microbik.ru
1

2 КОМПЛЕКС

(Ш, Ж, Ч, Щ)

1. Пиала (чашечка).

Для выработки делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.

Широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу. Приподнять края языка, чтобы получилась чашечка.

Язык широкий положи,

Его края приподними -

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот ее ты занеси

И края к зубам прижми.


2. «Вкусное варенье».

Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки - пиалы.

Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.


3. Грибок.

Для выработки подъема языка вверх, растягивания подъязычной уздечки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Язык присосать («приклеить») к нёбу, открыть рот пошире.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка -

Шляпка на макушке.


4. Гармошка.

Укреплять мышцы языка, растягивая подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка.

(К выполнению упражнения можно приступить, если ребенок овладел умением выполнять упражнение «Грибок»).

Выполнить упражнение «Грибок» и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.


5. Гусь шипит: Ш - Ш - Ш - Ш.


6. Жук жужжит: Ж - Ж - Ж - Ж.


7. Кузнечик стрекочет: Ч - Ч - Ч - Ч.


8. Змея шипит: Щ - Щ - Щ - Щ.