microbik.ru
1

19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Проведение межпредметной недели «Точные науки» , посвященной дню рождения М.В. Ломоносова.

Концепция модернизации российского образования определяет цели образования на современном этапе. Эти цели предполагают не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие его созидательных и познавательных способностей, а также « формирование у школьников … инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации».В современном образовательном процессе проблема формирования интереса к предмету как средству развития познавательной самостоятельности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. При этом задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой; способного самостоятельно ставить высокие цели и уметь достигать их. В век компьютеризации важно сохранить духовность личности, общечеловеческую культуру. Это реально осуществить при изучении природы и обучения с природой, что возможно в процессе изменения естественно научных дисциплин и во внеклассной работе данной образовательной области. Проведение интегрированных мероприятий для учащихся представляет наибольший интерес, так как позволяет учесть интересы большего количества ребят и разнообразить мероприятия , делает их более содержательными.

Цель недели:
-стимулирование познавательных интересов и познавательной активности учащихся;
Задачи недели:

-формирование проектно- исследовательской компетентности учащихся;

-приобщение учащихся к самостоятельной работе;

- формирование коммуникативных навыков;

-формирование общей культуры учащихся.


^ Проведение недели (месячника) предмета в школе

Срок проведения 28.11-02.12__2011-2012_учебный год



п/п

Ф.И.О. учителя, который проводит мероприятие

число

День недели

Название мероприятие

Для каких классов проводится

Отметка о выполнении













Выпуск газет: «Страницы жизни великого учёного»







1

Е.А. Андриевская

28.11

Понед




5а,б




2

В.И.Домбровская

29.11

Вторник




6а,б




3

В.П.Бойко

30.11

Среда




7а,б




4

Л.С.Деньга

01.12

Четверг




8




5.

А.А.Ильин

01.12

Четверг




9а,б




6.

Е.В.Сучкова

02.12

Пятница




10,11




7.

В.И.Домбровская

Е.В.Сучкова

30.11


Среда

7 урок

«Своя игра»

9а,б,10,11




8

Все преподаватели

01.12

Четверг

7 урок

Конференция «Страницы жизни великого учёного»

5-11







Е.А. Андриевская







«Детство и отрочество»

«Юность. Московский этап»

5а,б







В.И.Домбровская







«Юность. Киевский этап»

«Юность. Петербургский этап»

6а,б







В.П.Бойко







«Первые научные труды»

«Деятельность Ломоносова как организатора Российской системы образования»

7а,б







Л.С.Деньга







«Достижения в физике, астрономии, метеорологии»

8







А.А.Ильин







«Достижения в географии,

минералогии»

«Достижения в химии. Производство цветных стекол»

9а,б







Е.В.Сучкова







«Достижения в истории. Мозаичное искусство»

«Великий русский просветитель»

10,11







Е.А. Андриевская







«Детство и отрочество»

«Юность. Московский этап»

5а,б







В.И.Домбровская







«Юность. Киевский этап»

«Юность. Петербургский этап»

6а,б




9

В.И.Домбровская

02.12

Пятница


«Арифметика Магницкого-врата учености Ломоносова»

урок






^ СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ

 

1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин).

3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).

9. Славься, славься, великий муж!

^ Ты насадитель наук на Руси!

Доброе семя посеял ты в ней!

Жатва все зреет - что год, то пышней!

Мы уж дети его -

Пожинаем плоды;

Лет немного пройдет,

И вся Русь их пожнет;

Весь народ возгласит:

Память вовек Ломоносову!    

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

 

10. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

11. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

12. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н. Радищев).

13. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

 


 

 

^ М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ

 

1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.

2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.

3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.

4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.

5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.

6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.

7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.

8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.

9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.

10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.

11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.

13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два – четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.

14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ваше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участнице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению.

15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и вечной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.

16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного.