microbik.ru
1 2 3 4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История государственных органов и учреждений в России»

для магистров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100



Москва - 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий

У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы
(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История государственных органов и учреждений в России»

для магистров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100




Москва – 2012

УДК

Программа учебной дисциплины «История государственных органов и учреждений в России». Для магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.А.Омельченко. М.: ГУУ, 2012.




С О С Т А В И Т Е Л Ь:

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко

О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6

О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1

ãН.А. Омельченко, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ»

Цель учебной дисциплины «История государственных органов и учреждений в России» - сформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.

Основные задачи учебной дисциплины:

  • вооружить будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления пониманием специфики и содержания динамики социальной модернизации общества и рационализации государственного управления (центрального и местного);

  • сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственных органов и учреждений в России;

  • развить творческое отношение к освоению исторического опыта и умения использовать его в современных условиях.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ» В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ

Дисциплина «История государственных органов и учреждений в России» относится к общенаучному циклу ООП магистратуры (М.1) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке магистров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин, таких как: «Система государственного и муниципального управления», «Экономика общественного сектора», «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», «Управление в социальной сфере». Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных закономерностей и особенностей развития системы государственного и муниципального управления, основ права и правового обеспечения государственного и муниципального управления, управления в социальной сфере обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «История государственных органов и учреждений в России».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Государственная политика и управление», «Современные механизмы противодействия коррупции».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Код компетенции

    Наименование компетенции

(ОК-2)

    Компетенция этического поведения. Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения.

(ОК-14)

    Компетенция саморазвития. Способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня.

(ОК-15)

    Компетенция критического анализа. Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей.

(ОК-16)

    Компетенция ответственности. Готовность к принятию ответственности за свои решения, умение оценивать последствия решений.

(ПК-13)

    Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников.

(ПК-16)

    Умеет систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.

(ПК-20)

Владеет методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований.

(ПК-22)

Владеет методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные тенденции развития государственного управления в истории России;

- принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;

- основные принципы функционирования местной власти;

- особенности организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в современной России.

Уметь:

- выявлять общее и особенное в формировании традиционных основ и национальных моделей власти и управления;

- сравнивать модели государственного управления в различные периоды истории России;

- сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт модернизации государственного управления, проведения административных реформ, формирования государственной службы;

- извлекать уроки из истории государственного управления в России и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

- навыками эффективного поиска информации и анализа исторических источников;

- общенаучными принципами познания общественных явлений;

- навыками работы с нормативно-правовыми документами;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения истории государственных органов и учреждений в России.

Предмет, цели и задачи курса. Место курса в системе гуманитар­ной подготовки специалистов по управлению. Структура курса, про­блемно-хронологический принцип его построения. Источники и литера­тура.

Историко-социологическая и историко-правовая трактовка госу­дарственного управления. Проблема исторической типологии организа­ции и управления обществом. М.Вебер и его характеристика традицион­ного, харизматического и рационального типов политического господства и управления. Закономерности социально-политической модернизации общества и преемственность национальных типов государственного управления. Российская бюрократия: особенности формирования и эволюции. Традиционные основы российской государственной службы. Демократи­ческие традиции в истории России. Реформы и модернизации в истории России. Национальные особенности реформаторских процессов в усло­виях «вторичной» модернизации. Традиции и модернизация: особенности реформатор­ских процессов в России в новое время (XVIII – начало ХХ вв.).

Рекомендуемая литература:

    1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

    2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

    3. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 607с.

Дополнительная литература:

  1. Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

  2. Политическая культура: теории и национальные модели / Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - 485с.

  3. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

  4. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

  5. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

Тема 2. Управление в Древнерусском государстве и русских княжествах с IX до конца XV века.

Возникновение государства у восточных славян. Основ­ные черты древнерусской (патриархальной) модели управления. Нерасчлененность ин­ститутов власти и управления. «Русская правда». Город и его политические функции. Сущность и особенности десятичной (численной) системы управления. Великокняжеская власть и территориально-политическая структура Ки­евской Руси в конце Х – начале XII вв. Княжеская власть и народное соб­рание (вече) как институты власти и управления, их соотношение и эво­люция. Дружина. Полюдье. Бояре. Посадники. Тиуны. Феодальные съезды. Суд в Древней Руси. Феодальные республики в Новгороде и Пскове: общественное и государственное устройство.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключались основные функции, и каковы были пределы великокняжеской власти в Киевской Руси?

2. Какую роль играли народные веча в системе власти и управления Киевской Руси?

3. В чем состояла особенность системы власти и управления обществом в Новгородской феодальной республике?

Основная литература:

  1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

  2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

  3. История государственного управления в России. Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 440 с.

Дополнительная литература:

  1. Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

  2. Высшие органы государственной власти и управления в России IX-XX вв. Справочник. СПб.: Изд-во СЗАГС; Культура – Образование, 2000. – 548 с.

  3. Кешикова Н.В. Выборы в древнерусском государстве // История государства и права. - 2004. - № 5. - С. 36-38.

  4. Ключевский В.О. Полный курс русской истории. М, 2009.

  5. Отечественное законодательство XI - XX веков. Ч.1 (XI - XIX в.); Ч.2. (XX в.) / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2009. - 464с.; 352с.

  6. Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). - СПб., 2003.

  7. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

  8. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

  9. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm


Тема 3. Государственный аппарат периода образования и эволюции централизованного государства (конец XV –XVII вв.).

Особенности организации власти и управления в Московском государстве в конце XV – нач. XVI в. Боярская дума, ее функции и роль в полити­ческом и административном управлении. Московские приказы как функционально-отраслевые органы цен­трального управления. Местные учреждения. Перестройка в середине XVI в. системы политического управления на началах сословного представительства. Ограничение власти кормленщиков. Городовые приказчики. Губная реформа и губные органы. Земс­кая реформа и земские органы. Исторические корни становления и развития Земских соборов. Изменения в государственных учреждениях после Великой смуты. Соборное уложение 1649 г. и за­крепление социальной стратификации общества. Формирование «служилой» бюрократии и государственной службы. Эволюция приказной системы государственного управления во второй половине XVII в. Изменения в структуре местной администрации. Особенности воеводского управления.

Контрольные вопросы:

1. Почему Московское государство принято называть сословной монархией? В чем заключались основные особенности формирования сословной организации и управления российским обществом в XV - XVI вв.?

2. Каковы причины и основной смысл перестройки в середине XVI в. системы государственного управления на началах сословного представительства и возрождения «земского начала» в местном управлении?

3. Какое значение для развития российской государственности имело формировании приказной системы государственного управления? Назовите недостатки и достоинства московских приказов.

4. В чем состоит основное отличие Земских Соборов от представительных учреждений в странах Западной Европы?

5. Как повлияло «смутное время» начала XVII в. на эволюцию государ­ственного управления в России?

Основная литература:

  1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

  2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

  3. История государственного управления в России. Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 440 с.

Дополнительная литература:

  1. Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

  2. Булгаков М.Б. Государственные службы посадских людей в XVII веке: Монография / М.Б. Булгаков. - М.: Ин-т рос. истории РАН, 2004. – 348 с.

  3. Высшие органы государственной власти и управления в России IX-XX вв. Справочник. СПб.: Изд-во СЗАГС; Культура – Образование, 2000. – 548 с.

  4. Ключевский В.О. Полный курс русской истории. М, 2009.

  5. Кондратьева Т. Кормить и править О власти в России XVI — XX веков. М.: РОССПЭН, 2009. - 208с.

  6. Лешков В.Н. Российский народ и государство: история русского общественного права до XVIII века / В.Н. Лешков. – СПб., 2004. – 525с.

  7. Отечественное законодательство XI - XX веков. Ч.1 (XI - XIX в.); Ч.2. (XX в.) / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2009. - 464с.; 352с.

  8. Сенин А.С. Государственная служба в России: история и современность. Учебное пособие для студентов региональных подразделений РГГУ, Одинцово, 2007. – 204с.

  9. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

  10. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

  11. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm




следующая страница >>