microbik.ru
1
“Великая цель образования -

это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
“Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить”   это высказывание А. Дистервега известно всем

Современная школьная география стремиться к интеграции двух ветвей географической науки: естественной и (или физической) и социально – экономической. В центре стоят фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества. Современные учащиеся живут в информационном обществе, происходит смена познавательных интересов. Поэтому в наше время задача школы заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться ориентироваться в потоке различной информации, познать природные, социальные и политико - экономические явления в обществе, вступать в общение с окружающими, пользоваться разными методами работы с источниками знаний, т.е. овладеть ключевыми компетенциями.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике при использовании УМК «Сферы».

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют его содержание. Мотивы учебной деятельности детерминируют интеллектуальную и умственную активность учащихся, их отношение к учебному труду и в конечном счете – результаты обучения. В свою очередь, мотивы формируются в процессе обучения, воспитания и развития учащихся; зависят от форм и стиля организации учебно-познавательного процесса, методов и приемов обучения, средств и содержания учебного материала. Цели обучения обусловливают характер деятельности учителя и учащихся, формы и методы обучения. Так, выбор типа урока и его структуры в первую очередь определяются дидактической целью занятия. От содержания учебного материала зависит выбор форм, методов и средств обучения. Приведенные примеры показывают, как тесно взаимосвязаны все составные компоненты процесса обучения.  

При использовании УМК «Сферы» принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца. Особое место отводится при этом кабинету географии, в котором вся обстановка должна побуждать к творчеству, провоцировать интеллектуальную инициативу школьников.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания»

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения учиться. Теперь задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Т.о., личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический.
Именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Выделяют следующие структурные характеристики действия, которые позволяют определить особенности и тип учебной деятельности, реализуемой обучающимися:

  1.  Форма действия, которая может быть материальной, перцептивной, словесной и умственной

  2.  Обобщенность действия

  3.  Полнота действия

  4.  Освоенность действия

  5.  Разумность действия

  6.  Сознательность выполнения

На основе этих характеристик выделяют 3 типа учения:

  1.  1 тип предполагает самостоятельное освоение конкретных действий зачастую посредством копирования с готового образца

  2.  2 тип на основе готовых алгоритмов, схем происходит управляемая интегрирующая деятельность, гарантирующая получение заранее заданного результата

  3.  3 тип характеризуется самостоятельной деятельностью на основе наиболее общих законов, принципов, методов

С точки зрения освоения новых видов деятельности наиболее перспективным является 3 тип учения.

Планируя урок в рамках деятельностного подхода при использовании УМК «Сферы», я опираюсь на следующие положения:

  • Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития обучающихся и характеризоватся совокупностью знаний и умений, которые он может освоить самостоятельно с помощью учителя

  • Обязательно наличие личностно значимого образовательного продукта

Применение данной технологии предусматривает:

  • Установление логических связей между основными понятиями и законами, структуризацию материала

  • Представление предметного содержания в виде системы задач и составление полной обобщенной ориентировочной основы действий

  • Выделение основных предметных и общих действий, необходимых для решения созданной системы задач

В учебном процессе при деятельностном подходе выделяют три этапа:

  1. 1. Ориентировочно-мотивационный: определение мотивов и потребностей, принятие учебных целей и условий их достижения

  2. 2. Операционно-исполнительский: формулировка учебной задачи, плана действий по ее решению, самостоятельная индивидуальная, работа в парах, группах.

  3. 3. Рефлексивно-оценочный:самоконтроль и самооценка, рефлексивное отслеживание полученных результатов.

С 2006 года я работаю по УМК «Сферы» и считаю, что работа сданной линией учебников способствует реализации компетентностного, деятельностного подхода в обучении и помогает решать основные задачи современного образования. Комплект по курсу в каждом классе включает в себя: учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-практикум, атлас, контурные карты, электронное приложение к учебнику, методические рекомендации для учителя. Моя практика преподавания показывает, что использование в обучении УМК "Сферы" способствует решению следующих педагогических задач:

  • формирование ключевых компетенций;

  • реализация деятельностного подхода в обучении;

  • реализацию коммуникационных технологий;

  • индивидуализация и социализация обучения.



  1. Учебник занимает одно из центральных мест в системе средств обучения и является главным звеном учебно-методического комплекта. Содержание и структура учебника направлены на формирование комплексных географических социально-ориентированных знаний Современный учебник должен помогать формированию ключевых компетенций обучающихся. Учебный материал представлен компактно, не перегружен излишней информацией. Содержание параграфа разбито на смысловые блоки. Названия блоков выделены шрифтом и цветом. В учебнике содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника должны быть единым целым. «Фиксированный формат» учебника в котором ритмично повторяется фиксированные структурные элементы каждой темы и каждого урока. Каждая тема открывается «визитной карточкой», которая содержит информацию об уникальных объектах и явлениях в сфере данной темы.



  2. Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого явления или объекта, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.

  3. При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза.Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.

