.

Приобретение ремней

Декабрь 2009 г.

Родители




14.

Приобретение камуфляжной формы

Апрель 2010 г.

Родители




15.

Организация платного горячего питания

В течение года

Классные руководители, родители

+





























































































































































































































Образовательный процесс



Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Формирование учебного плана КК

Август 2009 г.

Директор, зам. по УВР

+

2.

Обеспечение учебными пособиями учащихся КК

Сентябрь 2009 г.

Классные руководители, родители

+

3.

Проведение учебных занятий в КК

В течение года

Учителя-предметники

+

4.

Участие в инновационной экспериментальной работе «Формирование этико-правовой культуры и толерантности обучающихся в условиях кадетского воспитания»

В течение года

Классные руководители,

зам. по УВР

+

5.

Организация обучения в ИТ-классе «Школьного университета» ТУСУР

Сентябрь

Классные руководители, учитель информатики

+

6.

Контрольно-инспекционная деятельность

В течение года

Заместитель директора по УВР

+

7.

Организация работы ГПД

В течение года

Классные руководители, воспитатель ГПД

+

8.

Организация консультационных занятий по предметам

В течение года

Кл.рук., учителя-предметники

+

9.

Участие в олимпиадах

УРФО по основам наук

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники




10.

Участие в олимпиадах «Русский медвежонок»

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники




11.

Участие в городской олимпиаде по математике

Ноябрь

Учитель математики




Дополнительное образование



Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Определение основных направлений работы

Март 2009 г.

Директор, зам. по УВР, ВР

+

2.

Подбор кадров для дополнительного образования

Июль-август

Директор, зам. по УВР




3.

Утверждение расписания дополнительного образования

Сентябрь

Директор, зам. по УВР




4.

Проведение занятий по основам воинской службы, строевой и огневой подготовке, медико-санитарной подготовке

В течение года

Педагоги, офицеры-воспитатели, тренер




5.

Проведение занятий по туризму, плаванию, рукопашному бою

В течение года

Педагоги, офицеры-воспитатели, тренер




6.

Подписание соглашений о сотрудничестве с военной частью 3410, ГО ЧС, спортивной школой №1

Сентябрь

Директор, зам. по УВР




7.

Проведение занятий хора, хореографии

В течение года

Классные руководители, тренер




9.

Проведение занятий в «Школе хороших манер»

В течение года

Классные руководители,




10.

Участие в областной спартакиаде «Юный спасатель»

В течение года

Классные руководители, тренеры







Воспитательный процесс

Военно-патриотическое воспитание



Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Работа лекториев в школе:

  1. Дни воинской славы в России.

  2. Орденоносный Копейск (в приложении)

В течение года

Классные руководители, учитель истории




2.

Акция «Школьники – Ветеранам»

1 октября,

7 ноября,

31 декабря,

2 февраля,

9 мая

Классные руководители, группа «Поиск»




3.

Встречи с Ветеранами войн и труда, Почетными гражданами и Заслуженными людьми города, ведущими спортсменами, юными талантами города.

В течение года

Классные руководители, группа «Поиск»




4.

Посещение школьного музея.

В течение года







5.

Выполнение поискового краеведческого задания «Осипов М.С. – учитель-воин»

В течение года

Группа «Поиск»




6.

Оформление учащимися класса творческих работ, рефератов патриотической направленности:

  1. Отчизны верные сыны.

  2. Жизнь замечательных людей – патриотов России.

  3. Памятники Копейска в честь защитников Отечества.

  4. Мемориальные доски в г. Копейске в честь защитников города, России; и др.

В течение года

Классные руководители, группа «Поиск»




7.

Участие в школьных конкурсах рисунков, плакатов, фотографий на темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «65-летию Великой Победы посвящается»

В течение года

Классные руководители,




8.

Экскурсия в краеведческий музей г. Копейска

Сентябрь

Классные руководители, Кириллова Н.Н.




9.

Экскурсия в ВГСЧ


Сентябрь

Классные руководители, Кириллова Н.Н.




10.

Экскурсия в в/ч 3410

Октябрь

Майор Ваганов С.Л.




11.

Классный час «Служба в российской армии – священный долг гражданина»

Ноябрь

Вершинин С.Г., сотрудник военкомата




12.

Торжественное посвящение в кадеты

Декабрь

Классные руководители,




13.

«Месячник оборонно-массовой работы»

Февраль

Администрация




14.

Школьный конкурс «Красная гвоздика»

Февраль

Классные руководители,




15.

Традиции школы: большой общешкольный праздник «Память Сталинграда»

2 февраля

Администрация, Классные руководители,




16.

Школьный конкурс «О чем рассказала старая фотография»

Март

Классные руководители,




17.

Экскурсия в военизированную пожарную часть г. Копейска

Апрель

Классные руководители, Кретов Ю.И.




18.

«Вахта Памяти»

9 мая

Классные руководители,




19.

Школьная игра «Зарница»

Май

Классные руководители, учителя физ. культуры




20.

Городская игра «Зарница-школа безопасности»

Май

Классные руководители, учителя физ. культуры




21.

Участие в областной спартакиаде «Юный спасатель»

В течение года

Классные руководители, учителя физ. культуры, тренеры




Этическое и эстетическое воспитание

«Школа хороших манер»

1

«Правила поведения для учащихся»

3 сентября

Классные руководители,




2

«Что такое «этика» и «эстетика»?




Классные руководители,




3

Проведение занятий хоровой студии

В течение года

Классные руководители,




4

Проведение занятий хореографической группы

В течение года







5

Участие в школьных и городских выставках технического творчества, «Мама, бабушка и я – рукодельная семья», «Новогодняя игрушка»

В течение года

Классные руководители,




6

Участие в школьных концертах

В течение года

Классные руководители,




7

Участие в школьном конкурсе чтецов

Ноябрь

Классные руководители,




8

Участие в школьном конкурсе «Красная гвоздика»

Февраль

Кл.рук.




9

Участие в традиционных школьных праздниках:

  1. День Знаний.

  2. День учителя.

  3. Новогодние.

  4. «Память Сталинграда».

  5. День Защитника Отечества.

  6. Международный Женский День 8 Марта.

  7. День Смеха.

  8. День Победы.

  9. «Честь школы – твоя честь».

  10. «Последний звонок»




Классные руководители,




Здоровьесбережение



Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Проведение профилактических медицинских осмотров школьников.

Ежегодно

Медицинский работник




2.

Определение группы занятий по физкультуре.

Ежегодно

Медицинский работник




3.

Организация двухразового горячего питания для учащихся класса

В течение года

Классные руководители,




4.

Соблюдение требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения

В течение года

Зам. директора по УВР




5.

Организация работы спортивных секций в кадетском классе:

-туризм;

-рукопашный бой;

-стрелковая

В течение года

Классные руководители,

тренеры




6.

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ГПД:

- воздушно-тепловой режим;

- освещенность классов

В течение года

Классные руководители, медицинский работник




7.

Организация работы на уроках по профилактике нарушения зрения (внедрение обязательных физкультминуток с элементами корригирующей гимнастики для глаз)

В течение года

Учителя-предметники




8.

Проведение на уроках физкультминуток и утренней гимнастики

В течение года

Учителя-предметники




9.

Организация камеры хранения для учебных принадлежностей учащихся

В течение года

Классные руководители,




10.

Организация отдыха учащихся в дни осенних, зимних, весенних и летних каникул

Ежегодно







11.

Страхование учащихся от несчастных случаев

Ежегодно

Классные руководители,




12.

Проведение иммунопрофилактики гриппа

Ежегодно

Медицинский работник




13.

Участие в общешкольных конкурсах «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен»

Ежегодно

Классный коллектив




14.

Участие в областной спартакиаде «Юный спасатель»

Ежегодно

Классные руководители,





Работа с родителями




Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1.

Классное родительское собрание «Кадетский класс как условие самореализации личности учащихся»

Апрель 2009 г.







2.

Классное родительское собрание «Договор о взаимодействии и сотрудничестве педагогического коллектива МОУ СОШ №9 и родителей 6-а класса»

11 сентября 2009 г.










Классное родительское собрание «Итоги 1 четверти: успехи и неудачи школы полного дня»

14 ноября 2009 г.










Классное родительское собрание «Здоровьесбережение – одна из основных задач взаимодействия семьи и школы»

Январь 2010 г.










Классное родительское собрание «Итоги года»

Май 2010 г.










Привлечение родителей к организации работы кружков и спортивных секций

2009 – 2012 гг.










Коллективное посещение учащимися и родителями выставок городского краеведческого музея, театров, кинотеатров, парков и т.д.

2009 – 2012 гг.










Участие родителей в классных часах, беседах, уроках Мужества, классных, школьных и городских праздниках, операциях, выставках и других видах деятельности

2009 – 2012 гг.










Дни открытых дверей для родителей

1 раз в четверть










Общественный смотр знаний с участием родителей

1 раз в четверть










Организация всероссийского дня туриста для детей и родителей «Выверен старый компас». Походы в лес, парк

Ежегодно 27 сентября










Оздоровление детей в школьном оздоровительном лагере во время каникул

Ежегодно в декабре, июне, июле










Участие родителей в школьной и городской выставке технического творчества

Ежегодно в феврале










Участие родителей в школьной и городской выставке «Мама, бабушка и я – рукодельная семья»

Ежегодно в марте










Участие родителей в месячнике военно-патриотической и спортивно-массовой работы

Ежегодно в феврале, марте










Форум матерей в день Матери «Славим Матерей своих»

Ежегодно в ноябре










Большой общешкольный праздник для мам и бабушек «Весенняя капель», посв. Дню 8 Марта

Ежегодно 6 марта










Выступление детского театрального коллектива и агитбригады школы в детских садах для сестренок и братишек

1раз в год










Общешкольные соревнования «Мама, папа, брат и я – вся спортивная семья»

Ежегодно в марте










Конкурс в неделю детской книги «Самая читающая семья»

Ежегодно в мае










Выставки рисунков, фото в школе на тему «Моя семья»

Ежегодно в мае










Большой общешкольный праздник для учащихся и родителей «Честь школы – твоя честь»

Ежегодно в мае










Помощь родителей в подготовке школы к началу учебного года

Ежегодно










Участие родителей в новогодней ярмарке «Наши ручки золотые»

Ежегодно в ноябре










Конкурс рисунков, фотографий ко Дню пожилого человека «Мои бабушка и дедушка – самые лучшие»

Ежегодно в октябре










Участие в школьном и городском конкурсе «Моя родословная»

Ежегодно в декабре










Участие в школьном и городском конкурсе сочинений о Матери

2009 – 2012 гг.










Организация классного новогоднего праздника для детей и родителей «Подарим радость детям и взрослым»

Декабрь










Оформление страниц летописи класса, посвященных совместной деятельности школьников, педагогов и родителей

В течение года











следующая страница >>