microbik.ru
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ГОУ СОШ № 941

ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА

г. МОСКВЫ

НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


I СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

2 – 4 КЛАССЫ


  1. Общие положения


1.1. Учебный план школы № 941 на 2011 – 2012 учебный год разработан на основе:

- Московского базисного учебного плана, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 года № 427);

- приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

- приказа Департамента образования г. Москвы от 11 мая 2010 г. № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана»;

- приказа Департамента образования г. Москвы от 09.09.2010 г. № 1341 «О внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 11 мая 2010 г. № 958»;

- приказа Департамента образования г. Москвы от 04 мая 2011 г. № 327 «О внесении изменений в приказ Департамента образования г. Москвы от 11 мая 2010 г. № 958»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

1.2. Учебный план школы обеспечивает преемственность с Московским региональным базисным учебным планом, утверждённым решением коллегии Департамента образования города Москвы «Об утверждении базисного учебного плана от 22 февраля 2007 года и выполнение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (приказ ДО № 327)

1.3 Учебный план школы реализует общеобразовательные программы и определяет:

  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований для государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

  • распределение учебного времени между федеральным (не менее 75%), региональным (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • показатели финансирования (в часах);




    1. Учебный план школы содержит перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного стандарта.


1.5. Учебный план школы в соответствии с Московским базисным учебным планом, Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 года № 216) предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2 – 4 классы – не менее 34 учебных недель.

1.6. Учебный план составлен в «недельной» форме, в целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения, обеспечения вариативности образования, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников.

Учебный план школы направлен на решение следующих задач:

  • на обеспечение базового образования учащихся;

  • на осуществление индивидуального подхода к учащимся;

  • на создание максимально вариативной образовательной среды,

  • интегративное изучение отдельных дисциплин,

  • использование информационных и коммуникационных технологий,

  • повышение объёма учебного времени, отводимого на занятия физической культурой,

  • развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся,

  • формирование экологической компетентности школьников,

  • на обеспечение уровня универсального содержания образования,

  • на обеспечение преемственности на разных ступенях образования.




  1. Особенности обучения на 1 ступени образования.




^ Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы

Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, Технология, Физическая культура, ОБЖ.


Образовательная область «Филология» предусматривает изучение «Русского языка» , «Литературного чтения» и «Английского языка» (2-4 классы). Предмет «Литературное чтение» допускает интегративное изучение «Москвоведения». При изучении этих предметов постоянное внимание уделяется развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности.

Распределение часов на изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» таково: во 2 классе - по 4 часа, в 3-4х классах - 5 часов отдано на «Русский язык», 3 часа - на «Литературное чтение», так как к третьему классу обучающиеся достаточно хорошо владеют навыками осознанного чтения, а программный материал по предмету «Русский язык» требует более глубокого изучения.


Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». Учебный план предусматривает возможность интегративного освоения во всех классах начальной школы предмета «Информатика и ИКТ», что содействует, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики.


Образовательная область «Окружающий мир» во 2-4 классах предусматривает интегративное изучение курсов ОБЖ и «Москвоведения».


Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ».

В целях обеспечения биологической потребности младших школьников в двигательной активности в начальных классах проводятся три часа физической культуры в неделю (1 час взят из компонента образовательного учреждения)


Образовательная область «Технология» допускает интегративное изучение предмета «ОБЖ». Учебный предмет «Технология» изучается с учебной нагрузкой 1 час в неделю в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова и УМК «Планета знаний», с учебной нагрузкой 2 часа в неделю по образовательной системе «Школа 2100». Программа образовательной системы «Школа 2100» по «Технологии» состоит из двух блоков: «Художественно-творческая изобразительная деятельность» и «Трудовая деятельность».


Образовательная область «Искусство» предусматривает изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю по системе Л.В. Занкова и по УМК «Планета знаний».


В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включены материалы профориентационного информирования обучающихся. В рамках проектной, исследовательской деятельности обучающихся в УМК «Планета знаний» и системе Л.В. Занкова предусмотрена пропедевтическая профориентационная направленность.

^ Интеграция ОБЖ в курсы «Физическая культура», «Окружающий мир» и «Технология» содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребенка мира большого города. Рекомендуемый объем интегративного изучения ОБЖ в начальной школе не менее 124 часов (за 4 года).


По традиционной системе (УМК «Планета знаний») обучаются классы: 3а, 4б. По образовательной системе «Школа 2100» (УМК «Школа 2000…, Школа 2100») обучаются классы: 2б, 3б, 3в, 4а. По образовательной системе Л.В. Занкова - 2а.

Региональной спецификой учебного плана является поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин, поддержка интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий, а также изучение предмета «Москвоведение».


Интегрируемые курсы:

- литературное чтение, москвоведение - 2аб, 3абв, 4аб

- математика, информатика и ИКТ – 2аб, 3абв, 4аб

- окружающий мир, москвоведение, ОБЖ - 2аб, 3абв, 4аб

- физкультура, ОБЖ – 2аб,3абв,4аб

- технология, ОБЖ - 2аб, 3абв, 4аб


Интегративное изучение дисциплин не ведёт к снижению качества и отсутствию учёта и контроля по данной дисциплине.


Распределение часов в учебном плане не ведёт к перегрузке учащихся.


Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане используются:

  • на увеличение количества часов по физической культуре (сохранение и укрепление здоровья учащихся);

  • на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору учащихся;

  • на развитие речи;

  • на занятия проектной и исследовательской деятельностью;

  • повышение информационной культуры школьников и изучения основ информатики.


Часы компонента образовательного учреждения (42 ч) использованы следующим образом:


  1. На проведение дополнительных занятий с группой одарённых

учащихся для подготовки к олимпиадам и марафонам ( «Развитие познавательных способностей») выделено 4 часа: по 1 часу в 3А, 3Б, 3В и 4Б.

  1. Для организации групповых и индивидуальных занятий с учащимися

дополнительно выделено 27 часов:

– на развитие речи по 1 часу в 2А, 3А, 3Б, 3В, 4А и 4Б (6 часов);

на занимательный русский язык по 1 часу во 2А, 3А, 3Б, 3В, 4А и по 2 часа во 2Б и 4Б ( 9 часов);

на занимательную математику по 1 часу во 2А и 4Б, по 2 часа во 2Б, 3А, 3Б, 3В и 4А (12 часов).

3. На изучение информатики выделено по 1 часу во 2А, 2Б, 3А, 3Б, 3В, 4А, 4Б ( 7 часов).

4. На занятия проектной и исследовательской деятельностью выделено во 2А – 2 часа, во 2Б и 4А – по 1 часу (4 часа).


Учебный план позволяет реализовать задачи, стоящие перед школой в 2011 – 2012 учебном году: обеспечение базового уровня образования учащихся, осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание максимально вариативной образовательной среды, развитие творческих (познавательных) способностей и коммуникативной компетентности учащихся, обеспечение уровня универсального содержания образования, сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Заместитель директора по УВР 1 ступени Р.Е. Туронис