microbik.ru
1

Районный конференция «Современные образовательные технологии»

30.03.10.

Технология «Дебаты»

©Захарченко Е.Г., учитель химии и биологии МОУ СОШ №1 г.Пошехонье

Цели технологии дебатов:

  • обучение правилам грамотного принятия решений;

  • приобщение школьников к обсуждению социальных, нравственных проблем общества;

  • обучение учащихся парламентским методам ведения дискуссии

Технология «Дебаты» позволяет решать следующие задачи:

  • обучающие – способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями;

  • развивающие – способствуют развитию творческих способностей, логики, системному видению проблемы, установлению взаимосвязей событий и явлений, освоению различных техник подачи информации;

  • воспитательные – способствуют формированию культуры спора, толерантности, признание множественности подходов к решению проблемы;

  • коммуникативные – формируются в процессе совместной деятельности учащихся, их межличностном общении

Принципы дебатов:

  • Честность

  • Уважение к сопернику

  • Проигравших нет

Значение технологии «Дебаты»:

  • Социализирующее значение – приобщение участников к нормам и ценностям открытого общества (умение делать выбор, конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания)

  • Воспитывающее значение – выработка у участников самостоятельности оценок, поведенческих установок, способности найти компромисс

Дебаты бывают:

Командные (групповые)

  • политические

    • парламентские

    • классические (школьные)

Индивидуальные

Рассмотрим особенности стиля классических (школьных) дебатов. Правила этих дебатов сформулировал известный американский социолог Карл Поппер.

^ Участники классических дебатов:

Команды – состоят из 3-х человек, участник – спикер;

  • команда, защищающая предложение, называется утверждающей;

  • команда, опровергающая его, называется отрицающей;

Судья – решает, чья позиция более доказательна;

Комиссия дополнительного обслуживания

  • занимается сбором не прозвучавших в игре вопросов;

  • комментированием позиций игроков;

  • приведением ненайденных аргументов и их доказательств;

Тайм – кипер – записывает время, использованное спикерами;

  • дает устные предупреждения за 2 мин., 1 мин. и 30 секунд до истечения времени, отведенного на речь (или показывает таблички с числами);

  • дает сигнал окончания дискуссии;

Тьютор – учитель, подготовивший команду к игре

Схема школьных дебатов:

  • Участники – 2 команды.

  • Команда утверждения – участник (спикер)1,2,3 (У1, У2, У3)

  • Команда отрицания - спикер 1,2,3 (О1, О2, О3)

  • Судьи

  • Комиссия дополнительного обслуживания

  • Тайм – кипер

  • Тьютор

Инвариант технологии (технологические шаги – подготовка игры)

1.Требования к выбору темы:

  • Должна представлять интерес (быть актуальной). Обоснование актуальности - это ответ на вопросы «почему сегодня», «почему здесь», «почему мы» обсуждаем эту тему.

  • Затрагивать значимые проблемы

  • Тема должна иметь полное отрицание (быть спорной - есть проблема, сомнения); наличие взаимоисключающих позиций – одна сторона утверждает, другая опровергает (например: «взрослые должны вмешиваться в жизнь детей»)

  • Иметь четкую формулировку.

2.Создание команд (3 спикера утверждения и 3 спикера отрицания)

3.Подготовка к игре.

Требования:

  • Компетентность: не может быть экспромта; каждая тема прорабатывается (2недели для начинающих, 1 неделя – для подготовленных).

  • Честность и корректность

^ Понятие кейса.

Термин «кейс» обозначает «сюжет доказательства (опровержения)», который будет осуществлен командой; совокупность аспектов и основных аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи первых спикеров.

Структура кейса:

  1. Тема

  2. Обоснование актуальности темы

  3. Определения, понятия

  4. Аспект 1 Аспект 2 Аспект 3

  5. Аргументы1-3 Аргум-ты1-3 Аргум-ты1-3

  6. Док-во Док - во Док – во

  7. поддержки поддержки поддержки

Кейс игры:

Тема: формулируется в виде утверждения (например, «Клонирование является благом для человечества»).

^ Утверждающая сторона: пытаются убедить судей в правильности своей позиции (формулировка темы для утверждения «Клонирование является благом для человечества»).

^ Отрицающая сторона: хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна (формулировка темы для отрицания «Клонирование не является благом для человечества») или что интерпретация темы и аргументация своей позиции участниками утверждающей команды имеет недостатки

Аспекты должны быть разнообразными; оптимальное количество аспектов в теме 2-4; аспект должен подтверждать позицию; быть лаконичным. Аспект является инструментом, который помогает в обосновании и доказательстве.

Аргументы должны относиться к данному аспекту, раскрывать его содержание, не должны противоречить позиции команды, должны быть развернутыми. С помощью аргументации нужно убедить судью, что выбранная позиция по поводу темы - наилучшая. Аргументы могут быть слабыми или сильными, необходимо отобрать для игры самые сильные и начинать именно с них.

