microbik.ru
1

2.  «Память сердца»       

          

Ведущая:  – В далёкое прошлое уходят суровые годы В.О.В., напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, ведь с той поры прошло уже 60 лет?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

Сегодня, вместе с поэтами и композиторами, мы вспомним о тех, кто сражался, выстоял во имя Победы, ведь стихи и песни о войне – это школа мужества, совести, милосердия, любви.

Памяти обо всех и каждом, кто одержал победу над врагом,  мы посвящаем литературно-музыкальную композицию «Память сердца»

(на фоне метронома, чтецы):

- Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет

Тем всё сильней и явственней слышны

Её раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны

Сполна всю горечь этих лет, познавши

Не понаслышке, не со стороны

Тем ближе нам воспоминания наши.

Чем дальше мы уходим от войны

И чётче обнажаются вершины

Чем полнозвучней голос тишины

Тем всё понятней то, что мы свершили.

(хор исполняет песню «Стоим у вечного огня»)

(на фоне мелодии «Одинокий пастух»):

-  Идут дожди, смывая вмятины, воронок вечную вину

И до сих пор находят матери детей, потерянных в войну,

Разлука давняя жива, ещё видны её приметы:

Так разбросать людей по свету, способна лишь война одна.

Как уголёк в седой золе, надежда теплится скупая

Что где  то дети их ступают по утренней, родной земле.

Детей встречает каждый день на сквере женщина седая,

По праву матери, считая родными всех других детей.

Нам памятны воронок вмятины и все, кто жизнь отдал свою

Зато, чтоб вновь не ждали матери детей потерянных в войну.

(взрывы снарядов, гул самолётов)                                              

-Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких то пять минут осталось?

(звучит голос Левитана – объявление начала войны)

-         Тот самый длинный день в году, с его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след и столько наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет живым не верится, что живы.

 

-         Сорок первый! Июнь, год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времён затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна, и на фронт уходило поротно

Кумачовые звёзды, на полотнах знамён унося.

(исполняется песня «Баллада о солдате»)

 

-Вслед за днём первым было ещё 1418 суровых дней войны. И сколько бы не прошло времени с тех пор, в благодарной памяти людей, в их сердцах будет жить и не загладится никогда та точка отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, подвига, несгибаемого мужества и героизма великого Советского Союза, ныне Содружества Независимых Государств.

-         Опять война, опять блокада, а может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне,

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы и убедительны слова,

Но даже если это правда, такая, правда не права!

(чтец делает паузу. Звучит фрагмент 7 симфонии Шостаковича. На её фоне чтец продолжает):

-         Чтоб снова на земной планете не повторялось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война,

Ведь это память наша совесть, она как сила нам нужна.

(симфония продолжает звучать)

 

 

                                                                                           

8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург.

Ленинград, город Петра Великого, город трёх революций – был блокирован. Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг бал уверен, что голодающие, мёрзнущие люди вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, из-за глота воды, возненавидят друг друга, перестанут работать, и вынуждены будут сами сдать город. Но враг просчитался.

-         В суровые период блокады, Ленинград дал фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий. 4500 полевых орудий разных калибров, 12000 миномётов. Более 7,5 млн. артиллерийских снарядов и миномётов. Ленинградцы жили, творили, дерзали, а в течение 152 дней работала и ледовая ладожская трасса.

 

-Казалось, что конец земли, но сквозь остывшую планету,

На Ленинград машины шли: он жив ещё! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным небом толпой у булочных стоят.

И было так: на всём ходу, машина задняя осела,

Шофёр вскочил, шофёр на льду «Но так и есть – мотор заело».

Ремонт на 5 минут, пустяк. Поломка – это не угроза,

Да рук не разогнуть никак: их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь, опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт 16000 ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри, примёрзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарни до зари.

16000 матерей пайки получат на заре –

125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам.

 

-Наряду с  взрослыми ужасы войны испытали на себе и дети. Дети, которые изо всех сил приближали долгожданную Победу наравне со старшими.

(исполняется песня «Сигнальщики-горнисты»)

 

 

 

- Память вроде бы плёнки, в кадрах – взрывы, воронки.       