  4. Известны три уровня работы с текстом:

  5. 1. Познавательный (главная цель — усвоение);

  6. 2. Аналитический (главная цель — критика);

  7. 3. Творческий (главная цель — созидание нового).

  8. Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:

  9. а) выделение существенного;

  10. б) смысловая группировка;

  11. в) составление плана, тезисов, конспекта;

  12. г) составление схем, графиков, диаграмм;

  13. д) формулирование выводов;

  14. е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);

  15. ж) составление вопросов к теме;

  16. з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.

  17. Некоторую помощь при работе с текстом может оказать следующая памятка:

  18. 1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее существенную часть его, выделить главную мысль.

  19. 2. Попытаться установить, какие следствия как теоретического, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.

  20. 3. Определить правомерность новых мыслей или идей, вытекающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.

  21. 4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.

  22. Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.



  23. В современных учебниках представлены разнообразные задания, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а также в качестве познавательной задачи при изучении нового материала. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.

  24. В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, ( карта рассматривается как объект изучения), а также знания географического содержания, (карта выступает как источник знаний и как средство наглядности). Однако уровень картографической подготовки в школе еще достаточно низкий.

  25. Жизнь ставит перед школой новые задачи, одна из которых — ликвидация картографической безграмотности. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах.

  26. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями или объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.



  27. При работе с текстом возможна организация деятельностного этапа урока: выделение из текста понятия, составление таблиц, чтение географической карты. Предлагая работу с текстом, стараюсь разнообразить применение творческих приемов:

  • Составление логических цепочек, например: как неравномерное нагревание земной поверхности может привести к образованию океанических течений.

  • Построение «лестницы» значимых характеристик, процессов, развивающихся во времени

Большое внимание уделяется учебно – исследовательским проектам учащихся, проблемным, творческим заданиям, где наиболее полно могут быть реализованы информационные, коммуникативные, самообразовательные, социальные компетентности.

Наличие рубрик «Вы узнаете» и «Вспомните» помогает организовать мотивационно-целевой этап урока. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

Рубрика «Вопросы для обсуждения» носят проблемный характер, могут стать предметом дискуссий или могут стать основой для подготовки собственных проектов.

На процессуальном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Это помогает осуществить рубрика «Мои географические исследования». Например

  1. Установите течения, образующие 2 круговорота: в северной и южной частях Атлантического океана. В каком направлении движется вода в каждом из них?

  2. Какие ветры образуют различные течения?

  3. На физической карте мира найдите Скандинавский полуостров и полуостров Лабрадор. Какими течениями они омываются? Каковы температуры января на этих полуостровах на широте 60°с.ш.? В чём причина разницы температур? (7 класс, Атлантический океан)

«Выявите, в областях каких складчатостей расположены горы Прибайкалья и Забайкалья, Урал, Алтай, Кавказ» (8 кл «Рельеф и недра»)

«Выявите зависимость расположения земледельческой зоны России от температур и увлажнения» (8 кл. Почвы и человек)
В рубрике «Подробнее» приводятся ссылки на дополнительные ресурсы

Считаю, что особенно удачными являются тетради – тренажёры, в которых учащиеся работают самостоятельно в классе или дома. В нем реализован компетентностный подход к обучению предметными средствами. В тренажере весь материал структуирован не по урокам, а по темам курса. Внунти тематических разделов задания распределены не по содержанию, а по видам деятельности и направлены на формирование основных как предметных, так и надпредметных умений и навыков:

  • Решение тестовых заданий

  • Работа с текстом

  • Работа с картографическим материалами

  • Работа со статистическим материалом


В тетради – тренажере имеется система ссылок на учебник и другие составляющие УМК, что обеспечивает удобство поиска необходимой для выполнения определенных заданий информации, содержащийся в информационной образовательной среде УМК в целом, позволяя учащимся самостоятельно освоить материал при выполнении задания.

Тетрадь – тренажер - своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика, которая дает возможность самопроверки и самостоятельного выбора.

Тетрадь - практикум содержит материал для организации программных практических работ по всем темам курса. Именно выполнение учащимися практических работ направлено на формирование, закрепление и свободное владение учебными, в том числе и географическими умениями. Для выполнения каждой практической работы задан алгоритм, который требует связи с другими компонентами УМК, что достигается рядом ссылок к тексту или иллюстрациям учебника, электронному приложению, картам атласа или заданию в тетради-тренажере. Важной содержательной составляющей тетради – практикума является наличие в ней работ, ориентированных на использование школьниками современных программных средств обучения, например подготовка презентации проекта. Выполнение подобных работ предполагает расширение информационно-образовательной среды УМК за счет привлечения ресурсов электронного приложения и сайта интернет-поддержки. Уроки-практикумы позволяют более полно учитывать индивидуальные потребности школьников, формировать как интеллектуальные, так и практические умения, развивать их творческие способности.

Контурные карты органично дополняют атласы, обеспечивая возможность применения практических форм работы с картографическими материалами. Контурные карты цветные, выполнены в технике объемного изображения рельефа. К каждой карте прилагается система заданий как репродуктивного, так и на развитие аналитических способностей учащихся. Система включает в себя задания трех уровней

- на закрепление основных географических знаний, умения находить на карте атласа и наносить на контурную карту объекты обязательной географической номенклатуры;

- на понимание пространственных закономерностей и взаимосвязей явлений и процессов, которые требуют умения синтезировать информацию, представленную в учебнике и на разворотах атласа, и оформлять её в картографическом виде;

- на расширение и развитие творческих способностей, требующие умения отбирать, анализировать необходимую информацию из разных источников и интерпретировать ее в форме картографического изображения.

Задания выстраиваются по принципу от простого к сложному, поэтому требуют последовательного их выполнения. Каждая контурная карта снабжена легендой, в которой отображены некоторые условные знаки, которые предполагают использовать при оформлении в соответствии с выполнением заданий. Например

Задания к теме «Охраняемые территории»:

1. Обозначить цифрами на карте и подпишите в разделе «Условные обозначения» восемь крупнейших объектов Всемирного природного наследия

2. обозначьте цифрами на карте и подпишите в разделе «Условные обозначения» объектов Всемирного природного наследия

3. произвольным знаком покажите по одному биосферному заповеднику в пределах каждой природно-хозяйственной зоны.

4.Произвольным знаком покажите на карте по одному заповеднику и национальному парку на территории вашего проживания или максимально близко расположенных к ней.

5.Зеленым цветом проведите на карте линию маршрута экспедиции по территории десяти особо охраняемых территорий таким образом, чтобы максимально показать участникам экспедиции разнообразие природы нашей страны.

Подобные задания творческого характера:

Обозначьте буквами А,Б,В на карте пункты маршрута геологической экспедиции, на основании данных дневника этой экспедиции, приведенных ниже:

А – на поверхность выходят магматические породы древнего кристаллического фундамента. Абсолютная высота местности – 345м

Б – на глубине проходит крупный разлом земной коры. Абсолютная высота древних, сильно разрушенных гор герцинской складчатости около 1000 метров.

В – мощный осадочный чехол перекрывает отложения палеогена.

В 7 классе, тема «Мировой океан»

Нарисовать маршрут движения бутылочной почты от неизвестного пункта до Бермудских островов.

На рефлексивно-оценочном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

- познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;

- социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;

- психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. Наличие электронного приложения к УМК «Сферы» позволяет осуществлять значительное расширение информационного поля путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов. Структура электронного приложения как информационно-образовательной среды соответствует принципам ее построения. Через разворот учебника, отображаемого на экране монитора, при помощи системы гиперссылок может осуществляться выход на медиаобъекты, содержащиеся в электронном приложении. За счет модульного построения материала достигается гибкость структуры электронного приложения. Это дает возможность организовать процесс обучения как по траектории, выстроенной в строгом соответствии с логикой построения учебного материала в учебнике, так и на основе различных вариантов сочетания ресурсов учебника и электронного приложения с учетом особенностей класса, группы и каждого ученика. Индивидуальная компоновка материала в электронном приложении обеспечивается с помощью специального инструмента «Личные папки».Электронное приложение содержит набор тестовых заданий, собранных в разделе «Тренажер».

Программы-тренажеры предназначены для повторения учащимися наиболее значимых знаний. Основным содержанием этих программ должен быть не второстепенный, а наиболее значимый материал. Программы-тренажеры включают и программы контролирующие.

Использование новых технических средств обучения дает колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Широкие функциональные возможности электронных карт к УМК «Сферы» позволяют мне использовать их во всех учебных курсах, реализовать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения - картографические. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных.
Таким образом:

УМК «Сферы» позволяет реализовать общие принципы методики преподавания:

— переход к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

— переход от освоения определенной суммы знаний — к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

— вариативность образования;

— приближение образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

На первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной школе вышли умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы теснее увязать содержание школьного предмета с реальными проблемами сегодняшнего дня и решениями практических задач, связанных с реформированием России, в том числе преобразованием ее географического пространства.

Обращает на себя внимание наглядный аппарат учебника. Каждый раздел имеет обобщенную иллюстрацию, символизирующую основную идею раздела и создающую образы территорий, с которыми предстоит познакомиться школьникам. Большая часть иллюстраций способствует формированию представлений, дополняет текст, и передает школьникам новые знания. Особенности территории наиболее наглядно передает картографический материал, представленный в атласах, контурных картах, интерактивных картах.

Атласы и контурные карты по географии разработаны на основе новых подходов к содержанию образования, содержат не только картографическую информацию, но и информацию справочного характера в виде рисунков, моделей, текстовых фрагментов, фотографий. Это позволяет реализовать такой принцип обучения – как «Учение с увлечением». Контурные карты содержат подробную инструкцию работы с картой по каждой изученной теме.

УМК «Сферы» построен на основе деятельностного и компетентностного подхода, имеют практическую направленность. Я очень сожалею о том, что не разработан комплект по географии для 10-11 класса.


Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.