Доказательство (объяснение). Доказательство является логической связью между аргументом и поддержкой, оно расширяет аргумент, показывает его правильность.

Поддержки (свидетельства, поддерживающие данную позицию) В качестве поддержек могут использоваться примеры, факты, статистика, цитаты.

^ Этика проведения поддержек:

-всегда необходимо проверять источник и содержание поддержки;

- все цифры, факты, цитаты и т.д. должны иметь ссылку на источник;

-важно не столько количество поддержек, но, прежде всего их качество;

-поддержка должна быть взята из надежного источника, не старше, чем 3-5 лет (если имеются в виду вопросы, относящиеся к текущим проблемам);

Перекрестные вопросы. Участникам дебатов предоставляется возможность задавать вопросы и отвечать на вопросы оппонентов. Существует раунд вопросов и ответов.

^ Суть дебатов:

убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Организация дебатов на уроке

  • тема объявляется заранее;

  • команды формируются по желанию;

  • игроки на­рабатывают как защиту, так и опровержение темы;

  • тьютор консультирует команды;

  1. Тема объявляется в качестве домашнего задания всем учащимся. Команды формируются по желанию. Дома игроки на­рабатывают как защиту, так и опровержение темы. Непосредственно перед игрой определяются две команды, участвующие в ней, и жребий выбирает для каждой из них сторону "за" или "против". Таким образом, все учащиеся класса находятся в состоянии "готовности №1".

  2. ^ Тема объявляется непосредственно на уроке. Предварительно на дом предла­гается для подготовки перечень вопросов, входящих в круг данной темы. На уроке учащимся дается 15 мин. для того, чтобы собраться с мыслями. За это время учитель имеет возможность опросить слабых учеников.

  3. ^ Тема объявляется заранее, но сразу назначаются две играющие команды, ос- тальные учащиеся получают другое задание. Данный вариант рекомендуется для итоговых уроков по обобщающим темам.

  4. ^ Тема объявляется прямо на уроке, отсутствует какая-либо домашняя подго­товка, определяются утверждающая и отрицающая стороны. Весь класс, раз­битый на команды, в течение первого урока (40 мин.) готовится к дебатам.

Учитель и 3-4 помощника (из числа опытных игроков) следят за ходом ра­боты. На этом подготовительном этапе предполагается оценивать продуктив­ность работы учащихся. К концу 1 этапа учитель на совместном совещании со своими помощниками выбирают 2 команды для игры, которые наиболее успеш­но проводили подготовку. На 2 этапе проводится игра.

Учитель вместе с командами собирает и обсуждает кейс!

Регламент игры:

  1. У1 - 6 мин.

  2. О3 - У1 - 3 мин.

  3. О1 - 6 мин.

  4. У3 - О1 - 3 мин.

  5. У2 - 6 мин.

  6. О1 - У2 - 3 мин.

  7. О2 - 6 мин.

  8. У1 - О2 -3 мин.

  9. У3 - 5 мин.

  10. О3 - 5 мин.

Каждая из команд может взять тайм – аут 2 мин., но не более 8 за игру.

Роли спикеров:

Дебаты - это командная игра. У каждого члена команды есть свои обязанности:

У1

  • представляет утверждающую сторону (делает презентацию);

  • формулирует тему, обосновывает ее актуальность;

  • дает определение терминам (понятиям), входящим в тему;

  • представляет точку зрения утверждающей команды;

  • обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

  • представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

  • переходит к доказательству выдвинутых аргументов (доказывает не менее одного аргумента);

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

  • задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды)

О1

  • представляет отрицающую команду;

  • отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

  • принимает определения, представленные утверждающей стороной или вводит новые;

  • представляет позицию отрицающей стороны

  • принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

  • представляет стратегию отрицания, то есть аргументы отрицающей
    стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

  • опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

  • задает перекрестные вопросы У2 (второму спикеру утверждающей
    команды)

У2 и О2

  • опровергают аргументы оппонентов;

  • восстанавливают кейс игры, т.е. повторяют аспекты и аргументы данные У1 и О1, раскрывая их подробнее; новых не приводят!

  • приводят новые доказательства и поддержки к позиции своих оппонентов;

  • заканчивают выступление формулировкой темы и словами: «Наша команда считает…»

  • отвечает на вопросы 1 спикера

У3 и О3

  • выделяют наиболее важные вопросы по которым произошло столкновение мнений, в порядке их следования в кейсе;

  • сравнивают свою позицию с позицией оппонентов и приводят новые доказательства и поддержки;

  • эффектное заключение!

Судьи должны:

  • выявить актуальность темы;

  • давались ли определения, дополнения к ним;

  • аргументы, количество, их убедительность;

  • форма доказательств и поддержек

  • Ведут протокол. Должны решить: чья позиция более доказательна? Обосновать своё решение, показав сильные и слабые стороны команды; поддерживают справедливость.