За метельною замятью… Проявляются, высветляются – памятью.

Догорает трёхтонка, лошадь бьётся в постромках.

Парни падают. Проявляются, высветляются – муки адовы.

Плотно снегом укрыты, сиротливо забыты.

Зимы круты. Проявляются, высветляются –

Прирождённые трупы, небо смешано с гарью.

Лес поверженный сталью. Обгоревшие пни.

Ветеранской солдатской памятью обрастают те страшные дни.

 

-Кругом бело. Простор. Раздолье света

Снег первозданный и мороза стынь.

И вот она – нетленна и воспета

В сердцах у нас хранимая Хатынь

(звучат колокола, на их фоне):

-         Деревня, превращённая в пустыню,

Земля людей, сожжённая дотла…

Они звенят – колокола Хатыни, как совесть наша,

Бьют колокола истории. Прошли десятилетья –

И пол страны не жило при войне.

Но каждый раз как вижу трубы эти, вдруг горло перехватывает мне.

И где б ты ни был, не работал где бы,

Быть истиной святой тебе должно

Понять, что счастье жить под мирным небом, -

Как дорого нам стоило оно.

 

-…Давно рассеялась пожаров мгла,

Но памяти  пожар – он не остынет.

Будь бдителен, звонят колокола

Пусть слышит мир колокола Хатыни.

 

-         За годы войны фашистскими варварами были уничтожены и сожжены дотла 186 деревень. Такой же мучительной смертью только в концлагере Бухенвальде погибли 56000 узников. А пыткам и издевательствам подверглись 18 млн. людей. 2 млн. были зверски замучены и сожжены в печах крематория.

-         Колокольный набат Бухенвальда напоминает всем о горьком прошлом и призывает: «Уничтожение нацизма и его корней – наш лозунг. Строительство новой и свободной жизни – наша цель».

(исполняется песня «Бухенвальдский набат»)

 

 

-Сегодня, в канун славной Победы над фашизмом, в год её

60 –летия, мы отчётливо понимаем – уроки войны, забыть нельзя! Потому что мировая война унесла 55 млн. человеческих жизней.

(чтецы зажигают свечи, звучит «Адажио»)

-         Давайте помянем их нашим молчаньем

Всех тех, кто остался на этих лугах.

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой, прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим, пусть они говорят:

Как речка текла человеческой кровью,

Мостя переправы из наших солдат.

Как их хоронили во рвах и воронках,

В прудах и колодцах над самой рекой

И мама чужая тайком пред иконой,

Свечу зажигала за их упокой.

Давайте же вспомним их, ставших травою,

Корнями деревьев и щебетом птиц.

Мы их имена нынче носим с собою

И лиц их черты есть в чертах наших лиц.

(объявляется минута молчания)

(дети поочерёдно читают по фразам):

 

- Задохнулись канонады, в мире – тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть.

-Эта память – верьте, люди, всей Земле нужна…..

Если мы войну забудем, вновь придёт война

(реплики из хора):

-Я рисую людей, -Я рисую траву,

-Я рисую всё то, что вокруг наяву.

-Я рисую дома и сады на луне

-Я рисую всё то, что  увижу во сне.

-Не хочу рисовать я разрывы от бомб

Пусть не плачет никто на рисунке моём.

-         Мы в обиду планету свою не дадим

-         «Да! – цветущим садам,

-         Нет! – войне говорим»   (исполняется песня «Спасём наш мир»)

Ведущая:

-         Сегодня на нашей встрече присутствуют почётные гости, представители одной из самых гуманных профессий – учителя, которые проработали в школе более 25 лет и мы по праву называем их ветеранами педагогического труда.

(представление гостей)

В годы военного лихолетья на их хрупкие девичьи плечи выпала нелёгкая ноша, ведь в тылу тоже требовалось мужество и выдержка, сила духа и выносливость.

…………награждены орденами и медалями.

                                  (слово ветеранам)

А сейчас я предлагаю всем присутствующим в этом зале вспомнить и исполнить попурри на тему военных песен

                                        (исполнение)

Наша встреча подошла к своему логическому завершению.

Слово предоставляется директору школы, поздравление ветеранов.

Выход под музыку