microbik.ru
1
ГБОУ гимназия № 652 Выборгского района г. Санкт – Петербурга

преподаватель – организатор ОБЖ, Михайлова С. Ю.

ПЛАН ИТОГОВОГО УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

« Автономное существование человека в природе»

«По следам Робинзона Крузо»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: дидактическая игра « По следам Робинзона Крузо», работа в группах (командах).

Место проведения: учебный кабинет ОБЖ.

Цель и задачи урока: систематизация знаний по теме «Автономное существование человека в природе»; повторение и закрепление полученных навыков и умений; воспитание коллективной деятельности.

Методическое сопровождение: маршрутные листы для команд, жетоны, рисунки учащихся, карточки – задания, дрова для показа способов раскладки костров, компас, верёвка для узлов, критерии выставления оценок, кроссворд, учебники ОБЖ: И. К. Топорова, Е. Н. Литвинова, А. Т. Смирнова, Б. И. Мишина; О. П. Самыгин «Школа выживания»; С. В. Титов «Тематические игры по ОБЖ»; цитаты из книг Д. Дефо, М. Рида, Б. Полевого, аудиозапись звуков природы; компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.

Познакомить учащихся с правилами урока (слайды № 2 и № 3).

Команды выбирают капитанов.

Каждый правильный ответ – балл команде, заносится в маршрутный лист команды.

В конце урока капитан вместе с командой оценивает работу каждого игрока , подсчитывает общее количество баллов, набранных командой, и выставляет оценки все игрокам.

Критерии выставления оценок: правильность ответов, активное участие в работе команды, справедливость, слаженность действий.

  1. Этап «Я заблудился» - 3 мин.

Вопросы на знание терминов и определений (слайд № 4). Каждая команда отвечает на один вопрос (вопросы можно подготовить на карточках).

Вопросы:

Что такое автономное существование?

Какие виды автономии вы знаете?

Что такое факторы и стрессоры выживания?

Главный закон выживания.

Как преодолеть страх и стресс в условиях вынужденной автономии?

Что такое акклиматизация, правила акклиматизации в различных климатогеографических зонах?

  1. Этап «Роза ветров» - 3 мин.

Вопросы по теме: ориентирование на местности (слайд № 5). Каждая команда отвечает на один вопрос слайда (можно написать вопросы на карточках).

Вопросы:

Что такое ориентирование на местности?

Назовите способы ориентирования.

Как ориентироваться, используя компас и карту?

Как ориентироваться по небесным светилам?

Как ориентироваться по местным признакам?

Что такое азимут, как можно его использовать в условиях автономии?

  1. Этап «Подай голосок через тёмный лесок» - 5 мин.

Вопросы на знание сигналов бедствия (слайд № 6).

Вопросы:

Определить значение и название предложенного знака.

Выложить или нарисовать знак сигнала бедствия.

Разгадать шифровку (шифровки у каждой команды разные, оформляются на свитках, ключ к шифру – алфавит, например: отгадка к шифровке на слайде –

«Погибаем в тропическом лесу, спасите туристов».

  1. Этап «Сколько лет Робинзон живет на острове» - 3 мин.

Игра – счёт на проверку наблюдательности (слайд № 7), можно использовать только слайд, можно учителю показывать руками.

- Я живу на необитаемом острове уже столько лет (руки крестом – римская цифра 10) - 10 лет.

- Ещё половина столько (руки крестом – римская цифра 10) – 5 лет.

- Плюс четверть столько (руки крестом – римская цифра 10) – 2,5 года.

- Плюс ещё столько (руки крестом – римская цифра 10) – 10 лет.

- Плюс столько дней, сколько килограммов в одном пуде – 16 дней.

Ответ: 10 + 5 + 2,5 +10 = 27,5 лет и 16 дней.

  1. Этап «Заморочки из корзинки» - 3 мин.

Задание вопрос – ответ, команды выбирают № вопроса (слайд № 8) или достают карточки из настоящей корзины (по желанию учителя), ответ даётся сразу же. Вопросов может быть несколько.

Вопросы:

Какие дрова самые жаркие?

Как можно высушить намокшие спички в дождливую погоду?

Какую часть тела нужно защищать в первую очередь от холода и сырости?

О каком литературном герое ведётся речь (зачитать цитату из произведения)?

Что такое НАЗ, что там должно находиться?

От чего страдал в первую очередь Робинзон?

Какие вещи ты положишь на дно рюкзака, лёгкие или тяжёлые?

Где можно укрыться во время грозы, если ты находишься на природе?

Не огонь, а жжётся.

Маленький Иван – костяной кафтан.

  1. Этап «Временное жилище» - 3 мин.

Вопросы про устройство временного жилья на природе (слайд № 9),команда выбирает вопрос по слайду (можно оформить вопросы на карточках).

Вопросы:

Как организовать временное жилище в летнее время?

Как организовать временное жилище в зимнее время?

Виды простейшего жилья.

Организация ночлега на болотистой местности.

Организация ночлега в горах.

  1. Этап «Обогрейся, отдохни» - 5 мин.

Вопрос и практическое задание о добывании огня и способах раскладки костра (слайд № 10). Каждая команда отвечает на один вопрос и показывает способ раскладки костра, используя заготовленные учителем дрова.

Вопросы:

Назвать основные способы добывания огня.

Назвать и показать способ раскладки костра.

  1. Этап « Сядь на пенёк, съешь пирожок» - 3 мин.

Вопросы про обеспечение пищей и водой в условиях автономии (слайд № 11). Вопросы можно написать на карточках , можно использовать слайд.

Вопросы:

Основные способы добывания пищи.

Как добыть пищу охотой?

Как добыть пищу рыболовством?

Собирательство.

Способы добывания воды.

Способы очищения воды.

  1. Этап «Привал» - 5 мин.

Команды должны вспомнить отрывки из песен про природу, туризм, дружбу.

(Слайд № 12)

Командам предлагается написать четверостишие, используя предложенные слова – конкурс буриме.

Разожгли – угли.

Леса – чудеса.

Ветка – метка.

Мохнатые - пернатые.

Дорога – берлога.

Кора – еда.

  1. Этап «Конкурс капитанов» - 5 мин.

(Слайд № 13)

Капитаны должны назвать некоторые способы вязания узлов.

Капитаны должны показать один из предложенных на слайде способов вязания узлов.

  1. Этап «Подведение итогов» - 4 мин.

(слайд № 14)

Команды подсчитывают количество заработанных баллов, учитель называет команду - победительницу и фамилии самых активных учеников.

Капитаны вместе с командами выставляют оценки игрокам в маршрутные листы.

Учитель: «Сегодня на уроке мы повторили и закрепили знания и умения темы «Выживание в природе», вы – активные, дружные, творческие люди, с вами можно смело выходить на природу. Молодцы. Главное, в любой ситуации не сдаваться»!

Учитель собирает маршрутные листы, анализирует их к следующему уроку. Оценки в журнал выставляются после этого.

  1. Домашнее задание – рисунок по теме урока.

Примечание: если во время урока команда справляется с заданием раньше, можно предложить ей выполнить дополнительное задание, например, отгадать кроссворд, головоломку, перевёртыши, на усмотрение учителя.

Маршрутный лист команды

п/п

Фамилия, имя игрока

1 этап


2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

7 этап

8 этап

9 этап

10 этап

Общее

кол-во баллов

Оценка

за урок

1.

Сергеев А.

3 балла

1 балл

2 балла

0

1 балл

4 балла

1 балл

2 балла

1 балл

1 балл

16

5

2.

Петрова Н.

0