microbik.ru
1

2.1.2 Характеристика универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.


Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.


Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Виды УУД

Личностные

Функция

Составляющие

обеспе­чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этичес­кими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци­альных ролях и межличностных отношениях.

 

•     личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

•     смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, дру­гими словами, между результатом учения и тем, что побуж­дает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

•     нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце­нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные


обес­печивают обучающимся организацию своей учебной деятель­ности.

•    целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

•     планирование — определение последовательности про­межуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;

•    прогнозирование — предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;

•    контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

•    коррекция — внесение необходимых дополнений и кор­рективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

•      оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

•      саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци- онного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные


включают: общеучебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

 

Общеучебные универсальные действия:

•    самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

•    поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступ­ных в начальной школе инструментов ИКТ и источников ин­формации;

•   структурирование знаний;

•    осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме;

•    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; сво­бодная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин­формации;

•    постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

•    моделирование — преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая);

•   преобразование модели с целью выявления общих зако­нов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

•   анализ объектов с целью выделения признаков (сущест­венных, несущественных);

•    синтез — составление целого из частей, в том числе са­мостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

•   выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•   подведение под понятие, выведение следствий;

•    установление причинно-следственных связей, представ­ление цепочек объектов и явлений;

•    построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

•   доказательство;

•   выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

•   формулирование проблемы;

•    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

•    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;

•      постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•   разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

•   управление поведением партнёра — контроль, коррек­ция, оценка его действий;

•   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации.